формирование умения различать и классифицировать дорожные знаки; формирование умения применять полученные знания на практике.
Задачи урока
- Формировать представления о дорожных знаках - Формировать умение определять характерные черты групп дорожных знаков и их назначение - Актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся
Методы, применяемые на уроке:
- индивидуальные
- групповые
- словесные
Приемы:
сравнение, рассуждение, приведение доказательств, установление взаимосвязей и взаимозависимостей.
Технологии:
- технология обучения в сотрудничестве
- технология проблемного обучения на основе деятельностного подхода
- здоровьесберегающая технология
Планируемые результаты
Метапредметные:
Познавательные: понимать учебную задачу урока, получат возможность научиться строить небольшие сообщения в устной форме, обобщать собственное представление.
Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные: вступать в речевое общение; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
- осознавать, понимать, уметь предупреждать распространённые ошибки на дороге;
- осознавать себя грамотным пешеходом.
Предметные: знать причины возникновения ДТП;
- уметь распознавать знаки дорожного движения;
- знать знаки дорожного движения, делить их на группы
.
Функциональная грамотность:
Читательская компетенция: извлекать нужную информацию из прочитанного текста, анализировать полученную информацию.
Глобальная компетенция: находить причины возникновения ДТП, пути их предотвращения и применять полученные знания на практике.
Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся:
С добрым утром.
Готовясь к уроку, я прочитала, что за 1 месяц 2023 года в городе Новосибирске зарегистрировано 8 дорожно-транспортных происшествий с участием детей (аналогичный период прошлого года - 16), в которых 10 несовершеннолетних участник дорожного движения получил травмы различной степени тяжести (АППГ – 16), погибших детей не зарегистрировано (АППГ - 0). При этом из 8 дорожно-транспортного происшествия в 1 случаях установлена вина несовершеннолетнего, а в остальных 7 случаях установлена вина водителей (88%).
Приветствуют учителя, готовят рабочее место.
Общий настрой класса на учебную работу
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают
личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формировать ответы на вопросы.
Наблюдение учителя за организацией учащихся
Актуал изация знаний и умений
4 мин
Фронтальная, индивидуальная
– Почему происходят несчастные случаи? – А вы знаете правила дорожного движения? – Что помогает водителям и пешеходам не растеряться на дороге?
- Ребята, прежде чем мы продолжим с вами нашу работу предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Уроки тетушки Совы»
- Ребята, нам необходимо определить, о чем пойдет речь на уроке?(Слайд 1)
- Какую цель мы перед собой поставим? (Научиться различать дорожные знаки и уметь применять полученные знания)
- Для чего необходимо знать правила дорожного движения?
Смотрят на экран
– По вине водителя (он был пьян), по погодным условиям (скользкая дорога), по вине пешеходов (переходили в неположенном месте). Дети перечисляют некоторые из них. – Дорожные знаки.
Определяют тему урока.
Ставят цель.
Высказывают своё мнение.
Отвечают на вопросы.
Познавательные: ищут необходимый ответ на вопрос.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.
Наблюдение,
устный ответ
Изучен ие нового матери ала
25 мин
Фронтальная, индивидуальная, групповая
(Слайд 2)
Дорожные знаки появились впервые в 1909 г.
Со временем их стало больше, и поэтому водителям и пешеходам стало трудно их запоминать. Чтобы не путаться, их разделили на несколько групп. Каждой из них присвоили свой цвет и особую форму.
-Так что же такое «Дорожный знак»? Попробуем найти значение этого слова. Перед вами текст. В нём различные определения. Выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожный знак».
(Дети зачитывают свои варианты. Потом просматриваете определение на слайде и приходите к выводу все ли верно выбрали определение)
Посмотрите, как дано определение в правилах ДД.
(Слайд 3)
Дорожныйзнак — техническое средство безопасности дорожного движения, стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения
Смотрят презентацию.
Слушают сообщение учителя.
Открывают новые знания.
Работа в группах.
Опираясь на вопросы, выстраивают сообщение.
Зачем нам изучать знаки ДД?
