Информатика в цифрах

0
0
Материал опубликован 26 February


Пояснительная записка

В современном мире, каждые два года меняется поколение технологий, программных инструментов, появляются совершенно новые технологии, в то время как старые технологии уходят в прошлое. Такие изменения в технической сфере требуют постоянных изменений и в научной отрасли. Одной из таких научных областей, которая стремительно развивается является информатика. Обмен информацией играет жизненно важную роль на протяжении развития цивилизации. Данный процесс, обмена информацией, создал условия для обширных научных исследований, позволяющих развивать не только культур и искусство, но и любую область человеческой деятельности. Обмен информацией становится еще более важным в нашем, современном и быстро меняющемся обществе. Важной частью современного общества стали информационные технологии, которые помогаю решать наши задачи, достигать цели, взаимодействовать друг с другом. Цель: расширение знаний обучающихся в области решения нестандартных задач по информатике, подготовка к участию в олимпиадах и конкурсах по указанному предмету. Задачи: научить обучающихся решать исследовательские, практические задачи из разных областей информатики; научить решать задачи повышенной сложности по информатике; сформировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей; способствовать профессиональной ориентации обучающихся. Данная программа составлена на основании и в соответствии: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); Требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); Основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. Программа разработана с учетом требований к уровню подготовки учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Общая характеристика курса Курс информатики 9 класса является важнейшим звено в обучении, воспитании и развитии учащихся. Данная программа направлена на систематизацию знаний, умений и навыков учащихся, устранению академических пробелов и подготовку к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся 9 классов. Важно определить следующие направления работы в процессе подготовки учащихся: развитие умения выполнять задания разного уровня; развитие мотивации и умения ставить и добиваться целей; формирование положительного отношения; формирование уверенности в себе и в своих силах; формирование положительной самооценки. систематизация знаний, умений и навыков по курсу информатика; восполнение пробелов в знаниях по курсу; подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.


Описание места курса в учебном плане

Согласно календарному учебному графику на 2024/2025 учебный год включает 34 учебных недель в 9 классе. Поэтому рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Каждое занятие представляет собой сочетание теоретической и практической части, а также тематический контроль знаний

Формы организации занятий: основной формой обучения является практикум решения задач, компьютерный практикум, дискуссии.

При изучении курса «Избранные вопросы информатики» в 9 классе основными формами работы являются: коллективная, групповая, индивидуальная. Использование игровых технологий, технологий личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии сотрудничества, технологии развития критического мышления, проектных технологий способствует формированию основных компетенций обучающихся, развитию их познавательной активности.

При изучении данного курса используются следующие формы внеурочной деятельности: практикумы; конкурсы; круглые столы и др.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение материала по данной программе позволит сформироваться у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС ООО.

Личностные результаты – это система ценностных отношений к себе, другим участникам обучения, предмету, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности, сформировавшихся в ходе обучения. Основными личностными результатами, полученными при изучении информатики в основной школе, являются:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и определению своего будущего;

наличие представлений об информации как одного из важнейших инструментов для развития человека, государства, общества;

понимание роли систем связи в современном мире;

приобретение базовых навыков критичной оценки и анализа данных;

ответственное отношение за распространение информации с учетом правовых и этических аспектов;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

умение соотнести содержание знаний со своим жизненным опытом, понимать важность обучения в области образования и информационно-коммуникационных технологий в контексте развития общества;

желание и готовность повысить качество своего образовательного уровня и дальнейшего обучения с помощью знаний и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность принимать стандарты здорового образа жизни, понимая санитарные, эргономические и технические условия при безопасном применении средств ИКТ.

Метапредметные результаты – это методы работы, которые учащиеся рассматривают на основе одной, нескольких или всех областей учебной программы, которые имеют отношение к процессу обучения и другим жизненным ситуациям. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

независимость в планировании и реализации образовательной деятельности, совместная организации учебного сотрудничества (с педагогами и сверстниками);

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др;

владение информацией и логическими навыками: определять понятия, создавать обобщения, образное формулирование, классифицирование, индивидуальный выбор форм и методов для классификации, устанавливание причинно-следственных связей, логическое рассуждение, принятие решений (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и способность делать выводы;

