Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Дорожные знаки»
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов МБОУ г. Керчи РК «Школа №15 им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой» Пучкова Е.В.
Тема: Дорожные знаки.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель урока: познакомить с дорожными знаками, их назначением, научить различать дорожные знаки и выполнять правила безопасного поведения.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
Учащиеся научатся различать предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные дорожные знаки и знаки сервиса; понимать роль дорожных знаков в организации дорожного движения.
Личностные УУД:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки, принятие решений. Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения. Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству, дружбе, оказании помощи тем, кто в ней нуждается.
Способствовать формированию метапредметных УУД:
Регулятивных:
Учащиеся научатся самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Определять степень успешности выполнения работы в соответствии с задачами урока.
Познавательных:
Развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
На основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в иллюстрации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (в начале урока). Поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля (стихи, прочитанный текст о дорожных знаках). Применение методов информационного поиска. Структурирование знаний (итог урока). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной. Определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативных:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция и оценка его действий.
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Методы:
Беседа.
Применение предметной и картинной наглядности.
Словесные.
Фронтальная беседа.
Наблюдение.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, картинка – инспектор дорожно-патрульной службы, карточки с изображением дорожных знаков, книги “Правила дорожного движения”, тетради, учебник, конверты с заданиями по группам.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Добрый день, уважаемые ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что вы знаете и как умеете работать.
II. Актуализация знаний.
У. Сегодня, ребята, на уроке у нас важный гость.
(Слайд 2)
-Посмотрите на него внимательно. Как вы думаете, кто он по профессии?
Ответы детей.
У. Это Инспектор дорожно-патрульной службы. А как вы определили?
У. А чем он занимается?
Ответы детей.
Д. Он следит за порядком на дороге.
У. Он пришёл к нам на урок, чтобы узнать, как вы соблюдайте правила дорожного движения и умеете ли правильно вести себя на дороге.
Все мы участники дорожного движения, а я помощница (учитель надевает на себя фуражку и берёт в руки жезл) инспектора дорожно-патрульной службы
- Кого можно назвать участниками дорожного движения?
Ответы детей. (Это пешеходы, пассажиры, водители)
(Слайд 3) Автомобиль. Дорога. Пешеход
У. Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и продолжим разговор, потому что дисциплина на улицах, дорогах и в транспорте – залог безопасности.
У. Как только мы выходим на улицу, сразу становимся пешеходами. А легко ли быть пешеходом?
Давайте вспомним правила для пешеходов:
(Слайд 4)
- По какой части дороги движется транспорт? (По мостовой или по проезжей части дороги)
- По какой части дороги движутся пешеходы? (По тротуару)
- По какой стороне тротуара должны двигаться пешеходы? (По правой)
- Где надо переходить улицу? (По пешеходному переходу, где нарисованы белые полоски – “зебра” или подземному переходу)
- Как надо правильно переходить улицу? (Посмотреть налево, дойти до середины, посмотреть направо)
(Слайд 5)
У. У любого перекрёстка
Нас встречает светофор.
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.
- О чём с нами разговаривает светофор?
Ответы детей. (Как правильно перейти дорогу)
Игра “Продолжи предложение…”. (Слайд 6)
У. На дорогах установлены транспортные (Слайд 6) и пешеходные светофоры. (Слайд 7)
(Слайд 8, 9) (историческая справка)
У. А знаете ли вы, как выглядел светофор раньше, 100 лет назад. Давайте посмотрим. (Слайд 9)
Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он имел форму круга, поделённого на три равные части: красный, жёлтый, зелёный. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.
(Слайд 10)
Внимание! Наш инспектор дорожно-патрульной службы попросил нас разобрать ситуацию, которая произошла на перекрёстке.
- Кто переходит дорогу соблюдая правила дорожного движения?
- Кто нарушил? Какое было нарушение?
Ответы детей.
У. Скажите, а кто ещё кроме сигнала светофора может помочь пешеходам, водителям на дорогах?
