Статья «Инновационные технологии обучения школьным предметам (ИЗО)»
Инновационные технологии обучения школьным предметам (ИЗО)
Аннотация. В данной статье раскрываются особенности использования инновационных технологий при обучении изобразительному искусству в школе. Автор указывает на наличие необходимости применения новых организационных моделей в учебном процессе, которые вызваны новыми образовательными требованиями.
Автор делает упор на технологию исследовательского обучения, определяя ее основные составляющие, а также требования к педагогам при использовании такой инновационной технологии обучения.
Ключевые слова: инновационное обучение, исследовательское обучение, творческий потенциал, информационные технологии, изобразительная деятельность.
Abstract. This article reveals the features of using innovative technologies in teaching visual arts at school. The author indicates the need for the use of new organizational models in the educational process, which caused by new educational requirements.
The author focuses on research teaching technology, defining its main components, as well as the requirements for teachers when using such an innovative teaching technology.
Keywords: innovative learning, research training, creativity, information technology, visual arts
Развитие науки и техники, а также широкое проникновение инновационных технологий в различные области деятельности вызвали появление новых требований, выдвигаемых к школьному образованию. Сегодня необходимо давать обучающимся не только те или иные знания, которые позволяют ему решить прикладные задачи, но также и помочь научится воспринимать информацию, перерабатывать ее таким образом, чтобы обеспечивалась возможность осознанного ее применения в реальных жизненных условиях. С этой целью появляются новые методические и организационные модели организации учебного взаимодействия обучающихся с инновационными технологиями.
Помимо того, на сегодняшний день идет поиск новых эффективных технологий развития детей школьного возраста, которые смогут максимально раскрывать творческих потенциал. При этом каждый год растут требования к умственной деятельности, увеличиваются сроки обучения, возрастает объем усваиваемых знаний. В связи с этим становится очевидным, что невозможно решить педагогические проблемы посредством устаревших методов. Постепенно современная школа начинает применять многочисленные инновационные технологии, среди которых метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, исследовательское обучение и т.п.
Сформированное умение детей самостоятельно искать новую информацию в педагогике считается важнейшей чертой детского поведения. А исследовательское поведение представляет собой основной источник получения детьми представлений о мире. Говоря об исследовательском обучении при этом, важно заметить, что оно основывается на естественном стремлении детей к самостоятельному изучению окружающего [1].
Поэтому главной целью исследовательского обучения является формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере культуры. Одной из черт творческого мышления является умение легко преодолевать трудности и противоречия. Попытки построить образовательную деятельность на основе исследовательских методов обучения предпринимались всегда, однако зачастую они не приводили к их широкому применению на практике.
Отметим, что уроки изобразительной деятельности основаны на зрительном ряде, в связи с чем важно использовать возможности мультимедийного оборудования, что позволяет не только облегчить подготовку к уроку, но также достигать высокого уровня самостоятельности при подготовки домашнего задания в виде проекта и т.п.
Поэтому теория и практика проблемы формирования творческой личности ребенка определяет некоторые общие подходы, которые дают возможность разработать инновационные технологии обучения школьников, которые формируют творчески мыслящую личность.
Такая технология включает в себя следующие компоненты:
факторы и условия, которые влияют на развитие творческих способностей;
принципы, которые стимулируют творческую активность участников процесса:
общие задачи развития креативности личности;
локальные задачи развития творческих способностей школьников;
этапы технологии;
методы и приемы, которые способствуют развитию творческого потенциала школьника;
развивающий комплекс упражнений и методические рекомендации к их проведению [3].
В основном методы и приемы, используемые в технологиях, не являются новыми в теоретическом плане, а больше представляют собой соединение теоретических и методических идей, которые представлены в исследованиях отечественных и зарубежных теорий креативного развития личности.
Выделим возможную схему технологии исследовательского обучения, которая может быть использована на уроках ИЗО:
- постановка проблемной ситуации, ее осознание и анализ;
- формулирование конкретной проблемы;
- процесс решения проблемы посредством выдвижения гипотез, их обоснования и проведение исследовательской проверки;
- проверка правильности решения проблемы.
Следует отметить, что проблемная ситуация составляет ядро исследовательского обучения. Она содержит неизвестное обучающемуся явление, которое раскрывается в процессе выполнения творческого задания. Тем самым у обучающегося появляется потребность использовать новые оригинальные способы действий для достижения ранее неизвестного ему результата.
Важным моментов в таком обучении является работа педагога, которая должна предусматривать следующие моменты:
- содействие переходу из обычного состояния сознания в необычное на определенные промежутки времени (процесс выполнения творческого задания);
- стимуляция взаимодействия интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;
- обеспечение реалистичного столкновения с проблемой, погружение в нее и эмоциональное вовлечение [4].
Тем самым развитие творческого потенциала личности обучающихся в начальной школе может достигаться в условиях уроков изобразительной деятельности.
При рисовании, дети не только отражают свои представления об окружающей действительности, но и размышляют о ней, выражают свое понимание окружающего. Так проигрывается ситуация, в которую ребенок сам не попадает, либо повторяются на качественно новом уровне хорошо знакомые события, каждый раз подвергающиеся новому осмыслению.
При этом, по мере освоения изобразительной деятельности у детей создается внутренний идеальный план действий, которого не бывает в раннем детстве. Поэтому необходимо отметить, что изменения, которые происходят в психике ребенка в процессе рисования, являются гораздо более важными, чем сам рисунок [2].
Посредством изобразительной деятельности дети усваивают различные элементы социального опыта, отражая в рисунках себя, свою семью и разные социальные явления. В рисунках детей отражаются их интересы, склонности и предпочтения, а также внутренний мир ребенка.
Таким образом, модернизация отечественного образования на первый план выдвигает обеспечение высокого качества современного образования, при котором будет сохраняться его базовая основа, но отвечающая перспективным потребностям личности. В условиях таких преобразований среди важных качеств личности считается инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В первую очередь методические инновации в современном образовании связаны с использованием новых технологий, среди которых широко распространены информационные компьютерные технологии, позволяющие применять исследовательские технологии обучения. Тем самым, создание мультимедийных уроков позволяет развивать познавательную активность и творческих потенциал обучающихся, а также повышать статус предмета изобразительной деятельности.
Литература
Бордовская Н. В., Бродская Н. В., Дандарова И. М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2011. — 432 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с
Султанов Х. Э., Анкабаев Р. Т., Хасанова Н. С., Чориева Н. Ш. Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 103-105. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11887/ (дата обращения: 29.08.2019).
Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 278 с.