приобрести способность индивидуально планировать, строить пути решения для достижения целей; согласование своих действий с запланированными результатами, управление своей деятельностью, принятие решений о том, как действовать в соответствии с целеполаганием, управления своими действиями на основе различных характеристик; оценивание соответствия выполнения учебной задачи с планируемой целью и решаемых задач;

владение базовыми знаниями в области самоуправления, уверенности в себе, принятия решений и осознанного выбора в обучении и познавательной деятельности;

владение базовыми общими информационными навыками: постановка и формулирование задач; поиск и выбор необходимой информации, использование методов поиска информации; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; алгоритм поисковой задачи; самостоятельная разработка алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

умение использовать информационное моделирование как основной метод получения знаний: умение преобразовывать объекты из сенсорных форм в пространственно-графическую или символические модели; умение конструировать различные информационные структуры, используемые для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., перекодировать данные независимо от одной системы символов в другую систему символов; умение выбирать форму представления информации согласно поставленной задаче, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

ИКТ-компетентность – использование информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи широкого спектра навыков и возможностей различных типов информации, способность создавать личное информационное пространство (с использованием оборудования ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедийной информации; общение и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения данных; информационный анализ).

Предметные результаты включают в себя: навыки, приобретенные обучающимися при изучении конкретного учебного предмета, деятельность по получению новых знаний по предмету, его трансформацию и обучение, обучающие ситуации, проекты и приложения социальных проектов, формирование научного мышления, базовых теорий знаний, типы и виды отношений, владение научной терминологией, основными понятиями, методами и технологиями. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражаются в следующих аспектах:

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсального оборудования для обработки данных; развитие базовых навыков и умений пользования компьютерной техникой;

углубление основных концепций исследования: информация, алгоритм, модель – и понимание их атрибутов;

закреплять развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развивать навыки составления и написания алгоритмов для конкретного исполнителя; формировать знания о структуре алгоритма, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;

развитие навыков обработки и построения информации и умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, использование соответствующего программного обеспечения для обработки данных;

при использование компьютерных программ и Интернета углубление навыков и умений безопасного и надлежащего поведения, а также способность соблюдать информационную этику и правовые нормы.

В результате освоения данной программы, учащийся будет знать/уметь/понимать:

уметь оценивать количественные параметры информационных объектов;

определять значение логических выражений;

уметь анализировать формальные описания реальных объектов и процессов;

понимать структуру файловой системы и организацию данных;

представлять информацию в графическом виде;

исполнять фиксированный набор команд для выполнения алгоритмов для конкретных исполнителей;

кодировать и декодировать информацию;

уметь выполнять линейный алгоритм, написанный на алгоритмическом языке;

выполнять простейший циклический алгоритм, написанный на алгоритмическом языке;

уметь выполнять циклический алгоритм для обработки числовых массивов, записанный на алгоритмическом языке;

анализировать информацию, представленную в виде схем;

возможность поиска условий в существующих базах данных;

понимать дискретное представление числовой, текстовой, графической и звуковой информации;

уметь писать простые линейные алгоритмы для формального исполнителя;

уметь определять скорость передачи информации;

уметь выполнять алгоритмы, представленных на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки;

уметь использовать информационные и коммуникационные технологии;

уметь осуществлять поиск информации в Интернете;

уметь обрабатывать большие объемы данных с помощью таблиц или баз данных.


Содержание учебного предмета

1. Измерение информации (3 ч)

Единицы измерения информации. Компьютерные системы кодировки символов. Основные формулы.

Количественные параметры информационных объектов.

2. Представление информации (4 ч)

Метод дискретизации. Способы кодирования звука. Способы кодирования графики. Способы кодирования текста. Способы кодирования числовых данных.

Понятие системы счисления, основания системы. Алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в разных системах счисления.

3. Основы алгебры логики (3 ч)

Определение логики как науки. Основные формы мышления. Базовые логические операции.

4. Проектирование и моделирование (3 ч)

Формальное описание реальных объектов и процессов.

Графическое представление моделей. Табличные информационные модели.

Анализ информации, представленной в виде схем.

5. Алгоритмизация и программирование (8 ч)

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Язык программирования. Правила представления данных. Правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов. Правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

6. Информационно-коммуникационные технологии (2 ч)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.

Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Технология адресации и поиска информации в Интернете.



