Цель проекта: развитие познавательного интереса у детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
развивать ребенка в социально-личностном направлении: развитие коммуникативности, совершенствование самостоятельности, наблюдательности; развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Сроки проекта: ноябрь-декабрь 2017г
Руководитель проекта: Ст. воспитатель.
Участники проекта: Педагоги и специалисты ДОУ.
Актуальность проекта: На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Результаты мониторинга исследовательских центров РППС позволяет сделать вывод о том, что оснащение для экспериментальной деятельности в нашем ДОУ находится на низком уровне. Поэтому данный проект направлен на организацию и развитие опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ.
Ожидаемые результаты:
1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Реализация проекта:
I этап. Организационный
Цель: разработка перспективного плана реализации проекта
Изучение методической литературы по тематике проекта.
Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группах и ДОУ.
Информирование родителей о ходе реализации проекта.
II этап. Внедренческий
Цель: приобщение детей и родителей к экспериментально-поисковой деятельности с элементами дизайна.
Планирование проекта |
1.Экспериментирование с материалами (ткань, бумага, мыло, стекло, зеркало) |
|
сроки | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | Подготовительный | Ответственные |
1 неделя | Просмотр мультфильма «Фиксики» Презентация своего центра экспериментирования для детей (что там живет, правила работы и т.д. презентовать новый опыт)
Конкурс «Дизайн лаборатория»
ЧХЛ: Шапиро А. «Секреты знакомых предметов» Сказка «Соломинка, пузырь и лапоть»; С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»
Беседы: «Какая бывает бумага?», «Что можно сделать из бумаги?», «Виды ткани»,
ИЗО Лепка- Лепка предметов с деталями из картона (крылья у птички, стрекозы, бабочки, парус у кораблика…) Украшение бумажных заготовок (крылья бабочек, семечки у арбуза, чешуйки у рыбки, укрась чашечку…) Рисование - «Мыльные пузырьки» (отпечатки) Аппликация- Обрывная аппликация «Разноцветная мозайка» - мячик, скатерть, зонтик… Обрывная аппликация из мятых бумажных шариков «Рыбка неваляшка», «Цыплята», «Лисичка» Д/игры: «Что изменилось?», «Что стало по-другому?», «Назови форму предмета» Опыты с материалами (по выбору педагога) См. приложение№1
М/подвижные игры познавательного характера: «Ручеёк», «Мы- капельки», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух». |
Просмотр видеофильма «Как проводят опыты?» Презентация своего центра экспериментирования, что там живет, правила работы и т.д. презентовать новый опыт)
Конкурс «Дизайн лаборатория»
ЧХЛ: Шапиро А. «Секреты знакомых предметов» Сказка «Соломинка, пузырь и лапоть»; С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»
Беседы: «Из чего делают бумагу?», «Зачем беречь бумагу?» «Для чего люди используют ткань?», «Для чего люди используют в быту мыло?» , «Из чего делают стекло?», «Свойства стекла» и т. д.
ИЗО Лепка- Лепка из бумажной массы. Рисование - «Чудеса с мыльными пузырьками» Аппликация- Объёмные аппликации из мятой бумаги, фольги, аппликация из ткани.
Д/игры: «Двенадцать месяцев» «Найди клад по карте» «Морской бой» Опыты с материалами (по выбору педагога) См. приложение№1
М/подвижные игры познавательного характера: «Ручеёк», «Мы- капельки», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух».
|
Педагоги, специалисты ДОУ
|
РППС: Пополнение центра экспериментирования Материалы для экспериментирования Коллекция «Виды ткани», «Виды бумаги», «Пуговицы» -карточки с заданиями к коллекциям, «Живая коллекция» -семена тропических фруктов (манго, авокадо, хурма, цитрусовые) Тематические альбомы: «Что из чего?» Алгоритмы, пооперационные карты для выполнения опытов |
Эксперименты с полезными ископаемыми (глина, песок, камни, соль и т.д.) |
сроки | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | Подготовительный | Ответственные |
2 неделя | Беседы: «Какие бывают полезные ископаемые?», «Что из чего?»
Опыты с полезными ископаемыми (по выбору педагога) См. приложение№2
ЧХЛ. «Сказки о полезных ископаемых» П.Бажов «Серебряное копытце» Сказка И.Н. Рыжовой «О чем шептались камушки?»
ИЗО Лепка- Лепка из солёного теста. Лепка с использованием природного материала. Рисование - «Солёные чудеса» - рисование по сырому с солью. Аппликация- аппликация с использованием природного материала
Подвижные игры и упражнения «В какой руке камешек?», «Спрячь и найди», «Кто дальше», «Найди камешек», «Меткий стрелок», «Моя находка», «Успей поймать», «Следы на песке», «Послушный камешек», «Кто дальше метнёт?», «Геологи»
| Беседы: «Камни вокруг нас», «Как живут камни?» «Какие бывают полезные ископаемые?», «Что из чего?» «Что у нас под ногами?» «Что делают из полезных ископаемых?»
Опыты с полезными ископаемыми (по выбору педагога) См. приложение№2 ЧХЛ П. Бажова «Малахитовая шкатулка», Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Серебряное копытце» Сказка И.Н. Рыжовой «О чем шептались камушки?» Братья Гримм «Беляночка и Розочка». «Сказки о полезных ископаемых»
ИЗО Лепка- Лепка из глины, солёного теста. Лепка с использованием природного материала. Рисование – рисование с солью, с песком Аппликация- аппликация с использованием природного материала Подвижные игры и упражнения «В какой руке камешек?», «Спрячь и найди», «Кто дальше», «Найди камешек», «Меткий стрелок», «Моя находка», «Успей поймать», «Следы на песке», «Послушный камешек», «Кто дальше метнёт?», «Геологи»
| Педагоги, специалисты ДОУ |
| РППС: Пополнение центра экспериментирования Материалы для экспериментирования Коллекции «удивительные камни», «Сыпучие» (песок, почва, соль, разные крупы) «Живая коллекция» - семена тропических фруктов (манго, авокадо, хурма, цитрусовые). Задания к коллекциям. Тематические альбомы: «Полезные ископаемые», «Арт-объекты из песка», «Поделки из песка», « Профессии людей» (добыча полезных ископаемых) Алгоритмы, пооперационные карты для выполнения опытов
|
|
сроки | Занимательные опыты |
|
| Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | Подготовительный | Ответственные |
3 неделя |
Занимательные опыты (по выбору педагога) см приложение№3 Подведение итогов Конкурс «Дизайн лаборатория» Развлечение (муз.рук-ль) Квест-игра (инстр.по ФИЗО)
ИЗО Лепка- Лепка из фольги. (колобки, бусы, улитка…) Опыты с пластилином. Лепка с нетрадиционным дополнительным материалом (фантики, кусочки ткани, пробки, мишуру, елочный дождь, коробки и вкладыши из- под конфет) - «Необычные предметы» Рисование - «Волшебные картинки» -рисование воском и красками, мл.-ср. «Чудеса с кляксами»- эксперименты со смешиванием цветов, кляксография,ст.гр. Аппликация- Аппликации с использованием природного и нетрадиционного дополнительного материала.
|
|
| РППС: Пополнение центра экспериментирования Материалы для экспериментирования Алгоритмы, пооперационные карты для выполнения опытов
Смотр-конкурс центров по экспериментальной деятельности
|
|
III этап. Рефлексивный
Цель: выявление лучшего опыта работы по организации опытно-экспериментальной деятельности
Насыщение центра по экспериментированию (алгоритмы, фиксационные карты, материалы для экспериментирования).
Приобщение родителей к художественному дизайн-экспериментированию.
Отчет о ходе реализации проекта.