А легко ли быть пешеходом?
Напомню вам, что тема нашего урока «Дорожные знаки». – Может быть вы знаете некоторые из них. Назовите. – Дорожные знаки – замечательное изобретение человека. Они понятны без слов жителям всех стран. Наша задача на уроке не только познакомиться со знаками дорожного движения, но и их группами. – Познакомимся с первой группой. – Догадайтесь о каком дорожном знаке идёт речь?
Нарисован человек. Землю роет человек – Почему проезда нет? Может быть, здесь ищут клад Иль старинные монеты – Мне сказали: – Что ты, что ты! Здесь ………. Дорожные работы(Слайд 4)
– Найдите этот знак на доске. – Как вы догадались? – Что обозначает этот знак?
- Чтобы не попасть в ДТП.
- Как только мы выходим на улицу, мы сразу становимся пешеходами. Быть пешеходами нелегко, нужно знать правила дорожного движения.
- Дорожные работы
Ребята показывают этот знак.
- В загадке говорится о том , что человек роет землю, предупреждая тем самым водителя, что впереди идут ремонтные работы
Познавательные: понимают смысл задания учителя и принимают учебную задачу;
извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации, из текста учебника, из жизненного опыта.
Коммуникативные: строить понятные для учителя и одноклассников ответы.
Познавательные: умеют анализировать разные ситуации, осознанно читать текст с целью освоения и использования информации.
Регулятивные: умеют планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её решения.
Коммуникативные: умеют формировать ответы на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
Наблюдение,
опрос
– Давайте создадим первую группу дорожных знаков. – Какую форму имеет наш знак? – Цвет знака.
– Какие ещё знаки имеют такую же форму и цвет? Назовите их. – Что он обозначает? - Каждый из этих знаков предупреждает о ремонтных работах, предупреждает о скользкой дороге, предупреждает о неожиданном появлении детей на дороге. Какое слово повторяется несколько раз?
- Как можно назвать эту группу знаков?(Слайд 5)(спортивная эстафета)
– Форма знака треугольная. – Цвет знака: белый фон с красной окантовкой.
– Скользкая дорога. – Он ПРЕДУПРЕЖДАЕТ водителя, что впереди опасный участок дороги, скользкая дорога.
- Дорожный знак «Дети» предупреждает водителя о том, что на этом участке дороги могут неожиданно появиться дети.
Предупреждает
Предупреждающие
Проходят эстафеты.
- Сейчас нам необходимо выполнить очень трудную задачу. Нужно распределить оставшиеся знаки на группы.
- Работать будете в группах. Перед вами листы с текстом. Ваша задача:
- прочитать текст
- по описанию (цвета и формы) найти эти знаки
- по ключевому слову дать название группе знаков.
В тексте вам встретится слово СЕРВИС. Что оно обозначает? (Сервис – это английское слово, оно обозначает оказание услуги)
- Какие услуги потребуются водителю в дороге?
- Заправить машину, оказать первую медицинскую
- Назовите какие знаки вошли во вторую группу? Почему они попали в эту группу? Какое ключевое слово было в тексте? Как называется эта группа знаков?(спортивная эстафета)
(Слайд 6)
- Обгон запрещен, движение пешеходов запрещено, движение на велосипеде запрещено.
- Они имеют круглую форму и красную окантовку.
- Запрет.
- Запрещающие
Проходят эстафеты.
- Назовите какие знаки вошли в третью группу? Почему они попали в эту группу? Какое ключевое слово было в тексте? Как называется эта группа знаков? (спортивная эстафета)
(Слайд 7)
- Велосипедная дорожка, пешеходная дорожка, движение прямо.
- Они имеют квадратную или прямоугольную форму с синим фоном.
- Предписывают.
- Предписывающие
Проходят эстафеты.
- Назовите какие знаки вошли в следующую группу? Почему они попали в эту группу? Какое ключевое слово было в тексте? Как называется эта группа знаков?(спортивная эстафета)
(Слайд 8)
- Больница, телефон, пункт питания.
-Эти знаки прямоугольной формы имеют синий фон.
- Сервис.
