Урок географии в 8 классе «Северный Кавказ»

7
2
Материал опубликован 14 February 2020

Прокопьева Марина Ричардовна,

учитель географии

МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина» Олекминского района РС(Я)


Северный Кавказ – самые высокие горы России

Урок географии, 8 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Средства обучения

Учебник, атлас, проектор, интерактивная доска, дополнительная литература, маркеры, альбомные листы.

Методы и формы учебной деятельности

Методы: частично-поисковый, практическая работа с учебником, атласом, текстом, прием «Кластер»

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

Основные понятия и термины

Персоналии: А.С. Пушкин

Фён, Бора,

Формируемые УУД

Познавательные: создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть формами речи

Личностные: проявление способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, самостоятельности, трудолюбия, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Организационная структура урока

Этап

Постановка учебного задания

Деятельность учащихся

Контроль

Рефлексия

1.Вызов

Орг. момент

Готовятся к уроку. Эмоционально настраиваются на урок

Визуаль-ный

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места


Звучит стихотворение А.С. Пушкина «Кавказ».

- Послушайте отрывок из стихотворения.

- О чем по вашему это стихотворение? Кто автор?

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Внимательно слушают





- Кавказ

- А.С. Пушкин

- о Кавказе





- Что вы знаете о Кавказе? (составляется «Кластер» КАВКАЗ

Принимают участие в составлении кластера (учитель рисует на доске)




- Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний об этом самом южном природном комплексе нашей России?

- Вам хочется узнать больше?

Итак, тема нашего урока «Северный Кавказ – самые высокие горы России»

- недостаточно




- Да


Записывают тему в тетрадь

Самоконтроль

Личностная рефлексия


А какие конкретно задачи мы поставим на сегодняшний наш урок?

- Давайте вспомним план изучения ПТК. (на примере изученного ПТК Русская равнина).

- Давайте проговорим задачи урока.




- называют структуру изучения ПК.

(рельеф, климат, внутренние воды, почвы, природные зоны).

-

Самоконтроль

Личностная рефлексия


Учитель объясняет, как заполнить лист самооценки.

Я хочу получить оценку

Свою работу оцениваю

Оценка за работу в группе

Оценка учителя (средняя оценка)

Заполняют первую (планируемую) оценку



2. Осмыс-ление содержания

- Дается визитка Северного Кавказа.

- Изучением природы, природных комплексов занимаются люди разных профессий. Перед вами список профессий (геолог, климатолог, гидролог, почвовед).

Чем занимаются, что изучают люди каждой из данных профессий?

Называют:

Геолог – изучает ….

Климатолог ……

Гидролог ……

Почвовед ……


Устный, в ходе фронтальной беседы



Сейчас мы приступим к самостоятельному изучению нового ПТК «Северный Кавказ».

Для этого мы разделимся на группы : «Геологи», «Климатологи», «Гидрологи». Каждой команде предстоит провести свое исследование.

Группа «Геологи»

Цель: выявить особенности геологического строения и рельефа Кавказа; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом.

Группа «Климатологи»

Цель: выявить особенности климата Северного Кавказа: климат равнинных территорий и климат высокогорий; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом.

Группа «Гидрологи»

Цель: выявить особенности внутренних вод Северного Кавказа; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом.

Объединяются в группы.





Самостоятельная работа по группам.

Демонстрируют умение работать с учебником, дополнительной литературой.

Группо-вая работа



Организуется работа групповая работа.


Каждая группа исследует свое направление.



Рефлексия

- Давайте снова вернемся к кластеру, пополним наш кластер «Кавказ» дополнительными гроздьями новых знаний. Что нового мы узнали?

- Добились ли поставленных целей?



Оценивают свою работу и работу команды.

Что было для вас сложным?

Что было для вас легким?


- Какие новые слова, термины вы узнали? (учитель вывешивает карточки с терминами на доске)

Называют - Местные ветры: Фен, Бора




Давайте оценим свою работу.

Понравился ли вам урок?

Что было для вас самым интересным?

Заполняют оценочный листы.

Отвечают на вопросы, вступают в диалог с учителем и сверстниками.

Наблюдение в ходе общего обсуждения.


Домаш-нее задание.

1.Прочитать пар. 30 учебника.

