Статья «Опыт формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся на уроках английского языка»
Опыт формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся на уроках английского языка.
Формирования ценностного отношения к здоровью подразумевает не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении, пропускам уроков по болезни, низкой мотивации к обучению, слабой успеваемости и работоспособности.
Все это особенно актуально для уроков иностранного языка, т.к. данный предмет включает и знание родного языка, и логическое мышление, и общее интеллектуальное и культурное развитие учащихся.
Формирование ценностного отношения к здоровью у учащихся на уроках английского языка имеет два основных направления:
1. Организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся.
2.
Первое направление подразумевает соблюдение общих правил, таких как режим освещения, режим проветривания, а также работу, связанную со спецификой изучения иностранного языка, а именно: необходимость говорить большую часть урока, используя непривычную артикуляцию. Важную роль в этом случае приобретает умение правильно дышать и правильно извлекать звук (не из горла, а из живота). Эта задача может быть решена с помощью специальных упражнений.
«Цветочное» дыхание: Представьте, что вы нюхаете красивый цветок – вдыхайте через нос и выдыхайте через рот, сбрасывая напряжение. Представляйте, что вы вдыхаете запах роз, нарциссов, маргариток или любых других цветов, которые вам нравятся. Это просто й способ сосредоточить детей на дыхании.
«Шипящее» дыхание: Глубоко вдохните через нос и медленно выдыхайте через рот с шипящим звуком. Это позволяет детям успокоиться и сосредоточиться как физически, так и психически.
«Медвежье» дыхание: Представьте медведя во время зимней спячки. Вдохните через нос, сделайте паузу, выдохните через нос, сделайте паузу. Во время вдоха считайте до 3-4, во время паузы – до 1-2, во время выдоха – до 3-4. Повторите несколько раз. Это упражнение поможет детям сосредоточиться. Полезно перед началом любой творческой работы.
«Кроличье» дыхание: Сделайте 3 коротких вдоха через нос и один длинный выдох через нос. Пусть дети представят себя кроликами, которые принюхиваются в поисках других кроликов, морковки или лисицы. Это способствует очищению дыхания, а также в тех случаях, когда дети психологически расстроены и не могут поймать ритм дыхания.
К этому же направлению относятся так называемые "Physical Warm-up Games", которые способствуют физическому разогреву тела как перед началом работы, так и во время нее, улучшают кровоснабжение мозга, что способствует лучшей концентрации и повышает психологический комфорт учащихся.
Использование игр на уроках английского языка эффективно, потому что они помогают естественному изучению языка, особенно на начальном этапе. Однако в нашей школе мы решили развить это направление и применить технику «Storytelling» на уроках и постановку спектаклей на английском языке во внеурочной деятельности.
Спектакли на английском языке могут играть большую мотивирующую роль при изучении языка по следующим причинам:
1. Существует мнение, что язык дается не всем, но выступление в спектаклях, пусть в небольших ролях, слабых учеников способствует развитию положительного отношения к предмету. Более того, именно такие ученики очень часто с большой энергией помогают в оформлении спектакля, создании костюмов, реквизита.
2. Спектакли создаются на хорошей литературной основе, с учетом возрастных особенностей учащихся.
3. Учащиеся имеют возможность неоднократно слушать аудиозаписи пьесы или смотреть видеозаписи, что позволяет им улучшать интонацию и произношение
Все это приближает изучение английского языка к изучению родного языка в маленьком возрасте, когда мы имитируем звуки, играем словами и разыгрываем разные роли.
Что касается второго направления ценностного отношения к здоровью (включение вопросов и тем, связанных с формированием ценностного отношения к здоровью в само содержание обучения) у учащихся на уроках английского языка, то в процессе изучения иностранного языка всегда предполагается широкое обсуждение таких тем, как «Еда», «Одежда», «Режим дня», а в более старших классах «Экология», «Спорт», «Здоровый образ жизни». В рамках этих тем проблема ценностного отношения к здоровью может быть рассмотрена, действительно, во всем многообразии.
В заключении хотелось бы отметить, что формирование ценностного отношения к здоровью у учащихся на уроках английского языка тесно смыкается с важнейшей задачей современной системы образования - формированием совокупности универсальных учебных действий (УУД), т.е. в широком смысле умению учиться - способности учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; а в более узком - совокупности способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний.