Интегрированная программа внеурочной деятельности «Лаборатория экспериментов» (2–4 классы)
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Лаборатория экспериментов»
для обучающихся 2-4 классов
Банникова С.Г., учитель начальных классов
Волжанина Е.В., учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Лаборатория экспериментов» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286;
Федеральная образовательная программа начального общего образования (ФОП НОО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 года №372;
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ ПМО СО «СОШ № 13 с УИОП», утвержденная приказом от 30.08.2024 года №186/3-Д.
Программа включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения, подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для изучения на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы включают личностные, метапредметные результаты, а также предметные достижения обучающегося за год обучения на уровне начального общего образования.
Интегрированный курс «Лаборатория экспериментов» реализуется для обучающихся 8-10 лет в объеме 34 часа (1 час в неделю в течение года).
Актуальность и назначение программы
В современном мире, насыщенном информацией и технологическими инновациями, важность практического опыта в обучении становится все более очевидной. Программа "Лаборатория экспериментов" направлена на развитие исследовательских навыков у учащихся через проведение простых научных экспериментов. Она способствует формированию критического мышления, читательской грамотности и интереса к естественным наукам.
Цель программы
Формирование познавательной активности младших школьников средствами экспериментально-исследовательской деятельности и межпредметных связей («Литературное чтение» и «Окружающий мир»).
Задачи программы
Формирование устойчивого интереса к процессу познания, научному поиску и исследованию;
Обучение основным этапам научного метода: постановка вопроса, выдвижение гипотез, организация эксперимента, фиксация и интерпретация результатов;
Развитие способности наблюдать природные процессы и понимать закономерности происходящих изменений;
Поддержка инициативы, креативности и самостоятельности детей в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Привитие навыков сотрудничества и командной работы при выполнении коллективных заданий.
Формирование читательской грамотности обучающихся.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Положительное отношение к обучению и стремление узнавать новое;
Чувство гордости за личные успехи и умение уважительно относиться к успехам других;
Формирование осознанного подхода к соблюдению природоохранительных норм;
Способность воспринимать ошибки как важный элемент процесса познания.
Метапредметные результаты:
Умение ставить проблему и предлагать пути её разрешения;
Навык планирования собственной деятельности и работы группы;
Компетенция записи наблюдений и оформления результатов эксперимента;
Умение презентовать выполненный проект перед аудиторией сверстников и взрослых.
Предметные результаты:
Ориентация в простых физических, химических и биологических процессах;
Умения проводить лабораторные эксперименты под контролем взрослого;
Начальное представление о структуре живых организмов и взаимосвязях в экосистемах;
Расширение кругозора в области естественных наук.
Обогащение читательского опыта учащихся художественно-образным восприятием природы через произведения детской литературы.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа способствует развитию таких ценностей, как сотрудничество, ответственность за результаты своей работы и уважение к окружающему миру. Учащиеся учатся работать в команде, принимать решения совместно и оценивать вклад каждого участника.
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Основы экспериментирования (введение) – 2ч.
Понятие о науке: значение науки в жизни человека (обсуждение текстов из литературы).
Основные этапы научного исследования: наблюдение, гипотеза, эксперимент, вывод.
2. Физические явления (свет, звук, тепло) - 8 ч.
Свойства света: преломление света; опыты с призматическими стеклами (чтение текста о природе света).
Звук: распространение звука через разные среды; создание музыкальных инструментов из подручных материалов.
Тепло: теплопроводность различных материалов; опыты с нагреванием воды (литературные произведения о природе тепла).
3. Химические реакции (простые опыты с веществами) - 8ч.
Простые реакции: взаимодействие уксуса и соды; определение pH растворов с помощью индикаторов.
Цветные опыты: реакция красителей при взаимодействии веществ; обсуждение результатов через призму художественной литературы.
4. Биология вокруг нас (эксперименты с растениями) – 8ч.
Растения и их рост при разных условиях освещения; ведение дневника наблюдений за растениями (интеграция литературных описаний роста растений).
5. Экологические исследования (изучение окружающей среды) - 4ч.
* Исследование состояния экосистемы класса или школы.
* Эксперименты по оценке качества воды/воздуха.
* Проекты по охране окружающей среды на основе прочитанных текстов о природе.
6. Проектная работа – 4ч.
* Подготовка групповых проектов по выбранным темам исследований.
* Защита проектов «Дети-детям».
* Создание буклетов или презентаций на основе проведенных исследований.
* Темы на выбор учителя.
Тематическое планирование
|
Введение в экспериментирование |
|
Секреты воды |
|
Чудо-вода |
|
Кристаллы на веревке |
|
Зависший лед |
|
Твердая жидкость |
|
Волшебная вода |
|
Рыбалка |
|
Расширяем границы |
|
Выращиваем кристаллы |
|
Управляем водой |
|
Пленка на воде |
|
Опыты на кухне |
|
Цветные овощи |
|
Пишем тайные записки |
|
Веселые зубочистки |
|
Живые перчинки |
|
Домашний вулкан |
|
Сила апельсина |
|
Разделяем соль и перец |
|
Цветные опыты |
|
Внутри лед цветной |
|
Завитки в молоке |
|
Красочная салфетка |
|
Черный цвет, да не черный |
|
Получаем новые цвета |
|
Слияние цветов |
|
Сладкий опыт |
|
Художник из воздуха |
|
Цветные капли льда |
|
Красим растения |
|
Законы физики |
|
Воздушная ракета |
|
Волчок на веревочке |
|
Величина заряда |
|
Полное погружение |
|
Живая змея |
|
Играем в телефончики |
|
В воде, а сухая |
|
Лимонная батарейка |
|
Тайные записки |
|
Волшебный пакет |
|
Секреты бумаги |
|
Проекты |
** Темы можно объединять.
Структура тематического занятия
Организационно-подготовительная часть
Экспериментальная часть
1. Знакомство с перечнем оборудования и материалами
2. Подготовка оборудования, рабочего места
3. Изучение инструкции проведения опыта
4. Зарисовка эксперимента
5. Проведение эксперимента
6. Уборка рабочего места
Рефлексия и оценка
Формы организации занятий
Лабораторные эксперименты;
Выполнение индивидуальных и групповых проектов;
Творческие конкурсы (создание макетов, рисунков, моделей);
Просмотр научно-популярных фильмов и обсуждение увиденного;
Участие в конкурсах исследовательских работ уровня школы, города.