2. Составить четверостишие о Кавказе (по выбору)

3. Составить список произведений известных писателей, где описывается Кавказ. (по выбору)

Записывают в дневники домашнее задание.

Выбирают второе задание по желанию.

























































Приложение 1

Группа «Геологи»

Цели: выявить особенности геологического строения и рельефа Кавказа; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом.

Учебные элементы

Источники информации

1

Определите в какое геологическое время образовались Кавказские горы.

Что свидетельствует о молодости этих гор?

Чем отличаются Кавказские горы от Уральских?

Учебник, стр. 162

Атлас, стр. 34, 8

Рис.стр 164. учебника

2

Изучите орографическую схему Кавказа (стр. 163 учебника).

Определите из каких хребтов состоит горная система Кавказа.

Определите самые высокие вершины Кавказа.

Учебник, стр. 163, рис.63


3

Определите полезные ископаемые Северного Кавказа

Учебник, стр. 164

Атлас, стр. 34

4

Выполните задание «Вставь пропущенные слова»



Выберите выступающего с результатами вашей работы




Задание «Вставь пропущенные слова»

Кавказ – горное сооружение, возникшее в период _______________складчатости. В состав Кавказа входят: Предкавказье, _________________, _____________________.

Большой Кавказ - это система горных хребтов. От Черноморского побережья до горы Эльбрус располагается ______________ , от Эльбруса до Казбека - ___________________, к востоку от Казбека до Каспийского моря - ________________________.

Северные склоны Кавказа образуют хребты ________________и _____________________. Самые высокие части Западного Кавказа – горы __________ и ____________.

Наиболее высокая часть всей горной системы - ____________________. Здесь находится самые высокие вершины – двуглавый ________________, потухший вулкан, самая высокая вершина России ______ м.

Восточная часть Большого Кавказа – это многочисленные хребты горного _____________ (в переводе- Страна гор).

Сложная история геологического развития региона – причина богатств недр Кавказа различными полезными ископаемыми. Главное богатство Предкавказья – месторождения _______ и ________. В центральной части Большого Кавказа добывают ________________________________________________________________________.

Группа «Климатологи»

Цели: определить особенности климата Северного Кавказа; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом.

Учебные элементы

Источники информации

1

Определите тип климата Кавказа, средние температуры января и июля, количество осадков.

Почему Кавказ называют главной житницей России?

Учебник, стр. 165-166

Атлас, стр.14,15, 16

2

Каковы особенности климата предгорий (равнинных территорий)?

Учебник, стр. 165- 166


3

Каковы особенности высокогорий? Назовите отличительные черты климата высокогорий.

Что такое Фён и Бора?

Учебник, стр.166 -167


4

Выполните задание «Вставь пропущенные слова»



Выберите выступающего с результатами вашей работы




Задание «Вставь пропущенные слова»

Климат Северного Кавказа мягкий, теплый, переходный от _________________ к ________________. На равнинах средняя температура июля __________________________ Средние температуры января колеблются от ____________ до __________, зима длится всего _____ месяца. На Северном Кавказе находится город __________, где самая теплая зима в России с температурой января ________.

Обилие тепла и света позволяют растительности Северного Кавказа развиваться от ____ месяцев на севере до ____ месяцев на Черноморском побережье.

Климат высокогорий сильно отличается от равнинных и предгорных частей. Первое отличие ___________________________________________________________________

Второе отличие климата высокогорий __________________________________________

Третье отличие ______________________________________________________________

Четвертое отличие ___________________________________________________________

Здесь образуются местные ветры - ______ , теплый ветер с гор, и _____, холодный нисходящий ветер.

Ведущим фактором климатообразования в горах является __________, приводящая к вертикальной зональности и климата, и природных зон.



Группа «Гидрологи»

Цели: выявить особенности внутренних вод Северного Кавказа; собрать информацию о реках Кубань и Терек; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом.

Учебные элементы

Источники информации

1

Подумайте, чем реки Северного Кавказа будут отличаться от рек Русской равнины?

