Интегрированная образовательная ситуация «Буквы - самоделки». Лепка из пластилина букв «П», «Т», «К»

4
0
Материал опубликован 14 March 2022

Интегрированная образовательная ситуация «Буквы - самоделки».

Лепка из пластилина букв «П», «Т», «К».

Фоминых Е.Н.

учитель – логопед МБДОУ № 102

г. Екатеринбург

Цель:

развитие познавательных и творческих способностей детей средствами творческого взаимодействия с педагогами.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить навык различения и правильного произношения звуков «П», «Т», «К»;

- закрепить умение скатывать из пластилина «колбаски»;

- закрепить умение правильно располагать пластилиновые элементы букв на картонной основе.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие (выделение первых звуков в словах);

- развивать мышление (операция «сравнение»);

- развивать фантазию (самостоятельное придумывание украшения для букв).

3. Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность и активность.


Оборудование:

ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Буквы – самоделки», ширма с контурами рисунков, мягкая игрушка «Медвежонок», панно «Звуковые замки», настенный алфавит, индивидуальные кассы фишек для звукового анализа, картонные основы, пластилин, материал для украшения букв (бусинки, бисер, стразы, семечки, ракушки и т.д.)


Ход образовательной ситуации

Здравствуйте, ребята. Сядет на своё место тот, кто назовёт слово, которое начинается на звук «П», «Пь», «Т», «Ть», «К» или «Кь» (на экране – заставка «Буквы – самоделки»).

Вы, наверное, уже догадались, какие звуки мы сегодня будем повторять? («П», «Т», «К» и их мягкие пары).

Какие это звуки? (согласные). Есть преграда на пути воздушной струи, «ниточка рвётся». Давайте дадим характеристику каждому звуку. Посмотрите на «Звуковые замки» (на экране – два человечка – звуковичка в синем и зелёном костюмах и перечёркнутый колокольчик).

Дети дают характеристику каждому звуку. Например, звук «П» - согласный, твёрдый, глухой (тактильно - вибрационный контроль) и загибают при этом по три пальца.

Итак, мы сказали, что все эти звуки согласные, глухие, могут быть твёрдыми и мягкими. А чем различаются эти звуки? (местом, где образуется преграда для воздушной струи). Давайте произнесём звуки и почувствуем, где образуется преграда («П» - смыкаются и размыкаются губы; «Т» - кончик языка бъёт по бугоркам за верхними зубами; «К» - спинка языка «горкой»).

А сейчас посмотрите на экран (на экране - иллюстрации к перечисленным ниже звукоподражаниям) и хором произнесите:

- как пыхтит каша в кастрюле? («п- п- п»)

- как птенцы пищат в гнезде? («пи-пи-пи»)

- как стучит молоток? («тук-тук»)

- как тикают часы? («тик-тик»)

- как «говорит» курочка? («ко-ко»)

- как мы подзываем к себе котёнка? («кис-кис»).

А сейчас проверим, чуткие ли у вас ушки (на экране – фотография девочки с приложенной к уху ладонью).

Поиграем в игру «ЭХО». Я буду называть вам слова, а вы выделяйте и произносите первый звук в этих словах.

Помидор, паук, конфета, танк, калитка, тайна, кот, попугай, тапки, табурет, кухня, кубики.

Поиграем ещё в одну игру. Я буду называть вам слова без первых звуков, а вы должны догадаться, какой звук пропущен и назвать слово правильно.

.уман, .авлин, .люква, .аук, .апочки, .онфета.

А теперь посмотрите на контуры рисунков на ширме (на экране – несколько контурных рисунков в перевёрнутом, наложенном друг на друга изображении), догадайтесь, какие рисунки здесь нарисованы и назовите слова, в которых есть звуки «К» или «Кь»; «П» или «Пь», «Т» или «Ть» (по очереди).

Дети называют слова: «кит», «кошка», «колокольчик», «помидор», «петух», «пирамидка», «торт», «тюльпан», «тыква».

Ребята, всё это время мы с вами говорили про звуки «П», «Т», «К». А давайте вспомним правило (на экране – на двух слайдах надписи «ЗВУКИ», «БУКВЫ» и картинки - символы) и хором его произнесём «Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим, читаем и пишем!»

Посмотрите на буквы «П», «Т», «К» (на экране – соответствующие буквы).

На что похожа каждая буква? Ребята из нашей группы приготовили весёлые стихи, на что похожи буквы.

Букву «П» в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну –ка, милый, не ленись,

Подойди, да подтянись!


«Т» - антенна, выше крыши.

Всё увидит, всё услышит.

Телевизоры включаем,

У экранов не скучаем!


На прямую палочку

Справа села галочка.

До сих пор там и сидит,

Буквой «К» на нас глядит.


Спасибо, нашим чтецам, а я предлагаю вам обратить внимание на экран. На нём вы видите алфавит. Кто знает, что такое алфавит? (это буквы в определённом порядке). Нужно выйти к экрану и найти в алфавите буквы «П», «Т», «К».

А сейчас поиграем. Я буду подходить к каждому из вас и пальцем «писать» на спине букву «П», «Т», или «К», а вы должны почувствовать и угадать, какую букву я «написала» (на экране – соответствующий рисунок).

Какие вы, ребята, молодцы, угадали все буквы.

А у нас – гость – медвежонок Топик (демонстрируется мягкая игрушка – медвежонок и на экране – картинка).

В имени медвежонка есть все звуки, о которых мы сегодня говорим: «П», «Т» и «К». Я предлагаю вам выложить слово «ТОПИК» из фишек. Напоминаю, что гласные звуки мы обозначаем фишками красного цвета, твёрдые согласные звуки – фишками синего цвета и мягкие согласные звуки – фишками зелёного цвета. Выложить слово ТОПИК фишками на мольберте приглашается любой желающий ребёнок (после того, как дети на местах выполнили задание, на экране появляется звуковая схема слова «ТОПИК»).

Ребята, а у Топика для вас сюрприз. Он не простой медвежонок, а говорящий и хочет рассказать вам весёлую скороговорку.

А мы продолжаем сравнивать звуки и буквы «П», «Т», «К». Я приготовила для вас несколько интересных заданий. Обратите внимание на экран (демонстрируется авторская презентация «Различаем звуки и буквы «П», «Т», «К»; воспитанникам предлагается отгадать загадки, определить четвёртый лишний – по первому звуку и по количеству слогов, прочитать прямые и обратные слоги с изучаемыми буквами и подобрать картинки на данные слоги, подобрать нужную звуковую схему к слову).

Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть (на экране надпись – динамическая пауза и картинка «Танцующие дети»).

Послушайте начало знаменитой детской песни и догадайтесь, какую зарядку мы сейчас будем выполнять (звучит отрывок из песни «В траве сидел кузнечик»). Правильно мы выполним зарядку «Кузнечики» (дети говорят хором слова и выполняют соответствующие тексту движения).

Поднимайтесь, плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Раз, два, раз, два.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише, Ч-Ч-Ч-Ч-Ч.

А сейчас поиграем в игру «Живые буквы». Сначала хором скажем заклинание: «Раз, два, три, повернись, в живую букву превратись!», (дети изображают с помощью своего тела буквы «П», «Т» или «К»).


Дальше продолжает воспитатель:

Ребята, посмотрите на экран. Что вы там видите? Правильно, коробку пластилина. Сейчас мы будем лепить буквы из пластилина. Каждый выбирает сам, какую букву он будет лепить: «П», «Т» или «К». Образцы букв – на доске.

Для этого вам понадобится скатать из пластилина «колбаски» - элементы букв, короткие и длинные. Прикрепить эти пластилиновые элементы на картон. А потом украсить свою букву. Материал для украшения каждый выберет себе сам. Это может быть природный материал, бисер, пайетки, кусочки ткани, элементы мозаики, камешки Марблс и т.д.

Когда буква будет готова, нужно придумать слово на этот звук (во время выполнения работы музыкальным фоном звучит песня С. Никитина «Я леплю из пластилина»).


Итак, ребята, какие звуки и буквы мы сегодня учились различать? Посмотрите на экран (на экране надпись «МОЛОДЦЫ» и звук аплодисментов с анимационной картинкой). Что вам больше всего понравилось сегодня?

Оценивается работа детей в целом; отмечаются самые удачные поделки. Организуется выставка всех работ в группе.
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.