Инструкция к применению
Инструкция по применению. (слайд 1)
Слайд 2. Личная преданность общему делу – вот залог успеха ШМО
Совсем недавно в журнале «Русский язык» прочитала статью кандидата филологических наук Натальи Александровны Борисенко, которая начинается следующими словами: «Увлекшись новыми технологиями, ОГЭ, ЕГЭ и прочими затмившими дело аббревиатурами, как же мы мало стали говорить о конкретном учительском опыте, всматриваться в работу коллег, даже тех, что рядом с нами – говорить об учителе, а не об абстрактных понятиях. Между тем такой разговор заставляет задуматься о многом. Как не сгореть в школе, когда ты в ней уже много лет? Кому и как осваивать ФГОС? Какой урок можно назвать современным? Что такое свобода учителя?». Чтобы ответить на эти вопросы, сегодня я хочу рассказать о работе школьного методического объединения учителей русского языка и литературы.
Слайд 3. Состав: Дербышева Елена Григорьевна, Разумова Людмила Юрьевна, Луппова Светлана Павловна, Сенаторова Ольга Александровна.
Описание: учителя русского языка и литературы, общий стаж работы 90 лет.
Слайд 4. Методические свойства: Наше школьное методическое объединение, конечно, имеет свои традиции, как-то: обязательное составление плана работы и его обсуждение, проведение методических заседаний, обмен опытом в виде посещение уроков друг у друга и у коллег района и области, но в основе нашей работы лежит принцип американского предпринимателя Джека Уэлча: Слайд 5. «Даже если один работник работает лучше всех, он никогда не сможет заменить команду единомышленников. Слаженная команда всегда будет работать лучше, чем талантливый одиночка». Как же работает наша команда?
Слайд 5. Урок первый – обретение новой профессии.
Учитель не должен бояться изменений, он должен всё время меняться, расти, осваивать новое. Получать дополнительное образование, писать статьи, посещать умные семинары, проходить стажировки у мастеров. Об этом пишут и авторы книги «Как помочь учителю в освоении ФГОС ( глава «Почему многим стандарты не даются?») Приведу небольшую выдержку: « Нахождение времени для названной работы зависит от степени внутренней потребности педагога стать другим».
Слайд 6. Например, 27 августа мы приняли участие в методической выставке «Духовно-нравственное развитие обучающихся в муниципальной образовательной среде» и стали победителями.
Слайд 7. 10 сентября мы приняли участие в мероприятии, организованном Уржумской центральной библиотекой «Провинция как центр русской культуры», где выступали ведущие учёные и деятели культуры Кировской области.
Слайд 8. 29 сентября мы приняли участие во Всероссийском семинаре «Воспитание культуры современного читателя в условиях реализации ФГОС» , который проходил в ВГГ г. Кирова, и был организован ассоциацией учителей русского языка и литературы. В ходе семинара решался вопрос о приобщении детей к чтению, ( слайд 9) в связи с чем была встреча с детской писательницей Ириной Краевой.
Слайд 10. 21 ноября Елена Григорьевна Дербышева посетила на базе Центра повышения квалификации ИРО Кировской области в г.Вятские Поляны плановое заседание окружных методических объединений учителей русского языка и математики Юго- Восточного образовательного округа, где были рассмотрены вопросы анализа ЕГЭ 2014года, подготовки к ЕГЭ- 2015, написания сочинения по русскому языку.
Слайд 11. 25 ноября в нашей школе прошла областная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся, воспитанников во взаимодействии формального и неформального образования: опыт 1 года эксперимента», где мною был представлен урок внеклассного чтения.
Слайд 12. 27 ноября Светлана Павловна приняла участие в вебинаре издательства «Легион» по теме «Подбираем литературные аргументы к сочинению на ЕГЭ (для учителей и учеников)».
Слайд 13. 19 декабря наше методическое объединение организовало работу районного объединения, где мы представили мастер-класс по произведению Ф.М.Достоевского, литературно-музыкальную композицию «Погиб поэт, невольник чести», посвящённую 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, а также представили материал по теме «А что за рамками урока?».
Слайд 14. 22 января мы снова посетили ВГГ, где проходил Всероссийский семинар по теме «Реализация антропологического подхода к духовно-нравственному воспитанию во внеурочное время».
Слайд 15. 27-28 января мы принимали участие в организации и проведении муниципального конкурса «Учитель года-2015»
Слайд 16. 27 марта 2015 года на базе нашей школы прошёл день открытых дверей по теме «Взаимосвязь и преемственность начального и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС», где учителями-филологами было представлено приветственное слово, а также публичный урок литературы.
10 апреля я выступала на Межрегиональном съезде Ассоциации молодых педагогов Кировской области «Молодым педагогам - воспитание поколения будущего!», который проходил в Просницком лицее.
Слайд 17. Урок второй – урок саморазвития.