- Знаки сервиса
Проходят эстафеты.
- Есть еще одна группа знаков. О ней мы узнаем прочитав текст из учебника. Назовите какие знаки вошли в следующую группу? Покажите их.
- Почему они попали в эту группу? Какое ключевое слово было в тексте? Как называется эта группа знаков? Информация – это сообщение, информационно-указательные знаки сообщение сведений о чем-либо.(спортивная эстафета)(Слайд 9)
- Место остановки автобуса, пешеходный переход, наземный пешеходный переход.
- Эта группа имеет круглую форму и синий цвет.
- Информация, указание.
- Информационно-указательные.
Проходят эстафеты.
Закреп ление изучен ного матери ала.
10 мин
Групповая, индивидуальная
- Сколько групп у нас получилось? Назовите их.
Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса, информационно-указательные.
Регулятивные: понимать смысл задания учителя и принимать учебную задачу.
Познавательные: понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме; умеют осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные : умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные: умеют работать в паре, уважают в общении друг друга, прислушиваются к мнению партнёра, при этом умеют корректно отстаивать свою точку зрения.
Функциональная грамотность:
Читательская компетенция: извлекать нужную информацию из прочитанного текста, анализировать полученную информацию.
Функциональная грамотность:
Глобальная компетенция: находить причины возникновения чрезвычайных ситуаций, пути их предотвращения и применять полученные знания на практике.
- Знаки какой группы находятся около нашей школы?
Предупреждающие и предписывающие
- Для чего мы сегодня с вами познакомились с дорожными знаками?
- Приближаются весенние каникулы. Давайте назовем несколько правил безопасно поведения на дорогах.
- Переходить улицу только в положенном месте, где есть пешеходный переход (светофор).
- Никогда не спешить на проезжей чаще.
- Прежде чем идти через дорогу, осмотрите дорогу в обоих направлениях и т.д.
Итог урока
3
мин
Фронталь ная
Давайте вспомним тему и цель нашего урока и подведём итог. Цель достигнута?
- Ребята, вы все молодцы! Отлично работали на уроке. Спасибо всем.
Высказывают свое мнение.
Делают выводы.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Оценивание обучающихся за работу на уроке
Рефлек сия
2 мин
Индивидуальная.
- Сейчас, ребята, я вам предлагаю оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора настроения». Перед вами сигнальные огоньки светофора, вы выбираете тот огонек, который соответствует оценке понимания материала урока. Если вам все понятно и понравилось выбираете зеленый огонек, если поняли, но не все – то желтый, а если совсем ничего не поняли – то красный.
Адекватно оценивают свою деятельность
Регулятивные: оценивают свою работу
Коммуникативные:
формулируют собственное мнение и позицию.
Функциональная грамотность:
Глобальная компетенция: находить причины возникновения чрезвычайных ситуаций, пути их предотвращения и применять полученные знания на практике.
Наблюдение, оценивание
Приложение 1
Дорожный знак представляют собой фигуры определенной формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов.
Дорожный знак - знаки действий, которые встречаются на уроках.
Дорожный знак – элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения смысловых отрезков текста.
Дорожный знак – пометка, изображение, предмет.
Приложение 2
Материал для работы в группах.
Для 1-ой группы
Это самые строгие знаки. Они вводят запрет и ограничения. Знаки имеют круглую форму с красной окантовкой. На многих из них изображение перечеркнуто красной линией. К этой группе знаков относятся:
обгон запрещён
движение на велосипеде запрещено
движение пешеходов запрещено
Эта группа знаков называется…
Для 2-ой группы
Знаки этой группы имеют круглую форму и синий цвет. Эти знаки предписывают водителя и пешеходу, что надо делать. К этой группе знаков относятся :
велосипедная дорожка
пешеходная дорожка
движение направо
Эта группа знаков называется…
Для 3-ой группы
Эти знаки прямоугольной формы, с синим фоном. На этом фоне белый квадрат, на котором могут быть знаки: красный крест, телефонная будка, ложка с вилкой и др. знаки сервиса. К этой группе относятся: