Рабочая программа внеурочной деятельности «Экспериментальная лаборатория» (3–4 класс)

0
0
Материал опубликован 15 February 2019

Министерство образования и науки РФ

Департамент образования администрации города Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 им. В.Г. Распутина»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ЛАБОРАТОРИЯ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3, 4-Х КЛАССОВ

Разработали:

Баженова Светлана Валентиновна,

учитель начальных классов,

первая категория;

Галашева Наталия Владимировна,

педагог-психолог

г. Братск, 2018 год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экспериментальная лаборатория» разработана для учащихся 3, 4-х классов и построена на системно-деятельностном подходе, что позволяет вовлечь учеников в активный познавательный процесс и сформировать у них необходимые универсальные учебные действия: личностные, познавательные и коммуникативные (требования ФГОС НОО). Продолжительность занятий строится из расчета 17 часов (по одному часу в 1 неделю). Учебная группа может быть поделена на подгруппы. По ходу занятий обучающиеся через проведение опытов знакомятся с элементами физических и химических явлений, их свойствах, взаимосвязях, взаимодействии и приходят к логическому аргументированию полученных результатов.

Цель курса: развитие интереса, творческих способностей и приобретения опыта младшими школьниками навыков, при которых они осваивают методы научного познания на феноменологическом уровне;

Задачи курса:

1.создание условий для расширения кругозора, развития мотивации к познанию и творчеству обучающихся;

2. обучение приемам поисковой и творческой деятельности;

3. формирование практических умений и навыков, таких как: умение работать с различными веществами; умения наблюдать и объяснять опыты, демонстрируемые учителем; выполнять несложные опыты по словесной и текстовой инструкции; соблюдать правила техники безопасности;

4. развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное;

5. дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.

Методы и средства обучения.

Основными методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.

Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, практические занятия.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.


 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами являются:

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание предложенного содержания, обеспечивающего морально-личностный выбор;

- воспитание позитивного отношения к общению, овладение способностями позитивного взаимодействия с окружающим миром.

-приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Предметными результатами являются:

- овладение всеми типами учебных действий по реализации опытно-экспериментальной деятельности;

- формирование универсальных способов действий в различных жизненных ситуациях

- видеть проблему, анализировать сделанное (почему получилось – почему не получилось), видеть трудности, ошибки;

- ставить и удерживать цели, составлять план своей деятельности;

- представлять способ действия в виде модели, схемы, выделяя существенное и главное;

- проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;

- вступать в коммуникацию – взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

Метапредметными результатами являются:

- осознание целостности окружающего мира;

- освоение основ безопасного существования;

- освоение доступных способов изучения окружающей действительности (опыты, эксперименты, наблюдения, сравнения, эксперименты и др.);

- развитие навыков выявлять и устанавливать причинно-следственные связи в процессах окружающей действительности;

- формирование умения выполнять простые опыты и эксперименты, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их.


 

Содержание курса внеурочной деятельности «Экспериментальная лаборатория» для 3, 4-х классов

Содержание учебного предмета

Формы организации учебных занятий и видов деятельности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Экспериментальная лаборато-

рия

Опыты с элементами физики

4 опыта с водой

7 опытов со звуком

10 опытов со светом

5 опытов с воздухом

5 опытов со статическим электричеством

4 опыта с электромагнитной силой

Опыты с элементами химии

4 химических

опыта

Групповая форма работы.

Словесные методы: беседа, рассказ учителя, дискуссия.

Наглядные методы: демонстрация, просмотр видео и презентаций.

Практические методы: опыты, эксперименты, наблюдения.

Обучающиеся научатся:

-использовать выводы из наблюдений и опытов для объяснения наблюдаемых явлений;

-применять освоенные способы действий и понятия для решения практических задач;

-использовать полученные об окружаю-щем мире знания в жизненных ситуациях;

-умение наблюдать, фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире, в том числе – с использованием современных средств ИКТ (видеокамер, фотоаппаратов, диктофонов, цифровых измерительных приборов и т.д.).

Обучающиеся получат возможность научиться:

-умение планировать и проводить естественнонаучное задание;

-умение сформулировать предположение-гипотезу,

-планировать простой эксперимент;

-использовать на практике правила обращения с известными материалами и оборудованием;

-представлять собранные сведения, данные наблюдений и опытов в простейших таблицах, схемах, рисунках и диаграммах;

-описывать результаты опросов, наблюдений, простых опытов;

-оценивать полученный результат в его отношении к гипотезе.


 

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Экспериментальная лаборатория» для 3, 4-х классов

Тема

Кол-во часов

1.Вводный урок

1

Опыты с водой

2

2. «Борьба с гравитацией», «Умная вода»

 

3. «Апельсин тонет или плавает?», «Заставь яйцо плавать», «Поднимающаяся вода»

 

Опыты со звуком

3

4.«Шарик – усилитель звука», «Верёвочный телефон»

 

5.«Танцуют все»

 

6.«Колокол», «Звучащий стакан»,

«Струнный инструмент из бумажного стаканчика, нитки и скрепки», «Кукарекающий стакан»

 

Опыты со светом

4

7.«Волшебная радуга», «Гибкая ложка», «Развлечение с монетой», «Чудеса с монетой»

 

8.«Вращающийся спектр», «Обман зрения»

 

9.«Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы», «Образование теней», «Зажжённая спичка»

 

10.«Яйцо в серебряной скорлупе»

 

Опыты с воздухом

2

11. «Соломинка и картофель», «Крепкий шарик»

 

12. «Медуза в бутылке», «Волшебная бутылка», «Чайные пакетики на старт»

 

Статическое электричество

1

13. «Пляска бумажных человечков», «Приклей шарик», «Умный шарик», «Золушка на кухне», «Прыгающие хлопья»

 

Электромагнитная сила

1

14. «Самодельный компас», «Плавающая иголка», «Как увидеть магнитное поле?», «Сила магнита»

 

Опыты с элементами химии

3

15. «Цветной взрыв в молоке»

 

16. «Лизун своими руками»

 

17. «Пенный фонтан», «Вулкан» у тебя дома!

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации