Урок географии в 8 классе «Северный Кавказ»
Прокопьева Марина Ричардовна,
учитель географии
МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина» Олекминского района РС(Я)
Северный Кавказ – самые высокие горы России
Урок географии, 8 класс
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Средства обучения | Учебник, атлас, проектор, интерактивная доска, дополнительная литература, маркеры, альбомные листы. |
Методы и формы учебной деятельности | Методы: частично-поисковый, практическая работа с учебником, атласом, текстом, прием «Кластер» Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа. |
Основные понятия и термины | Персоналии: А.С. Пушкин Фён, Бора, |
Формируемые УУД | Познавательные: создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. |
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | |
Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть формами речи | |
Личностные: проявление способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, самостоятельности, трудолюбия, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
Организационная структура урока
Этап | Постановка учебного задания | Деятельность учащихся | Контроль | Рефлексия |
1.Вызов | Орг. момент | Готовятся к уроку. Эмоционально настраиваются на урок | Визуаль-ный | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
| Звучит стихотворение А.С. Пушкина «Кавказ». - Послушайте отрывок из стихотворения. - О чем по вашему это стихотворение? Кто автор? - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? | Внимательно слушают - Кавказ - А.С. Пушкин - о Кавказе | | |
| - Что вы знаете о Кавказе? (составляется «Кластер» КАВКАЗ | Принимают участие в составлении кластера (учитель рисует на доске) | | |
| - Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний об этом самом южном природном комплексе нашей России? - Вам хочется узнать больше? Итак, тема нашего урока «Северный Кавказ – самые высокие горы России» | - недостаточно - Да Записывают тему в тетрадь | Самоконтроль | Личностная рефлексия |
| А какие конкретно задачи мы поставим на сегодняшний наш урок? - Давайте вспомним план изучения ПТК. (на примере изученного ПТК Русская равнина). - Давайте проговорим задачи урока. | - называют структуру изучения ПК. (рельеф, климат, внутренние воды, почвы, природные зоны). - | Самоконтроль | Личностная рефлексия |
| Учитель объясняет, как заполнить лист самооценки. | Я хочу получить оценку Свою работу оцениваю Оценка за работу в группе Оценка учителя (средняя оценка) Заполняют первую (планируемую) оценку | | |
2. Осмыс-ление содержания | - Дается визитка Северного Кавказа. - Изучением природы, природных комплексов занимаются люди разных профессий. Перед вами список профессий (геолог, климатолог, гидролог, почвовед). Чем занимаются, что изучают люди каждой из данных профессий? | Называют: Геолог – изучает …. Климатолог …… Гидролог …… Почвовед …… | Устный, в ходе фронтальной беседы | |
| Сейчас мы приступим к самостоятельному изучению нового ПТК «Северный Кавказ». Для этого мы разделимся на группы : «Геологи», «Климатологи», «Гидрологи». Каждой команде предстоит провести свое исследование. Группа «Геологи» Цель: выявить особенности геологического строения и рельефа Кавказа; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом. Группа «Климатологи» Цель: выявить особенности климата Северного Кавказа: климат равнинных территорий и климат высокогорий; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом. Группа «Гидрологи» Цель: выявить особенности внутренних вод Северного Кавказа; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом. | Объединяются в группы. Самостоятельная работа по группам. Демонстрируют умение работать с учебником, дополнительной литературой. | Группо-вая работа | |
| Организуется работа групповая работа. | Каждая группа исследует свое направление. | | |
Рефлексия | - Давайте снова вернемся к кластеру, пополним наш кластер «Кавказ» дополнительными гроздьями новых знаний. Что нового мы узнали? - Добились ли поставленных целей? | | | Оценивают свою работу и работу команды. Что было для вас сложным? Что было для вас легким? |
| - Какие новые слова, термины вы узнали? (учитель вывешивает карточки с терминами на доске) | Называют - Местные ветры: Фен, Бора | | |
| Давайте оценим свою работу. Понравился ли вам урок? Что было для вас самым интересным? | Заполняют оценочный листы. Отвечают на вопросы, вступают в диалог с учителем и сверстниками. | Наблюдение в ходе общего обсуждения. | |
Домаш-нее задание. | 1.Прочитать пар. 30 учебника. 2. Составить четверостишие о Кавказе (по выбору) 3. Составить список произведений известных писателей, где описывается Кавказ. (по выбору) | Записывают в дневники домашнее задание. Выбирают второе задание по желанию. | | |
Приложение 1
Группа «Геологи»
Цели: выявить особенности геологического строения и рельефа Кавказа; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом.
№ | Учебные элементы | Источники информации |
1 | Определите в какое геологическое время образовались Кавказские горы. Что свидетельствует о молодости этих гор? Чем отличаются Кавказские горы от Уральских? | Учебник, стр. 162 Атлас, стр. 34, 8 Рис.стр 164. учебника |
2 | Изучите орографическую схему Кавказа (стр. 163 учебника). Определите из каких хребтов состоит горная система Кавказа. Определите самые высокие вершины Кавказа. | Учебник, стр. 163, рис.63 |
3 | Определите полезные ископаемые Северного Кавказа | Учебник, стр. 164 Атлас, стр. 34 |
4 | Выполните задание «Вставь пропущенные слова» | |
| Выберите выступающего с результатами вашей работы | |
Задание «Вставь пропущенные слова»
Кавказ – горное сооружение, возникшее в период _______________складчатости. В состав Кавказа входят: Предкавказье, _________________, _____________________.
Большой Кавказ - это система горных хребтов. От Черноморского побережья до горы Эльбрус располагается ______________ , от Эльбруса до Казбека - ___________________, к востоку от Казбека до Каспийского моря - ________________________.
Северные склоны Кавказа образуют хребты ________________и _____________________. Самые высокие части Западного Кавказа – горы __________ и ____________.
Наиболее высокая часть всей горной системы - ____________________. Здесь находится самые высокие вершины – двуглавый ________________, потухший вулкан, самая высокая вершина России ______ м.
Восточная часть Большого Кавказа – это многочисленные хребты горного _____________ (в переводе- Страна гор).
Сложная история геологического развития региона – причина богатств недр Кавказа различными полезными ископаемыми. Главное богатство Предкавказья – месторождения _______ и ________. В центральной части Большого Кавказа добывают ________________________________________________________________________.
Группа «Климатологи»
Цели: определить особенности климата Северного Кавказа; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом.
№ | Учебные элементы | Источники информации |
1 | Определите тип климата Кавказа, средние температуры января и июля, количество осадков. Почему Кавказ называют главной житницей России? | Учебник, стр. 165-166 Атлас, стр.14,15, 16 |
2 | Каковы особенности климата предгорий (равнинных территорий)? | Учебник, стр. 165- 166 |
3 | Каковы особенности высокогорий? Назовите отличительные черты климата высокогорий. Что такое Фён и Бора? | Учебник, стр.166 -167 |
4 | Выполните задание «Вставь пропущенные слова» | |
| Выберите выступающего с результатами вашей работы | |
Задание «Вставь пропущенные слова»
Климат Северного Кавказа мягкий, теплый, переходный от _________________ к ________________. На равнинах средняя температура июля __________________________ Средние температуры января колеблются от ____________ до __________, зима длится всего _____ месяца. На Северном Кавказе находится город __________, где самая теплая зима в России с температурой января ________.
Обилие тепла и света позволяют растительности Северного Кавказа развиваться от ____ месяцев на севере до ____ месяцев на Черноморском побережье.
Климат высокогорий сильно отличается от равнинных и предгорных частей. Первое отличие ___________________________________________________________________
Второе отличие климата высокогорий __________________________________________
Третье отличие ______________________________________________________________
Четвертое отличие ___________________________________________________________
Здесь образуются местные ветры - ______ , теплый ветер с гор, и _____, холодный нисходящий ветер.
Ведущим фактором климатообразования в горах является __________, приводящая к вертикальной зональности и климата, и природных зон.
Группа «Гидрологи»
Цели: выявить особенности внутренних вод Северного Кавказа; собрать информацию о реках Кубань и Терек; отразить результаты в виде опорной схемы; выступить с результатами групповой работы перед классом.
№ | Учебные элементы | Источники информации |
1 | Подумайте, чем реки Северного Кавказа будут отличаться от рек Русской равнины? | Учебник, стр. 168 Атлас, стр. 34 |
2 | Составьте рассказ о реке Кубань | Дополнительная информация Атлас, стр. 34 |
3 | Составьте рассказ о реке Терек | Дополнительная информация Атлас, стр. 34 |
4 | Выполните задание «Вставь пропущенные слова» | |
| Выберите выступающего с результатами вашей работы | |
Задание «Вставь пропущенные слова»
Реки Северного Кавказа четко делятся на _______________________________________
Особенно многочисленны ___________ реки, основным источником питания которых служат снега и ледники. Наиболее крупные реки Кавказа -_________________________
Название реки __________ означает «быстрая вода». Берет начало в Грузии, впадает в _____________ море. В месте впадения река образует _________ площадью _______кв.км.
Длина реки _____км. Главные притоки – Сунжа, __________________________________
Самая южная из больших рек России – _____________. Протекает на территории ________________________, впадает в _________________ море. Название реки переводится как __________________________________. Длина реки _____ км. Имеет ______ притоков. В реке водятся _____ видов рыб не встречающихся больше нигде. Здесь построено крупнейшее на Кавказе водохранилище ___________________.
Приложение 2.
РЕКА ТЕРЕК
Река Терек на Северном Кавказе воспета многими поэтами и путешественниками. Пушкин и Лермонтов восхищались ее красотой. Слово «терк су» в переводе из карачаево–балкарского языка значит «быстрая вода». В древних грузинских письменах река называется Ломеки – в переводе с чеченского и ингушского это значит «горная вода».
Длина реки: 623 км.
Площадь бассейна водосбора: 43 200 квадратных километров.
Где протекает: река берет свое начало на территории Грузии, из ледника горы Зигла-Хох, что на склоне Главного Кавказского хребта.
Из Грузии Терек несет свои воды в Россию. Здесь река протекает по землям Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Чечни и Дагестана. Впадает Терек в Каспийское море. В месте впадения, река разбивается на несколько рукавов образуя дельту площадью 4 000 км. кв
Главные притоки: Гизельдон, Ардон, Сунжа, Урух, Малка.
На Тереке расположены такие города: Владикавказ, Беслан, Терек, Майский, Моздок, Кизляр.
Режим реки, питание: Терек имеет смешанное питание. В верховьях река питается из 32-ух ледников общей площадью 67 км2. Примерно 70% от годового объема стока приходится на период весенне-летнего половодья
Река имеет большое хозяйственное значение. Ее водами орошаются несколько тысяч гектаров засушливых земель. На реке построен каскад ГЭС (Терский каскад)
Биологические ресурсы обитатели: в Тереке водятся такие рыбы как: лосось, форель, сазан, сом, усач, судак и др. Особенно богаты рыбой низовья реки.
РЕКА КУБАНЬ
Река Кубань – самая южная из больших рек России. Протекает на территории Северного Кавказа (Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края и Адыгеи). Впадает в Азовское море, при этом образуя крупную и заболоченную дельту. Существует более 300 названий реки. Современное название тоже имеет несколько вариантов: Къобхан, Кобан, Кубан, Губань и собственно Кубань. Смысл этих названий примерно один и тот же: быстрый, бурливый, беспокойный, разливающийся.
Длина реки: 870 км.
Площадь бассейна водосбора: 57 900 км. кв.
Где протекает: Кубань берет начало у горы Эльбрус
Впадая в Азовское море река образует большую дельту площадью 4300 км. кв.
Притоки: Всего в Кубань впадает около 14000 притоков разного размера. Самые большие из ни это левые притоки Афипс, Псекупс, Белая, Лаба, Пшиш.
Питание: в основном дождевое и снеговое (65%), также ледниковое (20%) и за счет подземных вод (15 %).
Биологические ресурсы, обитатели: В бассейне Кубани водятся более чем 106 видов рыб не встречающихся больше нигде. В низовьях Кубани доступна как морская, так и речная добыча. Также здесь насчитывают примерно 400 видов и форм зоопланктона. На Кубани много водоплавающих птиц: бакланы, дикие гуси и утки, пеликаны, лебеди, серая цапля, выпь и много птичек поменьше.
На Кубани построен так называемый кубанский Каскад ГЭС обладающий мощностью 620 МВт.
Также на реке построено крупнейшее на Северном Кавказе Краснодарское водохранилище.
Оценочный лист
Хочу получить оценку | Свою работу оцениваю | Оценка за работу в группе | Оценка учителя (средняя оценка) |
| | | |
Пролубщикова Наталья Владимировна
Щукина Вера Александровна