Статья «Инновационные технологии – новые центральные задачи»

2
0
Материал опубликован 2 October 2019

Инновационные технологии – новые центральные задачи

 

Воспитание детей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость, так как у детей снизился творческий потенциал, возникли затруднения в восприятии нестандартных решений.

Поэтому актуальность темы состоит в том, что в раннем возрасте выявить признаки одаренности ребенка (творческой личности, которая способна самостоятельно делать выбор, ставить цели и их реализовывать, выходить за рамки стандартных требований, уметь анализировать и оценивать свою деятельность). Возрастает объем информации, перегрузка содержанием ведет к снижению активности детей. Именно, деятельность педагога должна быть четко направлена на успешную реализации способностей ребенка.

Одним из решений этой проблемы, мы считаем, является применение ТРИЗ - технологий, которые направлены на обучение детей способам творческой деятельности, которые сформируют познавательные силы ребенка (внимание, восприятие, мышление, память, воображение).

ТРИЗ на сегодняшний день является серьезной дисциплиной со своим научным аппаратом, структурой, специфичными алгоритмами и законами. Она соответствует всем требованиям ФГОС НОО второго поколения.

Поэтому необходимо развивать творческие способности детей, используя методы ТРИЗ уже в дошкольном возрасте.

Но, работая со студентами педагогического колледжа во время прохождения ими педагогической практики, сталкиваешься с неумением и нежеланием применять ТРИЗ начинающими молодыми педагогами. «Вирус творчества» необходимо прививать студентам уже в процессе обучения учебным дисциплинам, эффективно используя методы и приемы ТРИЗ и РТВ, ведь «окунувшись» в эту технологию, прочувствовав ее на себе, студенты смогут передать навыки творчества и креативности.

Творческое развитие студента мы рассматриваем как одно из условий профессионального развития, которое может быть реализована средствами ТРИЗ. Внедрение инновационных педагогических технологий, изменение структуры учебных занятий и наполнения их оригинальным содержанием сопутствуют поставленной задаче.

При подготовке учебных занятий использовалась структура креативного урока в системе НФТМ-ТРИЗ, включающая в себя 8 блоков:

«Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.

Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.

Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.

Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока».

Эффективность развития творческих способностей дошкольника в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая в результате проводимой работы постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребенку глубже познать и раскрыть творческий потенциал ребенка, поэтому для ознакомления студентов и применения на практических занятиях мы подготовили необходимое оборудование:

1. «Девятиэкранный системный оператор» (схема, которая показывает, что все, что нас окружает, состоит из каких-либо мельчайших частей, что любой предмет, каким бы он не был – большим или маленьким, является частью чего-то большего, и в то же время из чего-то состоит сам).

2. «Морфологическая таблица»  - используется для проведения морфологического анализа. По горизонтали ставятся картинки с изображением времен года, по вертикали – музыкальные инструменты. Дети с легкостью вспоминают название инструментов и рассуждают о характере музыке, которую они определили бы ко времени года. Используем морфологическую таблицу для придумывания с детьми чего-то нового, например нового зонтика: по горизонтали картинки с изображением предметов, по вертикали – изображения предметов, которыми можно заполнить взятые нами емкости. На соединении осей координат получается новый зонтик с дополнительными функциями. Дети придумывают название новых, получившихся зонтиков.

3. «Круги Луллия» -  это что-то, вроде компьютера, только механического. Простота конструкций позволяет применять кольца в детском саду, а эффект огромен: познание языка и мира в их взаимосвязи. Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляются и систематизируются знания детей по темам: «Лес. Растительный мир», «Огород. Овощи», «Состав числа», «Семья, ребенок, общество», «Профессии человека. Орудия труда» и нетрадиционные для придумывания фантастического предмета, сказки на новый лад: «Герои сказок. Природные зоны», «Транспорт. Посуда », «Животное. Части тела» и т.д.

4. «Черный ящик» - пособие для загадывания объекта, для развития умения логически мыслить, задавать вопросы по существу, составлять загадки, и т.п. Хорошо здесь проводить игру «Да-нетка».

5. «Волшебные очки» - пособие для развития умения видеть и разрешать противоречия окружающего мира, пособие, с помощью которого дети учатся высказывать свое отношение к предмету или объекту, как положительное, так и отрицательное. Здесь уместна игра «Хорошо - плохо», «Нравится - не нравится».

6. «Копилка слов»- пособие для обогащения и активизации словарного запаса детей.

7. «Чудесные вещи» - д/и по развитию умений наделять объекты реального окружающего мира неприсущими им функциями.

Макеты типовых приемов фантазирования:

а) настольно-печатные игры: ребусы, домино, лото, картинки, пазлы – для закрепления приемов фантазирования, составления творческих рассказов, небылиц, придумывания загадок, дразнилок;

б) учебно-методические комплекты на развитие творческого воображения, мышления;

в) игровые модули, макеты, театральные куклы, иллюстративный материал;

г) дидактический материал для использования на занятиях.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения, активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

По отношению к детям - методы и приемы данной технологии направлены не на накопление у детей  «строительного материала» в виде знания фактов, понятий, закономерностей, умений и навыков, а на формирование способности «строить дом», на формирование исследовательских умений детей, творческих способностей, развития воображения, мышления и связной речи.

 По отношению к педагогам - данная технология    развивает  исследовательскую культуру педагогов, формирует у них потребность в изменении технологии организации педагогического процесса, а точнее понимание механизмов построения технологии и специфики применения ее методов и приемов  для разных возрастных групп.  Самостоятельно создавать  на основе апробированных методов и приемов технологии систему  занятий, игр и творческих упражнений для работы с детьми 2-7 лет. Выявляет результативность работы, анализ наиболее типичных затруднений и способов устранения.   

Использование инновационных технологий позволяет поставить новую центральную задачу: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. 

 

 

         Ссылки на источники

Самарин, Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста [Текст] / Ю. А. Самарин. – М., 1969. – 209 с.

Фельдштейн, Д. И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – М.: Педагогика,1987. – 240 с.

Климов, Е. А. Индивидуальная деятельность [Текст] / Е. А Климов. – Казань, 1974. – С. 49

Кондаков, И. Психологический словарь, 2000 г.

Super D. E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957.

Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя:]. Монография, Флинта – Московский психолого-социальный институт, 1998 – 200 с.

Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам временной педагогики ]. http://www.tovievich.ru/book/19/192/1.htm [Дата обращения 31.05.2013]

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984.],

Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М.:Педагогика,1976. –416 с.

Зиновкина, М. М., Утёмов, В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 54054. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/1/rynok_truda_i_obrazovanija/struktura-kreativnogo-uroka.html – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X. – [Дата обращения 31.05.2013].

Зудилова, Л.В., Зудилов, А.Б. Статья «Профессиональное развитие студентов колледжа методами теории решения изобретательских задач».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.