12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ксения57
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Инновации в современной системе образования

Автор: Федотова К.А., преподаватель

Современное общество развивается достаточно быстрыми темпами, и как следствие, возникает необходимость готовности человека к инновационной деятельности в различных сферах. В настоящий момент успех конкретной личности непосредственно зависит от её способности и желания применять в своей работе различные нововведения.

Необходимо отметить, что инновационная деятельность предполагает подготовку кадров в области образования, которые должны обладать такими характеристиками, как способность к самообучению и самореализации, способность конструирования и создания так называемого «своего» знания, необходимого для решения определённых задач. В современном образовании процесс интеграции инноваций реализуется в рамках различных направлений, таких как формирование нового содержания обучения, разработка и реализация современных технологий обучения, создание условий для развития и реализации процесса самоопределения личности обучающегося в рамках процесса обучения, изменение взаимоотношений внутри коллектива обучающихся, развитие разнообразных творческих инновационных коллективов, изменение или формирование нового образа деятельности и мышления преподавателей и обучающихся. На практике инновационная деятельность зависит от таких факторов, как учебная атмосфера в образовательном учреждении, возможности и желание педагогов использовать современные технологии, инициативность и готовность педагогов и обучающихся при включении в инновационную деятельность и многого другого.

Последнее десятилетие показало, что консервативная система образования переживает революцию. В момент возникновения пандемии коронавируса многие преподаватели столкнулись с необходимостью быстрого освоения новых форматов обучения.

Всего 20 лет назад, получив профессию, можно было планировать развитие своей карьеры и не бояться того, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. На сегодняшний день такая ситуация практически невозможна в силу того, что многие специальности уходят в прошлое, а структура некоторых профессий меняется с огромной скоростью. Такая тенденция появилась и в сфере образования, в дальнейшем она продолжит своё развитие, и, как следствие, единственным решением в данной ситуации является получение новой профессии в максимально короткие сроки. Достаточно востребованным становится формат интенсивного обучения с использованием различных информационных технологий. Наиболее популярными является проведение занятий в формате видеоконференций с использованием таких программах, как Google Meet, Mirapolis, Discord, Zoom, Skype, Microsoft Teams. Огромную роль при проведении дистанционных занятий играют консультации обучающихся в социальных сетях и по электронной почте, выполнение заданий на различных ресурсах и образовательных платформах, таких как ЯКласс, инфоурок, LECTA или система дистанционного управления курсами Moodle. Использование данных средств позволяет проводить обучение в более сжатые сроки, отслеживать качество усвоения новых знаний, а также формировать разнообразные отчёты по итогам обучения.

Технологии виртуальной реальности – это ещё один из достаточно популярных трендов современного образования. В настоящее время они находят своё применение при обучении специалистов в таких сферах, как медицина, архитектура, военная промышленность. Технология виртуальной реальности в образовании – это совершенно новый подход к подаче и усвоению научного материала в учебных заведениях различного уровня. Обучающиеся получают возможность поработать в различных экспериментальных лабораториях, «стать участниками» исторических событий или полёта в космос, проводить разнообразные физические или химические опыты и эксперименты, участвовать в научных разработках.

Наряду с технологиями виртуальной реальности в качестве тренда, набирающего обороты в современном образовании, можно выделить робототехнику. Со временем, роботы появятся в большинстве образовательных учреждений. Уже сейчас существует большое количество школ, в которых обучают робототехнике и программированию. Вложения больших компаний в обучение детей, закупка специального оборудования и разработка новых программ обучения позволят в будущем решить проблему нехватки квалифицированных специалистов в различных сферах деятельности человека. Это могут быть не только специальности, непосредственно связанные с программированием, но и, например, с медициной (создание медицинского робота для реализации операций с меньшим риск-фактором).

Одним из довольно неявных намечающихся трендов образования является изменение системы оценок. За последние 15 лет в некоторых школах Великобритании и США появилась система, содержащая две оценки, одна из которых ставится за старание, другая – за результат. Данная система подразумевает подход «Сделай плохо, а потом сделай лучше». По мнению некоторых специалистов, такая система позволяет повысить мотивацию ученика к обучению, и, возможно, более персонализировать обучение, то есть выбрать те дисциплины, которые интересны самому ребёнку. С другой стороны, существует вероятность того, что обучающийся совсем откажется от достаточно важных предметов, которые являются для него непосильными.

Также в настоящее время во многих образовательных учреждениях прослеживается некий тренд на менторство, которое осуществляет коуч, психолог или ментор, работающий с конкретным классом или персонально с каждым ребёнком. Такая должность в образовательной организации направлена на осуществление помощи в преодолении преград, неудач, решении проблем обучающегося в коммуникативной сфере и многом другом. Введение такой должности позволяет «разгрузить» классного руководителя, сузить круг его обязанностей, дать время для его самообразования и саморазвития.

Хочется отметить, что, несмотря на то, что описанные выше идеи выступают в качестве наиболее популярных трендов современного образования, нельзя сказать, что они несут в себе лишь положительные черты. Отмена массовых лекций, частичное или полное перемещение обучения в онлайн, отмена очного обучения не всегда позволяют повысить качество обучения, а во многом работают и в совершенно противоположном направлении. Введение менторства даёт необходимость подготовки специальных кадров, а переход на новую систему оценок во многом обязывает преподавателей стараться направлять обучающихся при выборе дисциплин для изучения, поскольку существует вероятность отказа от достаточно важных и полезных в повседневной жизни знаний. И несмотря на то, что данные тренды во многом могут принести огромную пользу, их интеграция в современное образование представляет собой достаточно сложный и длительный процесс.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.