Урок экологии «Изучение воздействия вредных химических факторов на здоровье человека» (9–10 классы)
Пособие практических работ по экологии
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Тип урока –- демонстрация, на котором эксперимент служит наглядным пособием
Форма – форм практико-ориентированной деятельности учащихся
Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.
Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты - вот основные способы воздействия окружающей среды на здоровье человека. Загрязнения воздуха, воды и почвы образуют основные химические факторы среды. Кроме химических факторов загрязнения среды, выделяют еще физические (шум, вибрация, электромагнитные поля и т.п.), микробиологические (загрязнения патогенными микроорганизмами), радиационные. В каждом случае необходимо рассматривать конкретные факторы воздействия окружающей среды на здоровье человека и соответствующие показатели.
Воздействие химических факторов изучается в настоящем практикуме на примерах влияния кислотности среды, никотина табачного дыма, антибиотиков, а также алкоголя и тяжелых металлов на белки и ферменты.
Система «фермент-фактор среды» достаточно информативна. С одной стороны, ферменты имеют белковую природу, с другой - они проявляют каталитические свойства, т.е. влияют на скорость биохимических реакций. В качестве индикатора последствий организма человека на воздействия химических факторов могут служить амилазы - особые химические соединения, относимые к ферментам слюны.
В ответ на воздействие химических факторов включаются различные механизмы в организме человека, например, происходит снижение активности (инактивация) ферментов. Снижение ферментативной активности, изучаемой в практикуме, представляет собой неотъемлемую часть комплекса ответных реакций организмов на воздействие химических загрязнителей различной природы.
Диапазон значений рН, при которых активность фермента максимальная, называют рН-оптимом. рН-оптимум высших организмов отражает реакции белков на внутренние изменения концентрации ионов водорода в биологических средах, органах и тканях, происходящие при различных нарушениях обмена веществ и по другим причинам. рН-оптимум ферментов слюны человека составляет 6,8-7,0. Получаемые в практикуме результаты соответствуют зоне оптимума (контрольная пробирка) и экстремальным зонам (опытные пробирки).
Изменение концентрации ионов водорода в окружающей среде может происходить, например, вследствие кислотных дождей. Явление повышения кислотности среды губительно прежде всего для тех организмов, внутренняя среда которых изменяется в соответствии с изменениями состава внешней среды (микроорганизмы). Организмы высших позвоночных животных способны поддерживать постоянство внутренней среды самостоятельно (кислотный гомеостаз).
Антибиотики - специфические химические вещества, образуемые микроорганизмами и способные в малых дозах оказывать избирательное токсическое действие на другие микроорганизмы и клетки. Антибиотики (олететрин, эритромицин), так же как и повышенная кислотность, вызывают снижение активности ферментов слюны.
Под влиянием внешних факторов (изменение температуры, солевого состава среды, рН, действия радиации) связи в макромолекуле белка разрываются, и структура белка, а следовательно, и его свойства меняются. Этот процесс называется денатурацией. Денатурация может быть обратимой и необратимой.
Одним из факторов, непосредственно влияющих на состояние организма, является величина концентрации диоксида углерода в крови.
Процесс дыхания человека удобно изучать, измеряя концентрацию диоксида углерода во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе.
Получаемые количественные данные о концентрации этого газа удобно интерпретировать применительно к состоянию здоровья человека, а также связывать с другими показателями психофизиологического статуса организма.
Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания
Химические негативные факторы
Вредные и опасные производственные факторы
ПБДЭ - опасные вещества промышленного производства.mp4
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
Артеменко Елена Николаевна