Статья «Взаимодействие семьи и ДОУ: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

7
0
Материал опубликован 21 January 2018 в группе

«Взаимодействие семьи и ДОУ: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

Карякина Татьяна Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Золушка»,

г. Рассказово, Тамбовская область

 

В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду.

Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к уровню качества образовательных услуг.

Семья – основной институт социализации ребенка. Родители имеют преимущественное право на воспитание детей (ФЗ «Об образовании в РФ», 2013).

Набрав новую группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ». В сентябре 2014 года на каждую семью были заполнены индивидуальные социальные паспорта, по итогам которых составила социальный портрет группы.

 

Кол-во человек

%

Количественный состав

Полных семей

20

90%

Неполных семей

2

10%

Опекаемых семей

0

0%

Характеристика семей

Многодетных

2

10%

Малообеспеченных

2

10%

Социально-неблагополучных

0

0%

Семей из числа переселенцев (беженцев)

-

-

Семьи, имеющие в своем составе инвалидов

-

-

Семьи с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

-

-

Социальный состав родителей

 

Колич.

%

Колич.

%

мамы

папы

Рабочие

10

46%

14

70%

Служащие

3

14%

5

25%

Военнослужащие

-

-

-

-

Предприниматели

-

-

1

5%

Пенсионеры

-

-

-

-

Безработные

-

-

-

-

Неработающие

9

40%

-

-

Образовательный уровень родителей

 

Колич.

%

Колич.

%

мамы

папы

С высшим образованием

7

32%

7

35%

Со средним специальным

8

36%

10

50%

Со средним

7

32%

3

15%

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования. Получив реальную картину на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольников. Выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные способности.

На сегодняшний день родители выступают не только в роли заказчика, но и имеют возможность объективно оценить уровень работы ДОУ. Поэтому для построения эффективного взаимодействия детского сада и семьи были использованы как традиционные, так нетрадиционные формы сотрудничества, позволяющие определить степень удовлетворения индивидуальных запросов родителей.

В настоящее время, когда мы реализуем ФГОС ДО, который  уделяет особое внимание  взаимодействию с родителями в  вопросах образования и воспитания  ребенка, признанию государством приоритета семейного воспитания, требуются  иные взаимоотношения  образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверительность. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.    

Поставила перед собой задачу построения партнерских взаимоотношений, как равно активного и взаимосвязанного взаимодействия двух сторон в интересах развития ребенка.

Работу по построению партнерских отношений вела по четырем направлениям:

Информационно-аналитическое направление

Познавательное направление

Наглядно-информационное направление

Досуговое направление

- Анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи», критерий: «Включенность родителей в образовательный процесс»

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели

- Посещение семей воспитанников на дому;

- Общие и групповые родительские собрания;

- Консультации;

- Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- Совместные экскурсии;

- Дни добрых дел;

- Дни открытых дверей;

-Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- Оформление фотовыставок;

- Совместное создание предметно-развивающей среды;

- Беседы с детьми и родителями;

- Тренинги;

- Семинар-практикум;

- Телефон Доверия;

- Почта Доверия;

- Семейный вернисаж.

- Родительские уголки;

- Папки-передвижки;

- Семейные и групповые альбомы;

- Фотовыставки;

- Семейный вернисаж;

- Копилка Добрых дел.

- Рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем»,

«Говорят дети», «Вырастай-ка», «Благодарим»,

«Это интересно», «Поиграем»,

«От всей души», «Обратите внимание».

- Праздники: «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения»;

- Развлечения: «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком);

- Спортивные досуги «Мама, папа, я - спортивная семья»;

- Вернисаж «Наши дочки и сыночки»;

- Совместные проекты «Семейное древо», «Моя семья»;

- Выпуск семейных газет «Моя мама лучше всех», «Отдыхаем всей семьей», «Вместе с папой»;

- Выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;

- Совместные походы, экскурсии «Мы – друзья природы», «Юные читатели».

Ещё одной инновационной  формой сотрудничества с родителями является  официальный сайт ДОУ. Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях. Кроме этого сайт детского сада становится для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Знакомившись, периодически, с новостями на сайте, у родителей складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада. Не удивительно, что родители хотят как можно больше знать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». В результате правильно выстроенных партнерских отношений между ДОУ и родителями мои воспитанники достигли следующих результатов:

Совместное участие детей и родителей в мероприятиях

Фамилия семьи

Название мероприятия

Год

Результат

1.

Ширшовы

«Папа, мама, я – спортивная семья»

2016

1 место

2.

Ширшовы

Лыжня России - 2016

2016

Участники

3.

Ширшовы

Лыжня России - 2017

2017

Участники

4.

Ситниковы

Фестиваль – конкурс «Поющая семья»

2017

Приз зрительских симпатий

5.

Матыцины

Мастер – класс по лепке глиняной игрушки

2017

Участники

6.

Токаревы

Велопробег, посвященный 72 годовщине Победы в ВОВ

2017

Участники

Уровень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности

в группе № 8 МБДОУ «Детского сада № 7 «Золушка»

Анкетный опрос

2014-2015уч. г.

2015-2016 уч. г.

2016-2017 уч. г.

Родители, удовлетворенные организацией жизнедеятельности в группе

92%

96%

100%

Родители, не удовлетворенные организацией жизнедеятельности в группе

8%

4%

0%

Анализ работы показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует: повышению педагогической грамотности родителей. По итогам года можно сказать, что абсолютное большинство информированы о целях и задачах работы в группе, удовлетворены уходом, воспитанием и обучением (оздоровлением, развитием способностей и т. д.), которые получают дети в детском саду, чувствуют доброжелательное отношение сотрудников к ним и их детям, активно участвуют в жизни группы.

Вывод: сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Планирую в дальнейшем продолжить вовлекать родителей во взаимодействие с детским садом с целью внедрения единой стратегии воспитания и развития детей в саду и семье, намечаются мероприятия, способствующие сохранению чувства сопричастности родителей к жизни ребенка, осведомленности о ней, поддержанию эмоциональной связи с ребенком.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Литература:

Сертакова Н.М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»

 Сертакова Н.М.» Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом» – Волгоград: Учитель

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации