12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Федосеева4036
Россия, Пермский край, Пермь
8

Программа внеурочной деятельности "Лаборатория экспериментов"

t1578484789aa.gif


Цель проекта: развитие познавательного интереса у детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

развивать ребенка в социально-личностном направлении: развитие коммуникативности, совершенствование самостоятельности, наблюдательности; развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.



Тип проекта: познавательно-исследовательский

Сроки проекта: ноябрь-декабрь 2017г

Руководитель проекта: Ст. воспитатель.

Участники проекта: Педагоги и специалисты ДОУ.


Актуальность проекта: На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Результаты мониторинга исследовательских центров РППС позволяет сделать вывод о том, что оснащение для экспериментальной деятельности в нашем ДОУ находится на низком уровне. Поэтому данный проект направлен на организацию и развитие опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ.



Ожидаемые результаты:

1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.



Реализация проекта:

I этап. Организационный

Цель: разработка перспективного плана реализации проекта

Изучение методической литературы по тематике проекта.

Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группах и ДОУ.

Информирование родителей о ходе реализации проекта.



II этап. Внедренческий

Цель: приобщение детей и родителей к экспериментально-поисковой деятельности с элементами дизайна.











Планирование проекта

1.Экспериментирование с материалами (ткань, бумага, мыло, стекло, зеркало)


сроки

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Подготовительный

Ответственные

1 неделя

Просмотр мультфильма «Фиксики»

Презентация своего центра экспериментирования для детей (что там живет, правила работы и т.д. презентовать новый опыт)



Конкурс «Дизайн лаборатория»



ЧХЛ:

Шапиро А. «Секреты знакомых предметов»

Сказка «Соломинка, пузырь и лапоть»;

С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»




Беседы: «Какая бывает бумага?»,

«Что можно сделать из бумаги?»,

«Виды ткани»,





ИЗО

Лепка- Лепка предметов с деталями из картона (крылья у птички, стрекозы, бабочки, парус у кораблика…)

Украшение бумажных заготовок (крылья бабочек, семечки у арбуза, чешуйки у рыбки, укрась чашечку…)

Рисование - «Мыльные пузырьки» (отпечатки)

Аппликация- Обрывная аппликация «Разноцветная мозайка» - мячик, скатерть, зонтик…

Обрывная аппликация из мятых бумажных шариков «Рыбка неваляшка», «Цыплята», «Лисичка»

Д/игры: «Что изменилось?»,

«Что стало по-другому?»,

«Назови форму предмета»

Опыты с материалами (по выбору педагога) См. приложение№1



М/подвижные игры познавательного характера: «Ручеёк», «Мы- капельки», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух».


Просмотр видеофильма «Как проводят опыты?»

Презентация своего центра экспериментирования, что там живет, правила работы и т.д. презентовать новый опыт)



Конкурс «Дизайн лаборатория»



ЧХЛ:

Шапиро А. «Секреты знакомых предметов»

Сказка «Соломинка, пузырь и лапоть»;

С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»



Беседы: «Из чего делают бумагу?»,

«Зачем беречь бумагу?»

«Для чего люди используют ткань?»,

«Для чего люди используют в быту мыло?»

, «Из чего делают стекло?»,

«Свойства стекла» и т. д.


ИЗО

Лепка- Лепка из бумажной массы.

Рисование - «Чудеса с мыльными пузырьками»

Аппликация- Объёмные аппликации из мятой бумаги, фольги, аппликация из ткани.







Д/игры: «Двенадцать месяцев»

«Найди клад по карте»

«Морской бой»

Опыты с материалами (по выбору педагога) См. приложение№1



М/подвижные игры познавательного характера: «Ручеёк», «Мы- капельки», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух».



Педагоги, специалисты ДОУ



РППС: Пополнение центра экспериментирования

Материалы для экспериментирования

Коллекция «Виды ткани», «Виды бумаги», «Пуговицы» -карточки с заданиями к коллекциям, «Живая коллекция» -семена тропических фруктов (манго, авокадо, хурма, цитрусовые)

Тематические альбомы: «Что из чего?»

Алгоритмы, пооперационные карты для выполнения опытов

Эксперименты с полезными ископаемыми (глина, песок, камни, соль и т.д.)

сроки

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Подготовительный

Ответственные

2 неделя

Беседы: «Какие бывают полезные ископаемые?», «Что из чего?»



Опыты с полезными ископаемыми (по выбору педагога)

См. приложение№2


ЧХЛ.

«Сказки о полезных ископаемых»

П.Бажов «Серебряное копытце»

Сказка И.Н. Рыжовой «О чем шептались камушки?»


ИЗО

Лепка- Лепка из солёного теста. Лепка с использованием природного материала.

Рисование - «Солёные чудеса» - рисование по сырому с солью.

Аппликация- аппликация с использованием природного материала


Подвижные игры и упражнения

«В какой руке камешек?», «Спрячь и найди», «Кто дальше», «Найди камешек», «Меткий стрелок», «Моя находка», «Успей поймать», «Следы на песке», «Послушный камешек», «Кто дальше метнёт?», «Геологи» 




Беседы: «Камни вокруг нас», «Как живут камни?»

«Какие бывают полезные ископаемые?», «Что из чего?» «Что у нас под ногами?» «Что делают из полезных ископаемых?»


Опыты с полезными ископаемыми

(по выбору педагога)

См. приложение№2

ЧХЛ

П. Бажова «Малахитовая шкатулка», Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Серебряное копытце» Сказка И.Н. Рыжовой «О чем шептались камушки?» Братья Гримм «Беляночка и Розочка». «Сказки о полезных ископаемых»


ИЗО

Лепка- Лепка из глины, солёного теста. Лепка с использованием природного материала.

Рисование – рисование с солью, с песком

Аппликация- аппликация с использованием природного материала

Подвижные игры и упражнения

«В какой руке камешек?», «Спрячь и найди», «Кто дальше», «Найди камешек», «Меткий стрелок», «Моя находка», «Успей поймать», «Следы на песке», «Послушный камешек», «Кто дальше метнёт?», «Геологи» 




Педагоги, специалисты ДОУ


РППС: Пополнение центра экспериментирования

Материалы для экспериментирования

Коллекции «удивительные камни», «Сыпучие» (песок, почва, соль, разные крупы) «Живая коллекция» - семена тропических фруктов (манго, авокадо, хурма, цитрусовые). Задания к коллекциям.

Тематические альбомы: «Полезные ископаемые», «Арт-объекты из песка», «Поделки из песка», « Профессии людей» (добыча полезных ископаемых)

Алгоритмы, пооперационные карты для выполнения опытов



сроки

Занимательные опыты



Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Подготовительный

Ответственные

3 неделя


Занимательные опыты (по выбору педагога) см приложение№3

Подведение итогов Конкурс «Дизайн лаборатория»

Развлечение (муз.рук-ль) Квест-игра (инстр.по ФИЗО)


ИЗО

Лепка- Лепка из фольги. (колобки, бусы, улитка…)

Опыты с пластилином.

Лепка с нетрадиционным дополнительным материалом (фантики, кусочки ткани, пробки, мишуру, елочный дождь, коробки и вкладыши из- под конфет) - «Необычные предметы»

Рисование - «Волшебные картинки» -рисование воском и красками, мл.-ср. «Чудеса с кляксами»- эксперименты со смешиванием цветов, кляксография,ст.гр.

Аппликация- Аппликации с использованием природного и нетрадиционного дополнительного материала.





РППС: Пополнение центра экспериментирования

Материалы для экспериментирования

Алгоритмы, пооперационные карты для выполнения опытов


Смотр-конкурс центров по экспериментальной деятельности




III этап. Рефлексивный

Цель: выявление лучшего опыта работы по организации опытно-экспериментальной деятельности

Насыщение центра по экспериментированию (алгоритмы, фиксационные карты, материалы для экспериментирования).

Приобщение родителей к художественному дизайн-экспериментированию.

Отчет о ходе реализации проекта.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.