Программа факультатива по информатике «Информатика в задачах» (11 класс)
Рабочая программа факультатива по информатике "Информатика в задачах" на 2018 -2019 учебный год для учащихся 11 классов
[Подзаголовок документа]
Рабочая программа факультатива по информатике «Информатика в задачах» для 11 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по предмету «Информатика и ИКТ», основной образовательной программы среднего общего образования и учебного плана МБОУ «СОШ №__»
На изучение курса информатики выделено 34 часа (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения курса:
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы
курса информатики на углублённом уровне являются:
1) бережное отношение к компьютерной технике как неотъемлемой части настоящего времени как основного помощника в быту;
2) потребность сохранять чистоту рабочего места и техники;
3) уважение и этика общения в сети;
4) осознание роли информационной технологии как главного атрибута
XXI века;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информационных технологий;
6) потребность саморазвития, в том числе логического мыщления,
понимание алгоритмов в информационных процессах;
7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
8) готовность и способность вести диалог с другими людьми;
сформированность навыков сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языкам программирования, осознание их выразительных возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса информатики на углублённом уровне являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со
всеми её участниками, не допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение
логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться справками программ и интернет поиском;
4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) владение всеми видами компьютерной деятельности: машинописью,
чтением и редактированием;
6) умение правильно построить алгоритм и создавать программы разных типов и применимости с учётом языков программирования и их особенностей (Turbo Pascal, Visual basic, Python и т.д.);
7) свободное владение письменной формой записи программ, циклом и структурой;
8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;
9) умение оценивать свою и чужую работу с эстетических и нравственных позиций;
10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
Предметные результаты:
– определение информационный объем графических и звуковых данных при
заданных условиях дискретизации;
– строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых
последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых
задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
- представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
– комбинировать компьютерное железо, изучит его строение, структуру и
принцип работы;
– правильно составлять текстовые документы в соответствии с эстетическими нормами и оптимальным количеством необходимого текста;
– работать с таблицами, обрабатывать большие массивы данных и проводить математические операции больших объемов;
– презентовать работу, используя соответствующие редакторы, не
перегружать лишней информацией и правильно составлять структуру материала;
– оптимизировать процесс работы с табличными данными, используя макросы, написание которых происходит в среде программирования Visual Basic;
– оценивать эстетическую сторону информационных технологий.
Содержание учебного предмета:
№п/п |
Тема |
Количество часов |
|
Информация |
4 часа |
|
Системы счисления |
2 часа |
|
Логика |
5 часа |
|
Пользовательский курс |
5 часов |
|
Алгоритмизация, основы программирования |
10 часов |
|
Задачи повышенной сложности |
8 часов |
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во часов |
|
Системы счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера |
1 |
|
Построение таблицы истинности и логические схемы |
1 |
|
Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) |
1 |
|
Файловая система организации данных или о технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных |
1 |
|
Кодировка и декодировка информации |
1 |
|
Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд |
1 |
|
Технологии обработки информации в электронных таблицах и методов визуализации данных с помощью диаграмм и графиков |
1 |
|
Основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания |
1 |
|
Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала, объем памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации |
1 |
|
Методы измерения количества информации |
1 |
|
Рекурсивный алгоритм |
1 |
|
Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети |
1 |
|
Вычисление информационного объема сообщения |
1 |
|
Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд |
1 |
|
Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) |
1 |
|
Позиционные системы счисления |
1 |
|
Поиск информации в Интернете |
1 |
|
Основные понятия и законы математической логики |
1 |
19-20 |
Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.) |
2 |
21-22 |
Анализ алгоритма, содержащего цикл и ветвление |
2 |
23-24 |
Анализ программы, использующую процедуры и функции |
2 |
25-26 |
Анализ результата исполнения алгоритма |
2 |
27-28 |
Построение и преобразование логических выражений |
2 |
29-30 |
Чтение фрагмента программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки |
2 |
31-32 |
Построение дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию |
2 |
33-34 |
Создание собственной программы (30–50 строк) для решения задач средней сложности |
2 |