Рабочая программа внеурочной деятельности «Экспериментальная лаборатория» (3–4 класс)
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 им. В.Г. Распутина»
Рассмотрено на НМС
Протокол №
от «
Зам.директора по НМС
Феодосова Т.Н.________
Утверждено приказ
от «
директор МБОУ «СОШ №12
имени В.Г.Распутина
Проскурякова Н.И..________
ШМС Протокол № ____ от «___» ___________2016г. Рассмотрено на ШМС Протокол № от « Руководитель ШМС Воробьёва О.В.________
Руководитель ШМС Воробьёва О.В._________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ЛАБОРАТОРИЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3, 4-Х КЛАССОВ
Разработали:
Баженова Светлана Валентиновна,
учитель начальных классов,
первая категория;
Галашева Наталия Владимировна,
педагог-психолог
г. Братск, 2018 год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экспериментальная лаборатория» разработана для учащихся 3, 4-х классов и построена на системно-деятельностном подходе, что позволяет вовлечь учеников в активный познавательный процесс и сформировать у них необходимые универсальные учебные действия: личностные, познавательные и коммуникативные (требования ФГОС НОО). Продолжительность занятий строится из расчета 17 часов (по одному часу в 1 неделю). Учебная группа может быть поделена на подгруппы. По ходу занятий обучающиеся через проведение опытов знакомятся с элементами физических и химических явлений, их свойствах, взаимосвязях, взаимодействии и приходят к логическому аргументированию полученных результатов.
Цель курса: развитие интереса, творческих способностей и приобретения опыта младшими школьниками навыков, при которых они осваивают методы научного познания на феноменологическом уровне;
Задачи курса:
1.создание условий для расширения кругозора, развития мотивации к познанию и творчеству обучающихся;
2. обучение приемам поисковой и творческой деятельности;
3. формирование практических умений и навыков, таких как: умение работать с различными веществами; умения наблюдать и объяснять опыты, демонстрируемые учителем; выполнять несложные опыты по словесной и текстовой инструкции; соблюдать правила техники безопасности;
4. развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное;
5. дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.
Методы и средства обучения.
Основными методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, практические занятия.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами являются:
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание предложенного содержания, обеспечивающего морально-личностный выбор;
- воспитание позитивного отношения к общению, овладение способностями позитивного взаимодействия с окружающим миром.
-приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Предметными результатами являются:
- овладение всеми типами учебных действий по реализации опытно-экспериментальной деятельности;
- формирование универсальных способов действий в различных жизненных ситуациях
- видеть проблему, анализировать сделанное (почему получилось – почему не получилось), видеть трудности, ошибки;
- ставить и удерживать цели, составлять план своей деятельности;
- представлять способ действия в виде модели, схемы, выделяя существенное и главное;
- проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;
- вступать в коммуникацию – взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
Метапредметными результатами являются:
- осознание целостности окружающего мира;
- освоение основ безопасного существования;
- освоение доступных способов изучения окружающей действительности (опыты, эксперименты, наблюдения, сравнения, эксперименты и др.);
- развитие навыков выявлять и устанавливать причинно-следственные связи в процессах окружающей действительности;
- формирование умения выполнять простые опыты и эксперименты, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их.
Содержание курса внеурочной деятельности «Экспериментальная лаборатория» для 3, 4-х классов
№ |
Содержание учебного предмета |
Формы организации учебных занятий и видов деятельности |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности |
3, 4-х классов |
|||
Экспериментальная лаборато- рия |
Опыты с элементами физики 4 опыта с водой 7 опытов со звуком 10 опытов со светом 5 опытов с воздухом 5 опытов со статическим электричеством 4 опыта с электромагнитной силой Опыты с элементами химии 4 химических опыта |
Групповая форма работы. Словесные методы: беседа, рассказ учителя, дискуссия. Наглядные методы: демонстрация, просмотр видео и презентаций. Практические методы: опыты, эксперименты, наблюдения. |
Обучающиеся научатся: -использовать выводы из наблюдений и опытов для объяснения наблюдаемых явлений; -применять освоенные способы действий и понятия для решения практических задач; -использовать полученные об окружаю-щем мире знания в жизненных ситуациях; -умение наблюдать, фиксировать (записы- вать) информацию об окружающем мире, в том числе – с использованием современных средств ИКТ (видеокамер, фотоаппаратов, диктофонов, цифровых измерительных приборов и т.д.). Обучающиеся получат возможность научиться: -умение планировать и проводить естественнонаучное задание; -умение сформулировать предположение-гипотезу, -планировать простой эксперимент; -использовать на практике правила обращения с известными материалами и оборудованием; -представлять собранные сведения, данные наблюдений и опытов в простейших таблицах, схемах, рисунках и диаграммах; -описывать результаты опросов, наблюдений, простых опытов; -оценивать полученный результат в его отношении к гипотезе. |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Экспериментальная лаборатория» для 3, 4-х классов
Тема |
Кол-во часов |
1.Вводный урок |
1 |
Опыты с водой |
2 |
2. «Борьба с гравитацией», «Умная вода» |
|
3. «Апельсин тонет или плавает?», «Заставь яйцо плавать», «Поднимающаяся вода» |
|
Опыты со звуком |
3 |
4.«Шарик – усилитель звука», «Верёвочный телефон» |
|
5.«Танцуют все» |
|
6.«Колокол», «Звучащий стакан», «Струнный инструмент из бумажного стаканчика, нитки и скрепки», «Кукарекающий стакан» |
|
Опыты со светом |
4 |
7.«Волшебная радуга», «Гибкая ложка», «Развлечение с монетой», «Чудеса с монетой» |
|
8.«Вращающийся спектр», «Обман зрения» |
|
9.«Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы», «Образование теней», «Зажжённая спичка» |
|
10.«Яйцо в серебряной скорлупе» |
|
Опыты с воздухом |
2 |
11. «Соломинка и картофель», «Крепкий шарик» |
|
12. «Медуза в бутылке», «Волшебная бутылка», «Чайные пакетики на старт» |
|
Статическое электричество |
1 |
13. «Пляска бумажных человечков», «Приклей шарик», «Умный шарик», «Золушка на кухне», «Прыгающие хлопья» |
|
Электромагнитная сила |
1 |
14. «Самодельный компас», «Плавающая иголка», «Как увидеть магнитное поле?», «Сила магнита» |
|
Опыты с элементами химии |
3 |
15. «Цветной взрыв в молоке» |
|
16. «Лизун своими руками» |
|
17. «Пенный фонтан», «Вулкан» у тебя дома! |