12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Закирова Гузал Габделвахитовна20
Россия, Татарстан респ., Альметьевск
2

Статья на тему «Инновационные образовательные технологии»

Инновационные образовательные технологии

Закирова Гузал Габделвахитовна,

преподаватель физики

ГБПОУ «Альметьевский профессиональный колледж»

Республика Татарстан, г.Альметьевск

 

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация» – нововведение, изменение, обновление связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового. 

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

Инновационные технологии в системе образования обычно рассматриваются в контексте реализации личностно – развивающих, информационных или компетентностных парадигм образования. Инновации же в создаваемой сейчас профильной системе образования чаще ассоциируется с элективными курсами: элективные курсы технологичны по своей сути, так как не могут существовать без активизации заинтересованной творческой детальности обучаемых.

В целом же педагогические инновации классифицируются:

- по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие;

- по характеру вносимых изменений – радикальные, комбинаторные и модифицирующие;

- по масштабу вносимых изменений – локальные, модульные, системные;

- по масштабу использования – единичные и диффузные;

- по источнику возникновения – внешние, внутренние.

Инновационные процессы в системе образования – управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Признаки «инновационного» образования:

1. Включаются и начинают доминировать неклассический и постклассический типы научной рациональности, включающие познающего и действующего субъекта, а научные знания рассматриваются в контексте социальных условий его бытия и социальных последствий его деятельности;

2. Междисциплинарная организация содержания обучения; интегрированное освоение законов природы, общества, человека и техники в ракурсе человека и его преобразующей деятельности;

3. Формируется культура системного мышления; мировоззрение, направленное на гармонизацию отношений «человек – общество – природа»;

4. Содержание и методы обучения ориентированы на освоение методологии творческой созидательной деятельности, формирование инновационной способности человека – способности создать то, о чем может не знать даже преподаватель;

5. Формирование и развитие нравственности, духовности, социальной ответственности как фактор профессионализма, в том числе и в процессе освоения дисциплин научно – технического блока, особенно в ходе учебных проектных работ.

Одной из острейших проблем в образовательном пространстве является отсутствие преемственности старшей ступени общеобразовательной школы и профессиональным образованием. В связи с этим возникает необходимость внедрения инновационных технологий, активных методов обучения и новых методов контроля (мониторинг) в процессе обучения.

Инновация – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.

Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс». Следовательно, инновационная сущность организации процесса обучения состоит в том, чтобы создать условия для активной и творческой деятельности в обучении.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Профильное обучение предоставит возможность обучающимся определить свое место в мире профессий, оценить свои профессиональные способности, найти личностный смысл в будущей профессиональной деятельности.

В последнее время отмечается снижение гарантированного трудоустройства по заявленной профессии и квалификации. Можно выделить следующие основные факторы нетрудоустройства в сфере образования:

- выбор профессии не соответствует профессиональной направленности личности;

- уровень заработной платы;

- социальный статус;

- престижность профессии

Если же выбор профессии будет происходить в соответствии с интересами, способностями и склонностями личности, то учебная деятельность обеспечит успешное овладение знаниями и умениями, а будущая трудовая деятельность будет приносить удовлетворение.

Система образования как одна из важнейших сфер жизни современного общества нуждается в глубоком преобразовании и обновлении, то есть, необходима разработка инновационной модели образовательного учреждения. В основе развития инновационной модели образовательной системы лежат активные методы обучения и новые методы контроля (мониторинг), различные формы организации учебного процесса, разнообразные средства обучения, применение современных информационных технологий, внедрение образовательных педагогических кластеров.

Педагогические кластеры – это группа взаимосвязанных образовательных учреждений и соответствующих институтов, действующих в определенной сфере, которые связаны общностью потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы.

Становление инновационного образования в профессиональных учреждениях является важнейшей государственной задачей. Это обусловлено задачей перехода более эффективной и мобильной социально-экономической системе жизнеустройства гражданского общества. Стремительно меняющиеся условия жизни вынуждают искать новые подходы к качественному изменению состояния профессионального образования. Поэтому необходимо на довузовском этапе образования личности определить профессиональную ориентацию, которая в будущем характеризует профессиональное самоопределение и выбор профессии.

Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов, на наш взгляд, решается путем введения кластеров в образовательную систему. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривает профильное обучение, ориентированное на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Планируется отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

 

Литература:

1. Гревцова, И. Системно - деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] /И. Гревцова // Школьные технологии, № 6, 2013.- С. 4-5

2. Затолкина М. А. Информационные технологии – инструменты повышения качества образования // Качество. Инновации. Образование.– 2011. - No1. – С. 23-26.

3. Зеер И.Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. – 2011. - No8. – С. 3-15.

4. Ильина Н.Ф. Особенности методического обеспечения инновационной

Педагогической деятельности // Инновации в образовании. – 2011. - No10. – С. 49-57.

5. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора, №4,2011.-С.13-27.

7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе. [Текст] / А.В. Хуторской // Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2012. – С. 135-157.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.