Инновации в современной системе образования

3
0
Материал опубликован 10 September 2021

Инновации в современной системе образования.



Современное развития российского государства невозможно без развития системы образования с учетом новых задач образования и требования к нему. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» нацеливают на достижение современного качественного уровня образования и развитие компетенций в разных отраслях педагогической деятельности. А чтобы достичь этого – ставится задача создания нового образования, с современными образовательными технологиями; образовательными программами, которые вызывают интерес к учебе; увеличением той части образовательной программы, которая формируется школой – для расширения возможностей выбора обучающихся; развитием системы оценки качества образования; введением мониторинга и комплексной оценки академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Как известно, решением Министерства образования и науки Российской Федерации экономические и финансовые знания включены в обязательный минимум знаний для выпускников школ, а финансовой грамотности становится элементом учебного плана для различных категорий обучающихся. Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами, такое взаимодействие начинается еще в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постепенно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребенка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.

В условиях обязательного образования обучение подчинено принципу последовательности, полноты и систематичности подачи материала; личностная вовлеченность учащихся желательна, но и её отсутствие не является критическим фактором. В условиях дополнительного образования, наоборот, полнота и систематичность освоения содержания следуют за вовлеченностью и поддержанием устойчивого интереса обучающихся.

На мой взгляд, в условиях дополнительного образования более правильным будет обеспечение высокой вовлеченности и устойчивого интереса к продолжению деятельности на материале одной темы, нежели «пройти галопом по Европам» все темы, претендуя на полноту охвата предметного материала, но потеряв детей, утративших интерес к занятиям.

С учетом отсутствия предварительных специальных знаний у нашей целевой аудитории и специфики дополнительного (а значит и необязательного!) образования делается ставка не на последовательное и систематичное обучение финансовой грамотности, а на вовлекающий потенциал интерактивных форм обучения. Этот потенциал реализуется на отдельных ключевых темах, связанных, прежде всего с личными (семейными) финансами.

Здесь уместно сказать, что финансовая грамотность не является какой-то отдельной наукой или отдельным учебным предметом. Самое неудачное, что можно сделать – это смотреть на эту важную для каждого человека область опыта как на учебный предмет. Существенным является ориентация именно на интерактивные формы обучения. Сегодня интерактивные формы обучения и обучающие игры стали модным делом, появился даже новый термин – «игрофикация». Некоторыми педагогами и родителями игровые интерактивные формы понимаются как занимательная или развлекательная оболочка для отдельно существующего предметного содержания, как правило, невероятно скучного. Однако интерактивные формы обучения ценны тем, что дают человеку возможность действовать самому, причем действовать не обязательно правильно, совершать ошибки, однако делать это «в безопасном режиме». Все знают, что в играх человек испытывает часто более тяжелые нагрузки, нежели на уроках или на работе. Тем не менее, по сравнению с учебой или трудом игра переживается людьми как «легкость», пространство свободы. Сочетание пробного действия, свободы и азарта – более крепкий коктейль, нежели развлечение. Этим хотя бы отчасти объясняется вечный интерес человечества к игре и образовательный потенциал интерактивных форм обучения.

Как всякий инструмент работает не сам по себе в автоматическом режиме, а лишь в руках мастера (пусть и ремесленника), так и интерактивные формы обучения нуждаются в правильном применении.

Одной из разновидностей в этой связи является организация и проведения Чемпионатов по финансовой грамотности.

Чемпионат по финансовой грамотности – это не только отдельная комплексная интерактивная форма образования, но и организационная стратегия вовлечения обучающихся и педагогов любой образовательной организации в освоение финансовой грамотности.

Чемпионат по финансовой грамотности позволяет собрать школьников как одной школы, так и школьников из разных школ и вовлечь их в освоение финансовой грамотности через соревнование и игру. Сильная сторона такой организационной формы в том, что участники могут не иметь начальной предварительной подготовки, из собравшихся можно создавать разновозрастные команды участников, соревновательный характер мероприятия способствует вовлечению участников, задания и формы активности участников разнообразны и задействуют разные стороны личности. При этом активные старшеклассники могут участвовать в подготовке и проведении Чемпионата по финансовой грамотности, осуществляя проектную деятельность.

Понятно, что соревнование по финансовой грамотности может быть организовано по-разному: как конкурс, как олимпиада и т. д. Один из интересных современных вариантов организации соревнования представлен в «математических боях». Сегодня «математические бои» являются популярным движением, охватившим многие регионы России и даже зарубежные страны. По аналогии с «математическими боями» развивается международное движение «бои юных физиков». Что же привлекает учащихся, педагогов и родителей в такой форме активности?

Во-первых, это командная игра, где для победы важно распределение ролей, внутри-командное слаженное взаимодействие, командный дух. Во-вторых, это азартное соревнование, где команды интенсивно взаимодействуют друг с другом, где нужно вырабатывать тактику действий, и возможны «военные хитрости». В математических боях зарабатывать очки можно не только за счет успешного решения задач, но и за счет успешного противостояния, оппонирования противнику, согласованной слаженной командной работы, эффективной стратегии выступлений в состязаниях, проектирования победы.

По аналогии с математическими боями, взяв их как базовую модель, можно организовать финансовые бои, где предметом работы школьников будут задачи (кейсы) по финансовой грамотности. Поскольку в финансовую грамотность входят не только знания и умения, но и личные установки обучающихся, финансовые бои целесообразно дополнить другой формой работы – коммуникативными боями. Коммуникативные бои позволяют обсуждать проблемные вопросы, связанные с ролью денег в жизни, по которым не может быть одной правильной точки зрения, но могут быть сформулированы (самими обучающимися) более или менее осознанные, последовательные и убедительные личные позиции.



Учитель по экономике и финансовой

грамотности МБОУ «Колыванская СОШ № 1»

Новосибирской области Кибаль Г.В.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.