Все мы знаем, что для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому целью нашего методического объединения является повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Для достижения цели педагоги ШМО используют возможности сети Интернета на уроке, каждый год проходят курсы профессиональной переподготовки ( на протяжении ряда лет являемся участниками инновационной площадки федерального уровня под руководством к.п.н. Елены Анатольевны Белорыбкиной, Слайд также год проходим курсовую подготовку в Педагогическом университете «Первое сентября» при МГУ, публикуем уроки на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»), Слайд участвовали в предметно-методической олимпиаде работников образовательных организаций, где стали победителя и призёрами. Составляем собственные авторские разработки в электронном варианте и используем их в обучении русского языка и литературы, совершенствуем систему подготовки учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ. В этом вопросе мы попытались перенять опыт коллег Гимназии №56 г.Санкт-Петербурга, которые для подготовки к экзамену используют силы двух учителей: один учитель ведёт основные уроки, а дополнительную подготовку проводит другой учитель, эта практика оправдывает себя, судя по результатам ЕГЭ по русскому языку и литературе в этом учебном году.
Слайд 20 марта я приняла участие в конкурсе «Мои инновации в образовании», где представила работу «Детская литература», подготовиться и достойно выступить на этом конкурсе мне помогли учителя ШМО. Конечно же, для достижения высокой филологической и общей культуры учителя мы используем и такие пути, как поездки и экскурсии.
Слайд В этом году посетили оперетту венгерского композитора Имре Кальмана «Сильва», Слайд спектакль «Дракон» по пьесе Е.Шварца в ТЮЗ г.Кирова, Слайд Дербышева Елена Григорьевна совершила поездку в Пушкиногорье (Псковская область), Слайд я посетила музей Н.А.Островского в г.Сочи.
Слайд Таким образом, с педагогической точки зрения важно отметить, что "механизм" творческого саморазвития запускается не столько для саморазвития, сколько для того, чтобы личность могла подняться на более высокий уровень и была способна решать жизненно-необходимые творческие задачи и проблемы.
Слайд Урок третий. Саморазвитие учителя – источник саморазвития учеников.
Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность. В нашей школе вот уже несколько лет ведется целенаправленная работа по созданию пространства творческого самовыражения, саморазвития, самосовершенствования личности педагога и личности ученика. Отсюда и наши достижения. В этом учебном году ученики под руководством учителей русского языка и литературы показали следующие результаты.
Победители муниципального конкурса «Сердце как арт-объект»,
Слайд победители муниципального конкурса чтецов поэзии О.Любовикова,
Слайд участвовали в муниципальном конкурсе «Живая классика». На протяжении нескольких лет мы призёры районной олимпиады по русскому языку. Победители муниципального конкурса сочинений «Живая земля», мы постоянные участники игры-олимпиады «Русский медвежонок», где имеем призовые места на уровне района. Мы победители и призёры регионального конкурса исследовательских работ «Твои первые шаги в науке», который проводил ВятГГУ, победители муниципального конкурса «Творчество юных – за безопасность дорожного движения». Слайд В фестивале «Память пылающих лет» стали призёрами с композицией «Письма с фронта». Муниципальный конкурс чтецов «Сердцем прикоснись к подвигу» , Слайд городской конкурс чтецов «Ну почему мы помним о войне», Слайд и фестиваль русского языка принёсли нам призовые места, Слайд также участие в региональном конкурсе «Этот день победы», который прошёл во Дворце творчества детей и молодёжи г. Кирова, за сочинения мы получили 3 место и специальный приз газеты «Комсомольская правда». Слайд В муниципальном конкурсе «Воспитываем таланты» проект «Примеряю будущее» стал победителем. Такие успехи детей не могут не радовать, учителям они дают импульс к дальнейшей успешной работе.
Слайд В перспективе у нас, конечно, повысить качество преподаваемого предмета, проводить и посещать открытые уроки и мастер-классы, разработать новые дидактические материалы, создать пакет-помощник по различным педагогическим технологиям.
Применение. Чтобы данный опыт работы ШМО можно было применить в условиях своих школ, обязательно нужно помнить главное: Слайд работать должна слаженная команда, в которую у нас в школе ещё привлечены педагоги, помогающие нам, это учитель информатики, изобразительного искусства, музыки, психолог, библиотекарь и музыкальный руководитель.
Меры предосторожности: конечно, как и каждая инструкция, наша тоже имеет меры предосторожности.
Не теряйте страсть к познанию: одно из самых важных условий успешного преподавания – любовь к своему делу, которая не должна заканчиваться после звонка с урока. Как говорил А.П.Чехов «Наблюдай сам и вникай».
Не теряйте верю в себя: главным показателем хорошего педагога была и остается любовь к школе и детям. Настоящий учитель должен верить в лучшее. Верить в своих детей, верить, что сможет научить даже худшего ученика, и иметь большое желание сделать это. Норвежская писательница Маргит Сандему говорила, что вера в самого себя временами приводит человека к достижению непостижимого, совершенно невозможного. Дерзайте! Творите! Побеждайте! С праздником Вас, дорогие учителя!
6