Инновации в современной системе образования
Статья на конкурс «Инновации в системе образования»
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении посредством организации групповой работы на уроках в начальных классах школы.
Разработала Михайлова Нина Викторовна, учитель начальных классов.
В данной статье рассмотрена возможность реализации системно-деятельностного подхода в образовании посредством организации групповой работы на уроках в начальных классах школы. Я считаю, что данный подход в образовании является инновацией.
Ключевые понятия:
Системно-деятельностный подход - организация всего учебно-воспитательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Системно-деятельностный подход – процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Групповая работа – одна из целостных и существенных активных форм обучения в контексте системно-деятельностного подхода, в процессе которой участники самостоятельно или с помощью консультанта устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для ее достижения.
Коммуникативные УУД – универсальные учебные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций. Целью современного начального образования становится развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Данная цель определена Законом «Об образовании в Российской Федерации», где отмечается, что начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности [2]. На становление личностных характеристик выпускника начальной школы нацеливает и ФГОС НОО. Стандарт даёт «портрет выпускника» начальной школы. Это ученик:
владеющий основами умения, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом. [3]
Формированию таких характеристик выпускника способствует прежде всего системно-деятельный подход в обучении, который и провозглашается Стандартом как основной. Такой подход несет за собой воспитание, а также развитие таких качеств личности, которые будут построены на основе освоения УУД. Деятельностный подход – это один из принципов реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта начального образования. Исходя из этого, в рамках учебного предмета дидактика общего характера и частные методики хотят призвать решить проблемы, которые связаны с развитием самостоятельности у школьников, саморазвития, умения осуществлять анализ, искать главное, решать проблему. Стоит отметить, что все это предполагает поиск новых форм и методов обучения, и, как следствие, обновление содержания образования. Формирование таких качеств личности младшего школьника невозможно без систематического использования в образовательном процессе активных методов и форм обучения. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через такую форму организации деятельности школьников, как групповая работа. Групповая работа рассматривается в современной педагогике и как метод обучения, и как форма обучения, и как технология коллективного взаимодействия. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам.
Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Результаты в ходе такой работы можно получить только при активной позиции самих учащихся в учебном процессе. Все это возможно при использовании групповой работы на уроках в начальных классах школы. Именно групповая работа в наибольшей степени способствует формированию УУД обучающихся, особенно коммуникативных УУД. Универсальные учебные действия есть умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию, а также, самосовершенствованию посредством осознанного и активного освоения нового опыта. Функции УУД: обеспечение возможностей обучающегося осуществлять деятельность учения самостоятельно, находить и ставить перед собой цели, находить необходимые средства для использования, вести контроль процесса. Также они обеспечивают создание необходимых условий для полного развития личности, самосовершенствования, на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков в любой предметной области. Возможность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках оптимально реализуется через организацию парной, групповой работы в процессе совместного выполнения упражнений.
В современном образовании важно перейти от обычных, традиционных методов и форм обучения к более активным методам и формам, например, к использованию групповой работы, в соответствии с особенностями, целями и задачами развития образования на современном этапе. В процессе взаимодействия в группах ученик сможет не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, находя причинно-следственные связи между ними, связать материал, который он изучает, с практичной жизнью, формулировать и доказывать свою точку зрения, учиться взаимодействовать с другими учащимися.
Регулярное использование групповой работы позволяет реализовать основные важные принципы начального общего образования (в соответствии с требованиями ФГОС НОО), среди которых: учить детей взаимодействовать в группе (формирование коммуникативных УУД), ориентироваться в информационном пространстве (формирование познавательных УУД), умение проводить самооценку (личностные УУД).
Данная форма организации деятельности носит обучающий характер, так как формируют у школьников учебные компетенции, а именно умение работать в коллективе, планировать свою учебную деятельность, анализировать тексты разных направленностей обучения, предметов, и другое. Стоит отметить, что введение таких задач в учебный процесс даст ожидаемый эффект только при условии регулярного, можно сказать, систематического обращения к форме обучения данного вида.
Список информационных источников.
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» М.: Эксмо, 2019.– С. 208 – актуальное законодательство.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство Образования и Науки Российской Федерации: М.: Просвещение, 2021.
Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И. Н. Корбакова, Л.В. Терешина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 118 с.