Инновации в современной системе образования

3
0
Материал опубликован 14 September 2021 в группе

Последнее время в образовании в цeлом очень многоe изменилось. И я думаю, что сегодня нет такого учителя, который бы нe задавался вопросами: «Как сделать свой урок увлекательнее? Как заинтересовать ребят своим предмeтом? Как сделать так, чтобы каждый ученик взял с твоего урока что-то важноe и нужное для себя?» Любой учитeль мечтаeт о том, чтобы ребята на его урокe работали увлеченно, творчески; с интерeсом познавали предмет и получали от этого удовольствие.

А что же такoе сoвременный урок и чем он отличается oт урока вчерашнего? Прежде всего, в основе современнoго урока лежит активность учителя, стремящегося увлечь детей своим предметом, и, конечно же, ученика, желающего познать окружающий мир. Именно этой цели - воспитанию активной, творческой личности, которая умеет учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования в целом. В условиях современного образования становится необходимостью освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий .

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового распространения, можно считать инновациями.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся современном мире. Образование должно находить творческие способы решения жизненно важных проблем, должно идти в ногу со временем.

Существует достаточно много форм инновационных технологий. В этой статье я хотела бы представить свои идеи использования метода мини-проектов на уроках литературы и русского языка.

Я, как учитель литературы, задумываюсь над тем, как заинтересовать ребенка чтением. Для меня очень важно воспитание квалифицированного, осознанного читателя, который с увлечением читает книги, и, что самое главное, будет читать их и после того, как закончит школу. Писатель Рэй Бредбери, автор замечательных книг, как-то сказал о том, что человек дважды преступник перед книгой: когда сжигает книги – высшее проявление вандализма, но самое страшное преступление, когда книги остаются нечитаными.

В качестве способа, повышающего интерес школьников к чтению, я использую метод проектов. Данный метод дает возможность расширить границы учебного материала в зависимости от читательского интереса учеников, потому как работа над проектом предполагает самостоятельные поиски информации из разных источников, обработка её с помощью современных компьютерных технологий. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров.

Работа над проектом – дело творческое. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Возможны различные виды учебных проектов по литературе, выбор формы и темы зависит от уровня сложности учебного материала, целей, поставленных учителем и интересов учеников. Более приемлемыми, на мой взгляд, являются мини-проекты, которые можно проводить на каждом этапе урока. Такой проект может быть одиним единым проектом, а может представлять один из этапов долгосрочного проекта. Представление мини-проекта на уроке упрощает жизнь не только педагога, но и самих учащихся, экономя при этом личное время каждого.

Если выполнять большой проект, то эта работа займет много времени. А детям, особенно пятиклассникам, интересно получить результат уже в конце урока. И тогда пришло время мини – проектов, то есть таких небольших творческих работ, которые можно выполнить в течение урока.


Технология мини-проекта


этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Определяем проблему, ставим цели и задачи.

Выбор темы, осмысливание целей и задач

2

Организационный момент:, распределяем роли, определяем последовательность выполнения работы.

Формируются группы, планируется работа, распределяются обязанности, определяются конкретные задачи для каждого участника группы.

3

Консультируем, контролируем, помогаем учащимся.

Активная самостоятельная деятельность: поиск информации, обмен мнениями. Запись чернового варианта, составление произведения собственного сочинения,

4

Обобщаем результаты, резюмирование.

Чтение сочинений перед одноклассниками

5

Подводим итоги обучения, оцениваем деятельность учащихся, объявляем отметки

Обсуждение сочинения


Творческие мини-проекты не имеют четко проработанной структуры, поэтому нельзя заранее прогнозировать результат. Одно очевидно: школьникам интересно сочинять и чувствовать себя творцами.

В начале учебного года всегда берем «осеннюю» тему. Дети с удовольствием пишут мини-сочинения, включая в свои работы цитаты из стихотворений русских поэтов, а на уроке изобразительного искусства они дополняются иллюстрациями , и к концу дня уже можем оформить выставку или, если есть желание, можно дать время, чтобы подкорректировать свою работу. Подобные мини-проекты можно сделать по следующим темам: «Русские народные сказки», «Пословицы и поговорки», «Загадки».

Очень интересными получаются проекты по инсценировке басен И.А.Крылова, которые перерастают в небольшие представления с приглашением зрителей.

Интересным и познавательным оказался проект, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Нужно было собрать материал о своих родственниках: как они пережили годы войны, где находились, в каких боях участвовали, какие имеют награды. Все поняли и приняли идею проекта. К работе подключились и родители. Большинство ребят не только прекрасно справились с заданием, но и испытали чувство гордости за своих родных – ветеранов. Весь собранный материал: записи воспоминаний, фотографии, фронтовые письма – передали районному музею Воинской Славы. Таким образом, мини-проект перерос уже в нечто большее, сплотив несколько поколений.

За несколько лет работы мы с ребятами успели сделать множество мини-проектов. Это «Правописание сложных имен прилагательных», «Моя любимая сказка», «Мой любимый поэт», «Детские годы А. С. Пушкина», «Поэтическая страничка».

Самым важным результатом работы над мини-проектами я считаю развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к литературе.

Поэтому есть идея: создать мини-проекты и для учащихся старших классов, где можно объединить сведения о героях литературных произведений и собственные выводы детей. Например, на одном развернутом листе можно собрать самое важное о любом литературном герое: внешность, черты характера, отношения с окружающими, распределить сведения в виде схемы и дописать мнение учащегося о герое или придумать собственное продолжение этой истории, обыграть ситуацию, когда литературный герой «перемещается во времени». Например, при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», можно построить таким образом работу над образами всех помещиков, включая и главного героя - Чичикова, постепенно дополняя в свой мини-проект важными сведениями о них.

Возможны и такие виды учебных проектов по литературе, как составление различных словарей. Например, при изучении лирики С.А.Есенина можно предложить составить «Словарь диалектных слов». Каждой группе учащихся даются определенные стихи поэта, по которым они составляют свои мини-словарики, которые в конце объединяются в один общий «Словарь диалектных слов». Эта работа, безусловно, предполагает внимательное прочтение стихотворного текста, и порой некоторые учащиеся находят для себя совершенно неожиданные образы.

Такая работа, на мой взгляд, позволит получить необходимые литературные знания и проявить свои творческие способности, а заодно научиться рассуждать по проблеме.

Выводы: мини - проекты вызывают интерес к предмету, подталкивают учеников к самостоятельному обучению, учат работать творчески, развивают мышление, помогают сплотить коллектив и, конечно же, являются очень удачной формой работы на уроке, когда каждый занят интересным делом - он творит. играет, фантазирует, а выигрывают от этого все!

Задача учителя литературы – воспитывать талантливого читателя. Как говорил И.А.Ильин «все мы становимся тем, что мы вычитываем из прочитанного, - как бы букетом собранных нами в чтении цветов…»





Литература.

1. А. М. Новиков. Введение в методологию игровой деятельности. Издательство «Эгвес» 2005 г.

2. Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика. http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php

3. Т. Н. Фомина. Мастер- класс «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы». http://festival.1september.ru/articles/413763/

4.Гимадиева М. Ш. «Использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся. http://zifagimadi.narod.ru/index1.htm



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.