7.Математические инструменты, электронные таблицы и презантация. (7)

Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий.

9. Подведение итогов (3 ч)

Решение задач


Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:

Групповые

Индивидуально-групповые

Фронтальные

Компьютерные практикумы

При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров.

Организация учебного процесса стандартная: содержательное обобщение по теме, разбор типичных заданий разной сложности, тренинг по всему тематическому блоку. Содержательное обобщение по теме представляет собой систематизированное изложение материала, на уровне, немного превышающем базовый. Особенность изложения теории в том, что это не краткий справочный материал, а систематизация теории. В конце учащиеся выполняют варианты экзаменационных работ по информатике.

Достижение целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

Технология дистанционного обучения

Активные и интерактивные методы обучения

Технология уровневой дифференциации

Информационно-коммуникационные технологии

Игровые технологии и др.


Учебный (тематический) план

п/п

Наименование разделов

(общих тем)

Количество часов

Контрольные работы

Измерение информации

3

1

Представление информации

4

1

Основы алгебры логики

3

1

Проектирование и моделирование

3

1

Алгоритмизация и программирование

8

1

Информационно-коммуникационные технологии

2

1

Математические инструменты, электронные

таблицы

7

1

Информационные технологии

3

2

Итого

34

10




Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности



п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата (план)

Дата (факт)

1.

Знакомство с контрольно-измерительными материалами ОГЭ по информатике 2022

1



2.

Объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных

1



3.

Проверочная работа №1 «Объём памяти,

необходимый для хранения текстовых данных»

1



4.

Декодирование кодовой последовательности

1



5.

Проверочная работа №2 «Декодирование кодовой

последовательности»

1



6.

Определение истинности составного высказывания

1



7.

Проверочная работа №3 «Определение истинности составного высказывания»

1



8.

Анализ простейших моделей объектов

1



9.

Проверочная работа №4 «Анализ простейших моделей объектов»

1



10.

Анализ простых алгоритмов для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

1



11.

Проверочная работа №5 «Анализ простых алгоритмов для конкретногоисполнителя с

фиксированным набором команд»

1



12.

Формальное исполнение алгоритмов,записанных

на языке программирования

1



13.

Проверочная работа №6 «Формальное исполнение алгоритмов, записанныхна языке

программирования»

1



14.

Принципы адресации в сети Интернет

1



15.

Проверочная работа №7 «Принципы адресации в сети Интернет»

1



16.

Принципы поиска информации в Интернете

1



17.

Проверочная работа №8 «Принципы поиска информации в Интернете»

1



18.

Анализ информации, представленной в виде схем

1



19.

Проверочная работа №9 «Анализ информации, представленной в виде схем»

1



20.

Запись чисел в различных системах счисления

1



21.

Проверочная работа №10 «Записьчисел в

различных системах счисления»

1



22.

Поиск информации в файлах и каталогах компьютера

1



23.

Проверочная работа №11 «Поиск информации

в файлах и каталогах компьютера»

1



24.

Определение количества и

информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию

1



25.

Проверочная работа №12

«Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому

условию»

1



26.

Создание презентации

1



27.

Проверочная работа №13.1 «Создание

презентации»

1



28.

Создание презентации текстовогодокумента

1



29.

Проверочная работа №13.2 «Созданиепрезентации текстового документа»

1



30.

Обработка большого массива данных с

использованием средств электроннойтаблицы

1



31.

Проверочная работа №14 «Обработкабольшого массива данных с использованием средств

электронной таблицы»

1



32.

Создание и выполнение программы

(алгоритма)для заданного исполнителя

1



33.

Проверочная работа №15 «Создание ивыполнение программы (алгоритма)для заданногоисполнителя»

1



34.

Итоговое занятие

1




Учебно-методическое и информационное обеспечение

Для изучения курса «Практикум по информатике» в 9 классе используется:

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ учебник для 9 класса в 2 ч. Часть 1, 2. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

Комплект цифровых образовательных ресурсов

Информатика. Основной Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] / В.Р. Лещинер, Ю.С. Путимцева. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2022

Интернет-ресурсы:

Решу ОГЭ по информатике https://inf-oge.sdamgia.ru/

Федеральный институт педагогических измерений https://fipi.ru/

Сайт Константина Полякова https://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.