Статья «Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»
Сотрудничество семьи и школы – залог социального здоровья ребёнка. Также можно отметить, что сотрудничество семьи и школы – длительная работа: изучение семьи, условий воспитания ребёнка в семье. Чтобы сотрудничество состоялось, необходимы союзнические отношения между родителями и учителем. И только тогда результат воспитания будет успешен. В основе этого союза должны лежать: общие цели и воспитательные задачи, единство взглядов на воспитательный процесс, способы достижения, стремления и тяга к знаниям.
Любой педагог идёт свои путём, пытаясь найти методы и формы в организации взаимодействия школы и семьи, чтобы решить проблемы, которые появляются у ребёнка.
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные Государственные Образовательные Стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» -термин педагогический. Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативными актами государства.
Многие школы начали сталкиваться с проблемой обучения детей с ОВЗ. На сегодняшний день этот вопрос стоит довольно остро. Школы не готовы к принятию такого ребенка в стены ОУ. Ведь для детей с ОВЗ должны быть специальные оборудования для перемещения по школе, для обучения, а также пособия для ребёнка с ОВЗ разного вида. Ведь сейчас могут прийти в школу, дети разных категорий с ОВЗ. Чтобы обучать ребёнка с ОВЗ в общеобразовательной школе, необходимо не только специальное образование, адаптированная программа, но и привлечение тьютора или ассистента.
На примере нашей школы мы хотим показать, как мы выстроили взаимодействие между школой и семьей ребенка с ОВЗ.
Ребенок с тяжелой умственной отсталостью и ДЦП появился у нас в конце 2017 года. Благодаря поддержке своей семьи, желанию родителей обучать ребенка в обычной школе это стало возможным, но пока только на домашнем обучении. Ведь ребёнок не привык быть в социуме. Более того, родители стараются участвовать в жизни школы.
Ни в классах, ни в школе нет проблемы непринятия такого ребенка.
Для решения данной проблемы было сделано следующее:
1. Знакомство учителя с родителями обучающегося, семьей, условиями жизни;
2. Организация встречи родителей ребёнка с ОВЗ с другими родителями класса для знакомства;
3.Вовлечение родителей во внеурочную деятельность по их желанию;
4.Различные встречи со специалистами.
Такая активность родителей оказывает содействие тому, что и родители других обучающихся станут занимать активную позицию во взаимодействии со школой.
При работе с детьми с ОВЗ необходимы встречи со специалистами: врачами, психологами, сурдопедагогами (при необходимости), сотрудниками правоохранительных органов, отделов социальной защиты населения, а также со сотрудниками опеки и попечительства, как со стороны школы, так и со стороны родителей. Эти специалисты, в процессе сопровождения детей "группы риска", выявляют особенности их развития, что даёт возможность вовремя оказать помощь ребенку с ОВЗ.
В заключение хотелось бы сказать, что взаимодействие школы и семьи обусловливается взаимодействием педагогов, обучающихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения.
Гапонова Оксана Владимировна
Свириденко Наталья Алексеевна