12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Приходько Ольга Сергеевна1928
Россия, Забайкальский край, Чита
Материал размещён в группе «Творческие группы педагогов»
6

Статья «Инновационные технологии обучения младших школьников с нарушением слуха»

Инновационные технологии обучения младших школьников с нарушением слуха

Приходько О.С.

учитель-дефектолог,

ГОУ «Забайкальский центр

специального образования и развития

«Открытый мир»

«Нужно так организовать жизнь неслышащего ребенка, чтобы у него была потребность вступать в диалог с людьми, чтобы речь ему была нужна. Если найден секрет, создать потребность, то есть поставить цель, - будет и сама речь». Л. С. Выготский

  Наряду с использованием традиционных подходов в обучении неслышащих и слабослышащих детей, а также опытом, накопленным российской сурдопедагогикой, специалисты, работающие с данной категорией детей, в том числе и нашего образовательного учреждения (ГОУ «Центр специального образования»), все больше пытаются расширить круг знаний в области реабилитации и обучении детей с нарушением слуха и речи, обращаясь к современным технологиям, используя опыт мировой специальной педагогики.

   Важное место при обучении языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование оригинальной слуховой аппаратуры нового поколения, учитывающей значительные поражения слуха глухих не только по силе звука, но и по частотному диапазону.

   Верботональный метод – способ реабилитации детей, использующий все ресурсы тела для развития устной речи и дальнейшей интеграции в общество.

  При использовании верботонального метода в развитии речевой коммуникации педагог сможет достигнуть следующих целей:

1. сформировать у ученика потребность и желание общаться словесной речью;

2. сформировать у ученика самоконтроль за звучанием собственного голоса, речи;

3. способствовать развитию выразительной, эмоциональной, интонированной речи;

4. обратить большее внимание ребёнка на речь и меньшее на мимику и жесты;

5. научить правильно, повторять любую речевую фразу, самостоятельно объединять известные слова в предложения.

Задачи верботонального метода:

Создание у ребенка потребности и мотивации слушать себя и говорить.

Формирование базы развивающих показателей (4 показателя – дыхание, голос, ритмико-интонационная сторона речи, звукопроизношение).

Развитие слухового восприятия.

  Верботональная система – это реабилитация человека, реабилитация в первую очередь остаточного слухового восприятия с активизацией всех сохранных анализаторов, потенциальных возможностей человека. На базе остаточного слухового восприятия развивается речь ребенка – это является основным в верботональной системе обучения.

Элементы верботональной системы:

Вибротактильная фаза

Аудиовизуальный курс

Фонетическая ритмика

Музыкальная стимуляция

Пиктографическая ритмика

Вибротактильная фаза

  Предлагает использование вибратора или вибрационной доски (стола), низких частот, восприятия звуков всем телом.

 Применяется на первом этапе, когда только начинается работа над словарем, новыми словами, детям предъявляются картинки, таблички. Также идет работа над уже знакомыми словами. Учитель произносит их за экраном. Вибростол может применяться и в ходе речевой зарядки. Например, при работе над долготой и краткостью звучания; над силой голоса (тихо-громко); над ударением.

Аудиовизуальный курс

  Основное назначение устной речи - коммуникация. Аудиовизуальный курс содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимания языка и коммуни­кации и является составной частью верботонального метода.

  Слуховое восприятие играет важную роль в становлении и развитии речи. Слуховой и звуковой образ связывается со значением - картинкой. Картинка соотносится с ситуаци­ей — реальностью. На картинке изображают­ся не только предметы, люди, но и конкретные ситуации из повседневной жизни.

Картинка является помощником в усвоении звуков в начале формирования произношения.

Фонетическая ритмика

  Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, пред­варительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем. Движение полностью выполнит свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой яв­ляется формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

Музыкальная стимуляция

  На занятиях музыкальной стимуляции особое внимание уделяется работе над двумя основными элементами речи — ритмом и интонацией, которые привносят в речь человека огромное богатство эмоций. Для того чтобы пробудить у де­тей с нарушенным слухом чувство ритма и навыки подвиж­ной интонации, на занятиях по музыкальной стимуляции используется ритмичность считалок и возможность их мелодизировать.

Используются речевые ритмические считалки:

Иррациональные считалки – состоят из слогов не несущих смысловое значение; (папа по; та те ти )

Полуиррациональные считалки – смешанные считалки; (мама ам; папа то; у папы авто)

Рациональные считалки - состоят из слогов не несущих смысловое значение (папа тут; мама там; папа мама тут и там).

Пиктографическая ритмика

  Пиктограммы — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

  Пиктограммы – это вспомогательное средство обучения.

  Пиктограммы помогают в закреплении словаря. Лексические структуры легче запоминаются детьми, когда представлены графически.

  Графические рисунки и считалки могут использоваться и для усвоения различных грамматических форм.

Любую ритмическую структуру можно представить в гра­фическом виде, всё зависит от творчества педагога. В этом творческом процессе может участвовать и ребёнок, часто дети сами придумывают, как графически обозначить то, или иное слово.

  Таким образом, использование пиктограмм помогает де­тям со сложной структурой дефекта в восприятии и закре­плении звуков, усвоении разнообразных ритмических струк­тур, расширении словаря и формировании структуры первых предложений.

  Элементы верботональной системы можно использовать на:

Общеобразовательных уроках;

внеклассных занятиях (внеклассном чтении и др.);

музыкально-ритмических занятиях;

индивидуальных занятиях.

Результаты применения верботонального метода:

Достигается сенсорная активность ребенка;

Формируется слуховая привычка, внимательное отношение к услышанному;

Обеспечивается качество звучания;

Создается естественная основа для овладения речью;

Дети раскованны, открыты для контакта с окружающими.

  При работе с детьми с нарушением слуха в нашей школе широко применяются и используются современные информационно-компьютерные технологии, электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, различные мультимедийные приложения (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски), позволяющие расширять кругозор всех учащихся. На уроке активно используются заранее приготовленные презентации.

  Применение информационных технологий является важным  дополнительным  средством преподавания, существенно расширяющего возможности традиционных приёмов обучения. В настоящее время использование информационных технологий в специальном образовании становится актуальной задачей. Они способны помочь педагогу «достроить» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач обучения. Например, с помощью презентаций можно спроектировать элементы фронтальных уроков, индивидуальных занятий:

Создание эмоционального настроя класса (приветствие).

Постановка проблемной ситуации.

Составление мнемотаблиц.

Ответы на вопросы.

Тренажеры, тесты, схемы.

Задания развивающего характера.

Составление кластера.

Метод ТРИЗ.

Артикуляционные гимнастики.

Динамические паузы. Гимнастика для глаз.

Рефлексия.

И другие задания.


 

   Педагоги начальной школы используют различные приемы, методы коррекционной работы, развивающие упражнения, направленные на устранение имеющихся нарушений. Мною была перечислена небольшая часть того, что педагоги нашей школы используют при работе с детьми.

Список литературы

1. Астафьева В.М. Использование АВК, как технологии верботонального метода, в развитии детей с нарушениями слуха. //Социальная защита детства. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии (По материалам Московских городских медицинских чтений). В. 6 – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2001.

2. Верботональный метод реабилитации детей с нарушениями слуха и речи: кто и как использует его в России? // Вестник образования. - №18, 2008.

3. Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога – дефектолога / Л.И.Руленкова. – М.: Парадигма, 2010.- 191 с.

4. Реабилитация — фактор повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Сб. статей. Сост. З.С. Максимова. / Нерюнгри, 2009.


 

Опубликовано в группе «Творческие группы педагогов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.