Учебник, стр. 168

Атлас, стр. 34

2

Составьте рассказ о реке Кубань

Дополнительная информация

Атлас, стр. 34

3

Составьте рассказ о реке Терек

Дополнительная информация

Атлас, стр. 34

4

Выполните задание «Вставь пропущенные слова»



Выберите выступающего с результатами вашей работы




Задание «Вставь пропущенные слова»

Реки Северного Кавказа четко делятся на _______________________________________

Особенно многочисленны ___________ реки, основным источником питания которых служат снега и ледники. Наиболее крупные реки Кавказа -_________________________

Название реки __________ означает «быстрая вода». Берет начало в Грузии, впадает в _____________ море. В месте впадения река образует _________ площадью _______кв.км.

Длина реки _____км. Главные притоки – Сунжа, __________________________________

Самая южная из больших рек России – _____________. Протекает на территории ________________________, впадает в _________________ море. Название реки переводится как __________________________________. Длина реки _____ км. Имеет ______ притоков. В реке водятся _____ видов рыб не встречающихся больше нигде. Здесь построено крупнейшее на Кавказе водохранилище ___________________.











Приложение 2.

РЕКА ТЕРЕК

Река Терек на Северном Кавказе воспета многими поэтами и путешественниками. Пушкин и Лермонтов восхищались ее красотой. Слово «терк су» в переводе из карачаево–балкарского языка значит «быстрая вода». В древних грузинских письменах река называется Ломеки – в переводе с чеченского и ингушского это значит «горная вода».

Длина реки: 623 км.

Площадь бассейна водосбора: 43 200 квадратных километров.

Где протекает: река берет свое начало на территории Грузии, из ледника горы Зигла-Хох, что на склоне Главного Кавказского хребта.

Из Грузии Терек несет свои воды в Россию. Здесь река протекает по землям Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Чечни и Дагестана. Впадает Терек в Каспийское море. В месте впадения, река разбивается на несколько рукавов образуя дельту площадью 4 000 км. кв

Главные притоки: Гизельдон, Ардон, Сунжа, Урух, Малка.

На Тереке расположены такие города: Владикавказ, Беслан, Терек, Майский, Моздок, Кизляр.

Режим реки, питание: Терек имеет смешанное питание. В верховьях река питается из 32-ух ледников общей площадью 67 км2. Примерно 70% от годового объема стока приходится на период весенне-летнего половодья

Река имеет большое хозяйственное значение. Ее водами орошаются несколько тысяч гектаров засушливых земель. На реке построен каскад ГЭС (Терский каскад)

Биологические ресурсы обитатели: в Тереке водятся такие рыбы как: лосось, форель, сазан, сом, усач, судак и др. Особенно богаты рыбой низовья реки.

РЕКА КУБАНЬ

Река Кубань – самая южная из больших рек России. Протекает на территории Северного Кавказа (Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края и Адыгеи). Впадает в Азовское море, при этом образуя крупную и заболоченную дельту. Существует более 300 названий реки. Современное название тоже имеет несколько вариантов: Къобхан, Кобан, Кубан, Губань и собственно Кубань. Смысл этих названий примерно один и тот же: быстрый, бурливый, беспокойный, разливающийся.

Длина реки: 870 км.

Площадь бассейна водосбора: 57 900 км. кв.

Где протекает: Кубань берет начало у горы Эльбрус

Впадая в Азовское море река образует большую дельту площадью 4300 км. кв.

Притоки: Всего в Кубань впадает около 14000 притоков разного размера. Самые большие из ни это левые притоки Афипс, Псекупс, Белая, Лаба, Пшиш.

Питание: в основном дождевое и снеговое (65%), также ледниковое (20%) и за счет подземных вод (15 %). 

Биологические ресурсы, обитатели: В бассейне Кубани водятся более чем 106 видов рыб не встречающихся больше нигде. В низовьях Кубани доступна как морская, так и речная добыча. Также здесь насчитывают примерно 400 видов и форм зоопланктона. На Кубани много водоплавающих птиц: бакланы, дикие гуси и утки, пеликаны, лебеди, серая цапля, выпь и много птичек поменьше.

На Кубани построен так называемый кубанский Каскад ГЭС обладающий мощностью 620 МВт.

Также на реке построено крупнейшее на Северном Кавказе Краснодарское водохранилище.



Оценочный лист

Хочу получить оценку

Свою работу оцениваю

Оценка за работу в группе

Оценка учителя

(средняя оценка)








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная разработка урока!!!

15 February 2020

Спасибо за полезный ресурс

10 March 2020