Ответы детей. (Регулировщик)
(Слайд 11)
- Но на каждом километре нельзя поставить светофор или регулировщика, значит, нам нужны другие помощники на дорогах.
III. Введение в тему урока. Постановка целей и задач урока.
У. Отгадайте загадку.
Днём и ночью в дождь и стужу
Мы несём дороге службу
Знают нас на всей планете
Взрослые и даже дети.
Если нас не соблюдать,
Можно сильно опоздать.
- Кто же они эти неутомимые помощники?
(Слайд 12)
Ответ детей. (Дорожные знаки)
-Верно, и тема нашего урока — это «Дорожные знаки».
- Сформулируйте цели и задачи нашего урока.
Ответ детей.
1. Познакомиться с дорожными знаками.
2. Научиться различать дорожные знаки.
3. Узнать на какие группы делятся.
4. Для кого предназначены дорожные знаки.
У. Дорожные знаки – замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Причём в разных странах они одинаковы.
(Слайд 13) (Знаки разных стран)
(Слайд 14) (Историческая справка)
- В 1909 году на Международной конференции автомобилистов в г. Париже утверждены первые четыре дорожных знака
- Посмотрите, это старинные знаки и написаны по правилам правописания принятым в то далёкое время
- Попробуйте прочитать название этих знаков. (Перекрёсток, шлагбаум, двойной поворот, препятствие в виде насыпи и канавы)
- Дорожные знаки делятся на несколько групп.
Слайд 15. (Классификация)
У. Ребята, хором произнесём названия групп, на которые делятся все знаки
IV. Физкультминутка
Давайте отдохнем и поиграем. Перед вами улица, светофор. Я буду показывать сигналы светофора, а вы движения. Красный – хлопаете в ладоши, желтый – наклон влево, вправо, зеленый – шаги на месте
У. Продолжим разговор о дорожных знаках.
V. Работа по теме урока.
У. Откройте учебник, с.14.
Итак, предупреждающие знаки.
Прочитаем о них в учебнике. (Чтение вслух)
(Слайд 16)
- Так о чём нас предупреждают эти знаки?
Само название этих знаков говорит нам, будь внимателен, мы тебя предупреждаем об опасности, которая может, встретится на твоём пути.
- Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки?
- Назовите предупреждающие знаки.
- Назовите, какой знак устанавливают вблизи школ, детских садов?
Ответ детей. (Знак “Дети”)
У. Следующая группа – запрещающие знаки.
(Слайд 17)
- Назовите запрещающие знаки.
- Прочитайте самостоятельно о них в учебнике, с 15.
- Что скажите о запрещающих знаках?
Ответы детей.
У. Эти знаки нам запрещают, говорят, нельзя делать обгон, въезд и т.д.
Сформулируйте назначения знаков, используя слово нельзя
- Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?
(Слайд 18)
У. Всё внимание на доску! Инспектор просит внимательно посмотреть на предупреждающие знаки и запрещающие. Что общего у них?
Ответы детей. (Они с красной каймой)
У. Значит эти знаки очень важные. Они как красный свет светофора. Говорят, стой. Какие знаки более строгие? Почему?
Ответы детей. (Запрещающие. Они запрещают делать какие-то действия, говорят, что этого делать нельзя.)
VI. Физкультминутка
Давайте отдохнем и поиграем. Перед вами улица, светофор. Я буду показывать сигналы светофора, а вы движения. Красный – хлопаете в ладоши, желтый – наклон влево, вправо, зеленый – шаги на месте
У. Продолжим разговор о дорожных знаках.
Рассмотрим следующую группу знаков.
(Слайд 19)
- Это какие знаки?
Предписывающие знаки - они говорят, следуй строго предписанию. Назовите знаки.
- Какую форму и цвет имеют предписывающие знаки?
Самостоятельно прочитайте о них в учебнике, с. 15
- Найдите ответ в учебнике на вопрос: Что означают знаки стрелок внутри синего круга?
Ответы детей. (В какую сторону нужно двигаться)
(Слайд 20)
- А это что за знаки: синий цвет, форма квадратная или прямоугольная? Обратитесь за помощью к учебнику. Найдите название этой группе знаков.
Ответы детей. (Информационно-указательные знаки)
(Учитель берёт с выставки книгу “Правила дорожного движения”)
- В правилах дорожного движения от 20 ноября 2010 года произошли изменения и эти знаки стали называться просто – информационными. Рассмотрим эти знаки. Назовите их.
(Слайд 21)
- Назови знаки сервиса?
- Как вы думаете, что подсказывают они водителю на дороге?
- Какого они цвета и формы?
Ответы детей.
Обратить внимание детей на знак “Кемпинг”.
Словарная работа.
Кемпинг – место для отдыха.
Вывод: На какие группы делятся дорожные знаки?
(Слайд 22)
Ответы детей.
(Слайд 23)
У. В классе развешаны на стенах знаки? Назовите их и ответьте, к какой группе относятся.
- Какие дорожные знаки встречаются вам по пути от дома до школы?
Ответы детей.
VII. Работа в тетрадях
- Откроем тетрадь, с 10, задание 2. Прочитаем.
Возьмите цветные карандаши. Раскрась знаки.
(Слайд 24)
- Сравните свои ответы со слайдом.
Поднимите руки, кто всё сделал без ошибок.
- Скажите, к какой группе относится каждый знак.
VIII.Физкультминутка для глаз «Правила дорожного движения»
IX. Проверка усвоения материала.
Игра “Помоги инспектору установить дорожные знаки”. (Слайд 25–32)
Участники дорожного движения! Случилась беда! Помогите инспектору установить дорожные знаки!
Х. Рефлексия
- Приготовьте сигнальные карточки – светофоры. Игра “Верно ли утверждение” Если верно – зелёный сигнал, а если нет – красный.
Тест
1. Дорожные знаки разные в каждой стране.
Да; Нет.
2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой.
Да; Нет.
3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.
Да; Нет.
4. Сервис – это обслуживание.
Да; Нет.
5. Дорожный знак “Кирпич” означает место остановки автобуса?
Да; Нет.
6. Знак “Пешеходный переход” выглядит так, красный треугольник с изображением человека.
Да; Нет.
7. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах.
Да; Нет.
У. Молодцы! Инспектор дорожно-патрульной службы остался доволен вашими знаниями, вы хорошо разбираетесь в Правилах дорожного движения. Он надеется, что светофор и дорожные знаки станут вашими настоящими друзьями, среди вас не будет нарушителей Правил дорожного движения, и он задаёт вам следующее домашнее задание.
XI. Итог урока
(Слайд 33)
У: О чем мы с вами говорили на уроке?
(Ответы детей) О правилах дорожного движения и дорожных знаках, что знаки делятся на группы.
У: Что надо помнить, когда выходишь на дорогу?
(Ответы детей) Соблюдать дисциплину на дороге, быть очень внимательным.
У: Пригодятся ли нам полученные на уроке знания? Что больше всего понравилось на уроке?
(Ответы детей)
У. Ребята, наш Инспектор дорожно-постовой службы доволен вашей работой. Но он предлагает выполнить ещё задание.
Цветограмма
Цель - оценивание учащимися степени усвоения нового материала на уроке.
-У вас в конверте по 3 кружка желтого, красного, зеленого цвета. Оцените степень усвоения нового материала на уроке и положите соответствующий кружок в файл.
Зеленый - Если тебе на уроке все было понятно, ты хорошо запомнил новую тему.
Желтый – Если у тебя остались вопросы по теме, дома нужно еще раз почитать статью, чтобы лучше запомнить.
Красный – материал показался сложным, на уроке тебе было трудно.
XII. Домашнее задание: с. 14–17, читать, пересказывать. Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые встретились тебе по пути домой или находятся рядом с домом, магазином. Запомни их или зарисуй. Определи их название и группу, к которой они относятся (Слайд 34).