Текущий контроль и оценка освоения курса
Формы текущего контроля включают:
Самостоятельные наблюдения и описания результатов собственных экспериментов;
Устные выступления с демонстрацией выполненных проектов;
Оформленные альбомы отчетов по проведенным исследованиям;
Рефлексивный дневник ребёнка, где фиксируется процесс его размышлений и самонаблюдения.
Итоговый контроль:
- Защита проектной работы перед классом;
- Оценка представленных результатов исследований;
Форма оценки может быть как вербальной (обратная связь), так и количественной (баллы).
Рефлексия (самооценка участниками своей деятельности после завершения проекта).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
- Кружки по интересам: занятия проводятся в форме кружка, где дети могут выбрать темы для экспериментов.
- Мастер-классы: приглашение специалистов для демонстрации сложных опытов.
- Проектная деятельность: выполнение групповых и индивидуальных проектов с последующей защитой результатов.
- Выездные лаборатории: экскурсии в научные центры для участия в мастер-классах.
Ожидаемый результат
Учащиеся смогут самостоятельно проводить простые эксперименты, анализировать их результаты и представлять свои выводы устно и письменно на школьных мероприятиях или выставках.
Оценочные средства
Оценка достижений обучающихся осуществляется через портфолио ученика, включающее отчёты о проведённых исследованиях, рисунки, фотографии проведенных экспериментов, проекты и презентации.
Оценочные материалы
Развернутый устный ответ
|
уровень |
Критерии |
|
высокий |
обучающийся излагает материал правильно; ребенок корректно употребляет термины; школьник приводит не только сведения и примеры из учебника, но и собственные языковые примеры; речевое оформление ответа соответствует нормам современного русского литературного языка; ребенок излагает материал последовательно и логично, суждения обоснованны |
|
повышенный |
ребенок правильно излагает материал, полно раскрывает содержание вопроса; обучающийся корректно употребляет термины и понятия; школьник допустил 1–2 недочета в последовательности изложения или речевом оформлении ответа |
|
базовый |
ответ соответствует вопросу, но обучающийся допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; ребенок не может привести примеры; школьник излагает материал неполно и непоследовательно; обучающийся допускает ошибки в языковом оформлении |
|
низкий |
ответ показывает незнание большей части изученного материала; есть серьезные ошибки в формулировке определений; изложение нелогично и непоследовательно |
Самооценка по результатам выполнения эксперимента
|
критерии |
пояснение |
баллы |
комментарий |
|
Понимание цели эксперимента |
Насколько хорошо я понял, что нужно было сделать? |
|
|
|
Подготовка к эксперименту |
Как тщательно я подготовился и собрал все материалы? |
|
|
|
Следование инструкциям |
Насколько точно я следовал инструкциям во время работы? |
|
|
|
Точность выполнения |
Справился ли я с выполнением всех шагов эксперимента? |
|
|
|
Наблюдения и записи результатов |
Как внимательно я наблюдал за процессом и записывал результаты? |
|
|
|
Работа в команде (если есть) |
Как хорошо я взаимодействовал с другими участниками, если работал в группе? |
|
|
|
Обсуждение результатов |
Насколько активно я участвовал в обсуждении полученных результатов? |
|
|
|
Выводы из эксперимента |
Удалось ли мне сделать правильные выводы на основе полученных данных? |
|
|
|
Общее впечатление о работе |
Что мне понравилось в моем эксперименте, а что можно улучшить? |
|
|
Инструкция:
1. Оцени себя от 1 до 5 баллов по каждому критерию (где 1 — низкий уровень, а 5 — высокий).
2. В колонке "Комментарий" запиши свои мысли о том, как выполнил каждый из критериев.
3. После заполнения таблицы обсуди результаты с учителем или родителями для дальнейшего развития навыков научного мышления и работы над проектами.
Организационно-педагогические условия реализации программы
1. Наличие необходимого оборудования для проведения опытов.
2. Создание безопасной лабораторной среды.
3. Подбор квалифицированного преподавателя.
4. Информирование родителей об итогах работы кружка через открытые уроки или выставки работ учеников.
Особенности работы педагога по программе
Педагог должен обладать не только знаниями предмета, но и умением организовать процесс исследования. Важно создать атмосферу доверия и поддержки, чтобы учащиеся могли свободно выражать свои идеи. Педагог также должен быть готов адаптировать программу под интересы детей.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Эврики. Занимательная наука: Цветные опыты. Опыты о науке. Секреты воды. Законы физики (комплект из 4 книг), Буква-ленд, 20192. Белько Е. «Веселые научные опыты», Питер, 2021
3. Перельман Я.И. «Удивительные опыты», Дом занимательной науки, 2025
4. Перельман Я.И. «Удивительные опыты», ЭКСМО, 2025
5. Перельман Я.И. «Занимательные опыты», АСТ, 2025