Статья «Инновационные методы работы с семьей в вопросах формирования осознанного отношения к здоровью детей»
Инновационные методы работы с семьей в вопросах формирования осознанного отношения к здоровью детей.
Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация» (от латинского «innovation») – нововведение, изменение, обновление связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Здоровье – бесценный дар,
потеряв его в молодости,
не найдешь до самой старости»
(народная мудрость)
Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых задач в системе дошкольного образования.
Заботясь об укреплении здоровья детей необходимо поставить перед собой цель: развивать осознанное отношение к своему здоровью через самопознание.
Для реализации этой цели важно определить следующие задачи:
Сформировать у детей элементарные знания о своем организме.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию самого себя.
Воспитывать потребность на доступном уровне заботится о своем здоровье.
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, и ни для кого не секрет, что основной компонент данных качеств – здоровье. К сожалению, опрос семей воспитанников показал, что в домашних условиях отработанная в детском саду система не всегда поддерживается, рекомендации педагогов и медиков игнорируются. В выходные и праздничные дни, во время каникул и отпусков многие родители предпочитают отдых за просмотром компьютера или телевизор, забывая о духовной близости «родитель – ребенок». Ведь именно в семье, в кругу близких людей закладываются основы здоровья, воспитывается интерес к двигательной активности, склонности к конкретным видам спорта.
Одной из главных задач в работе детского сада является организация совместной работы с родителями по формированию у детей устойчивого интереса к физической культуре, ценностного отношения к своему здоровью. Не вызывает сомнения, что оздоровление и укрепление здоровья детей может быть достигнуто лишь совместными координированными усилиями педагогов, медицинских работников, родителей и узких специалистов. Предлагаю нашему коллективу не быть равнодушными, а предлагать инновационные, эффективные форм и методы работы с родителями с целью вовлечения их в совместную деятельность.
Чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительные деловые контакты со всеми взрослыми – воспитателями, родителями, специалистами детского сада, участвующими в процессе воспитания. Эта работа предполагает несколько этапов.
Первый этап – Подготовительный (ознакомительный) - заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о ДОУ, которое посещает их ребенок. С этой целью мы можем проводить: Дни открытых дверей, встречи с родителями будущих воспитанников, распространять рекламные буклеты.
Второй этап – Просветительский – повышение педагогической грамотности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей ознакомления их с основной общеобразовательной программой, реализуемой в детском саду.
- подбор методических рекомендаций по созданию здоровьесберегающей среды, например: «Как вырастить здорового ребёнка», «Спортивный уголок дома», «Игры перед сном», «Гимнастика после сна».
- распространение лучшего опыта семейного воспитания: конкурс «Молодая семья года», создание «Азбуки здоровья семьи», выпуск семейных газет, фотоотчеты.
- подбор литературы по ЗОЖ: организация выставки книг, размещение консультаций на сайте детского сада.
- тиражирование положительного опыта семейного воспитания в формировании ЗОЖ и участия в совместной проектной деятельности по здоровьесбережению детей: реализованы детские проекты воспитанников «Моя спортивная жизнь», «Моя спортивная семья», «Здоровая семья – счастливая семья»,.
Третий этап – Совместнодеятельностный:
- формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми;
- создание семейных клубов «Здоровая семья», «Малышок».
- подчеркивание роли отца в воспитании детей:
- проведение совместных физкультурно- оздоровительных праздников и развлечений, например: «Карлсон в гостях у ребят», «Зимние забавы с Симкой и Ноликом», «Богатырские забавы».
- активное участие в конкурсах, организованных учреждением «Мама, папа, я – здоровая семья»,
- разработка и реализация совместных проектов: выставка – проект.
Здоровье детей – богатство нации. Данный тезис является значимым в современном мире, так как состояние детского населения России вызывает большую тревогу общества.
Дети стремятся к физическому совершенству, хотят быть красивыми, стройными, здоровыми. Это в свою очередь ведет к успешной адаптации детей в школе.
Мукоид Л.В. – инструктор по ФИЗО