Публикация «Инновации в современной системе образования. Система цифрового образования в школе»
«Инновации в современной системе образования».
СИСТЕМА ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Аннотация: в статье рассмотрен процесс внедрения и применения цифровых технологий для организации учебного процесса в дистанционном формате. Рассмотрены инструменты и методы работы и взаимодействия с учениками. На основе представленного опыта может быть выстроена дальнейшая работа с применением цифровых технологий, развитие профессиональных и творческих идей, которые могут быть внедрены для применения в образовательных организациях.
Ключевые слова: образование; дистанционное образование; обучение; образовательная платформа; цифровизация образования; цифровые технологии образования.
Для формирования современного подхода к обучению, организации взаимодействия с учениками и родителями, эффективного обмена опытом между образовательными учреждениями цифровые технологии играют немаловажную роль.
В данной работе отражен опыт внедрения и применения цифровых технологий в школе. Для организации непрерывного процесса обучения были выбраны следующие программные продукты (инструменты):
Zoom – платформа для проведения занятий в режиме он-лайн. Использование данного программного продукта способствовало выстраиванию контакта с учениками в условиях удаленной работы, процесса объяснения материала для всего класса и проверки знаний в привычном формате «у доски».
Google Класс – надежная отказоустойчивая платформа с простым и понятным интерфейсом для создания, рассылки и оценки заданий по средствам сети Интернет. Преимуществом данного инструмента является возможность потоковой проверки выполненных заданий и диалог он-лайн между учителем и учеником. Так же платформа имеет мобильное приложение, что позволяет работать и учиться вне зависимости от привязки к месту, времени и техническим средствам (компьютер, планшет, смартфон).
Viber – приложение позволяет отправлять мгновенные сообщения по средствам сети Интернет. Ученики имели возможность задать интересующие вопросы в процессе обучения, высказать свое мнение.
С помощью данных инструментов была создана гибкая цифровая обучающая среда в рамках одного класса:
платформа, где в режиме он-лайн собирается класс;
ресурс для подготовки и сбора домашних заданий, отслеживания ученической дисциплины;
приложение для сбора и анализа обратной связи от учеников;
За короткий промежуток времени были настроены все программные инструменты, выполнено первичное наполнение платформы Google Класс, протестировано Интернет-соединение, качество видео- и аудио- связи Zoom.
Цифровая платформа Zoom использовалась для проведения он-лайн занятий – объяснения темы урока с помощью демонстрационных материалов и цифровых инструментов, обсуждения с учениками, текущей выборочной проверка знаний «у доски».
На этапе первичного наполнения Google Класс были созданы курсы для каждого предмета, выработано расписание заданий, критерии оценивания, требования к учетным записям учеников (отсутствие псевдонимов и аккаунтов родителей).
Добавление учеников производилось по уникальному идентификатору курса. Ученикам, которые присоединились к курсу, были доступны все размещенные задания и материалы курса (файлы, презентации, ссылки). НА странице можно было видеть все выданные по курсу задания, была настроена разбивка по темам, имелась возможность посмотреть отдельно каждое задание.
Google Класс удобно интегрирован с календарем, что позволяет планировать время выполнения заданий.
С помощью Google Класс возможно настроить индивидуальную систему оценивания, отслеживать успеваемость учеников, вести переписку в рамках одного задания, управлять приемом ответов. Все ответы автоматически записываются в табличный файл.
Проверка знаний была организованна с помощью тестов. При этом ученики не только выполняли тестовую часть работы, но также должны были прикрепить к своему ответу сопроводительные файлы. В зависимости от настроек теста, ход выполнения заданий, набранные баллы и правильные ответы показывались ученику автоматически или после ручной проверки преподавателем.
Проверять выполненные работы можно в порядке очередности сдачи, переключаясь к следующему ученику, выставляя/подтверждая баллы за ответы.
Каждая работа возвращается ученику с оценкой и/или комментарием для доработки. Ученик получает обратную связь на свое электронную почту.
По завершению программы курса, его можно отправить в архив, при этом все материалы и доступ для их просмотра сохранены, как для преподавателя, так и для учеников.
Так как процесс обучения с помощью цифровых инструментов себя оправдало, было принято решение организовать электронное ведение читательского дневника и списка рекомендованной литературы для чтения летом. Ученики в общей форме списка отмечали прочитанные произведения, делились своими рецензиями, имели возможность комментировать работу одноклассников. По итогу была получена статистика о прочитанных произведения в рамках одного класса.
В связи с полученными рекомендациями о проведении факультативных занятий в дистанционном режиме, данный курс так же был размещен на уже привычной ученикам цифровой платформе.
Сейчас важно прививать учащимся новую ценность информации – это доступность. Доступность информации и дистанционного обучения позволяет получить всестороннее развитие навыков, интересов, приобретение профессиональных знаний, с учетом личностного развития, социальных и физических особенностей. Эффективное использование интернет-технологий для обучения и самообразования возможно лишь в сочетании с умением и навыками, позволяющими использовать интернет безопасно и критично [2, с. 16].
Список литературы:
Ломаско, П.С. Основополагающие принципы формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров в условиях смарт-образования / П.С. Ломаско, А.Л.
Симонова // Вестник ТГПУ. – 2015. No7. – С.78-84. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.