Статья «Взаимодействие семьи и ДОУ: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»
«Взаимодействие семьи и ДОУ: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»
Карякина Татьяна Николаевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Золушка»,
г. Рассказово, Тамбовская область
В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду.
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к уровню качества образовательных услуг.
Семья – основной институт социализации ребенка. Родители имеют преимущественное право на воспитание детей (ФЗ «Об образовании в РФ», 2013).
Набрав новую группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ». В сентябре 2014 года на каждую семью были заполнены индивидуальные социальные паспорта, по итогам которых составила социальный портрет группы.
Кол-во человек |
% |
|||
Количественный состав |
||||
Полных семей |
20 |
90% |
||
Неполных семей |
2 |
10% |
||
Опекаемых семей |
0 |
0% |
||
Характеристика семей |
||||
Многодетных |
2 |
10% |
||
Малообеспеченных |
2 |
10% |
||
Социально-неблагополучных |
0 |
0% |
||
Семей из числа переселенцев (беженцев) |
- |
- |
||
Семьи, имеющие в своем составе инвалидов |
- |
- |
||
Семьи с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей |
- |
- |
||
Социальный состав родителей |
||||
Колич. |
% |
Колич. |
% |
|
мамы |
папы |
|||
Рабочие |
10 |
46% |
14 |
70% |
Служащие |
3 |
14% |
5 |
25% |
Военнослужащие |
- |
- |
- |
- |
Предприниматели |
- |
- |
1 |
5% |
Пенсионеры |
- |
- |
- |
- |
Безработные |
- |
- |
- |
- |
Неработающие |
9 |
40% |
- |
- |
Образовательный уровень родителей |
||||
Колич. |
% |
Колич. |
% |
|
мамы |
папы |
|||
С высшим образованием |
7 |
32% |
7 |
35% |
Со средним специальным |
8 |
36% |
10 |
50% |
Со средним |
7 |
32% |
3 |
15% |
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования. Получив реальную картину на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольников. Выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные способности.
На сегодняшний день родители выступают не только в роли заказчика, но и имеют возможность объективно оценить уровень работы ДОУ. Поэтому для построения эффективного взаимодействия детского сада и семьи были использованы как традиционные, так нетрадиционные формы сотрудничества, позволяющие определить степень удовлетворения индивидуальных запросов родителей.
В настоящее время, когда мы реализуем ФГОС ДО, который уделяет особое внимание взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания ребенка, признанию государством приоритета семейного воспитания, требуются иные взаимоотношения образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверительность. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Поставила перед собой задачу построения партнерских взаимоотношений, как равно активного и взаимосвязанного взаимодействия двух сторон в интересах развития ребенка.
Работу по построению партнерских отношений вела по четырем направлениям:
Информационно-аналитическое направление |
Познавательное направление |
Наглядно-информационное направление |
Досуговое направление |
- Анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи», критерий: «Включенность родителей в образовательный процесс» Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители – критические наблюдатели |
- Посещение семей воспитанников на дому; - Общие и групповые родительские собрания; - Консультации; - Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; - Совместные экскурсии; - Дни добрых дел; - Дни открытых дверей; -Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; - Оформление фотовыставок; - Совместное создание предметно-развивающей среды; - Беседы с детьми и родителями; - Тренинги; - Семинар-практикум; - Телефон Доверия; - Почта Доверия; - Семейный вернисаж. |
- Родительские уголки; - Папки-передвижки; - Семейные и групповые альбомы; - Фотовыставки; - Семейный вернисаж; - Копилка Добрых дел. - Рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Говорят дети», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». |
- Праздники: «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения»; - Развлечения: «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком); - Спортивные досуги «Мама, папа, я - спортивная семья»; - Вернисаж «Наши дочки и сыночки»; - Совместные проекты «Семейное древо», «Моя семья»; - Выпуск семейных газет «Моя мама лучше всех», «Отдыхаем всей семьей», «Вместе с папой»; - Выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»; - Совместные походы, экскурсии «Мы – друзья природы», «Юные читатели». |
Ещё одной инновационной формой сотрудничества с родителями является официальный сайт ДОУ. Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях. Кроме этого сайт детского сада становится для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Знакомившись, периодически, с новостями на сайте, у родителей складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада. Не удивительно, что родители хотят как можно больше знать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». В результате правильно выстроенных партнерских отношений между ДОУ и родителями мои воспитанники достигли следующих результатов:
Совместное участие детей и родителей в мероприятиях
№ |
Фамилия семьи |
Название мероприятия |
Год |
Результат |
1. |
Ширшовы |
«Папа, мама, я – спортивная семья» |
2016 |
1 место |
2. |
Ширшовы |
Лыжня России - 2016 |
2016 |
Участники |
3. |
Ширшовы |
Лыжня России - 2017 |
2017 |
Участники |
4. |
Ситниковы |
Фестиваль – конкурс «Поющая семья» |
2017 |
Приз зрительских симпатий |
5. |
Матыцины |
Мастер – класс по лепке глиняной игрушки |
2017 |
Участники |
6. |
Токаревы |
Велопробег, посвященный 72 годовщине Победы в ВОВ |
2017 |
Участники |
Уровень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности
в группе № 8 МБДОУ «Детского сада № 7 «Золушка»
Анкетный опрос |
2014-2015уч. г. |
2015-2016 уч. г. |
2016-2017 уч. г. |
Родители, удовлетворенные организацией жизнедеятельности в группе |
92% |
96% |
100% |
Родители, не удовлетворенные организацией жизнедеятельности в группе |
8% |
4% |
0% |
Анализ работы показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует: повышению педагогической грамотности родителей. По итогам года можно сказать, что абсолютное большинство информированы о целях и задачах работы в группе, удовлетворены уходом, воспитанием и обучением (оздоровлением, развитием способностей и т. д.), которые получают дети в детском саду, чувствуют доброжелательное отношение сотрудников к ним и их детям, активно участвуют в жизни группы.
Вывод: сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Планирую в дальнейшем продолжить вовлекать родителей во взаимодействие с детским садом с целью внедрения единой стратегии воспитания и развития детей в саду и семье, намечаются мероприятия, способствующие сохранению чувства сопричастности родителей к жизни ребенка, осведомленности о ней, поддержанию эмоциональной связи с ребенком.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Литература:
Сертакова Н.М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
Сертакова Н.М.» Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом» – Волгоград: Учитель