12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Ивановна Грушевская19

Грушевская Анна Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ школа №356, г. Санкт-Петербург



Интегрированный урок: русский язык и математика

Тема: Страдательные причастия и степень с натуральным показателем.


7 класс

Задачи:

Образовательная: знать определения и понятия по данной теме, применять теоретические знания при решении устных, письменных и тестовых заданий.

Развивающие: умения выделять главное и существенное, грамотно оформлять свои публичные высказывания, сравнивать и обобщать имеющиеся знания, планировать и контролировать свою деятельность при выполнении заданий, развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, математической речи и логического мышления.

3. Воспитательные: учиться уважительно относиться к высказываниям своих товарищей, воспитание математической культуры, умения учиться, воспитание трудолюбия, усидчивости, умения слушать других, умения высказывать свою точку зрения, проводить рассуждения, доказательства при выполнении заданий.

Планируемый результат:

Метапредметный – при чтении текстов, предложенных на уроке, осуществлять поиск информации и понимать прочитанное.

Регулятивный – определить цель и проблему в учебном процессе, действовать по алгоритму, уметь оценивать себя и свои действия (рефлексия)

Познавательный – понимать информацию и извлекать информацию из текста.

Коммуникативный – осознанная речь, умение слушать, говорить, осознанно читать текст, участие в беседе.

Личностные УУД – интерес к математике, расширение кругозора, пополнение словарного запаса, грамотно излагать свои мысли в устной речи. способствовать формированию умений применять приемы обобщения, сравнения, выделения главного, развития математического кругозора, мышления, речи, внимания и памяти.

План урока:

Организационный момент. Добрый день, здравствуйте, ребята! Приветствуем друг друга, спасибо, желаю всем хорошего настроения и успехов. Надеюсь, что сегодня на уроке нас ждет и успех, и радость. И мы, работая в коллективе, покажем свою одарённость. Будьте внимательны в течение урока. Думайте, спрашивайте, предлагайте – так как дорогой к истине мы будем идти вместе. Внимание переключаем на доску и пробуем разгадать ребус.



t1608285766aa.png(степень)



t1608285766ab.png(Причастия)

Итак, тема нашего урока….. Страдательные причастия и степень с натуральным показателем.


Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова Ломоносова М.В.

«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики

степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»

М.В. Ломоносов

1. Вступительное слово: Ребята, вы уже привыкли к тому, что проводим совместные уроки. Этот урок не исключение.. Так что сейчас мы проведем интегрированный урок. Ничего необычного в нем нет. Вы также активно вступаете в диалог с учителем, ваша готовность - поднятая рука

Учитель русского языка: - Какие же задачи мы будем сегодня решать? Это:

1) закрепление навыка написания –Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;

2) закрепление знаний о свойствах степеней с натуральными показателями;

3) продолжение работы над орфографическими нормами;

4) Этот урок поможет нам научиться грамотно оформлять свои публичные высказывания, разовьет нашу логику и мышление. Мы будем учиться уважительно относиться к высказываниям своих товарищей, это поможет культурно общаться.


Учитель математики: - Сегодня на уроке мы будем использовать разные формы работы, а именно:

1) работа с дидактическим материалом;

3) выборочные диктанты;

4) блиц-опрос по математике;

5) прояви смекалку.

Пред вами на партах лежат задание по математике, которое состоит их двух частей. Вам необходимо соединить линиями соответствующие части из правого и левого столбика. На выполнение задания отводится не более 5 минут. (Смотреть за выполнением работы - закончить работу могут раньше - следить за поднятыми головами.)



2.Актуализация опорных знаний:

Соедините линиями соответствующие части высказываний:


При умножении степеней с одинаковыми основаниями…




основание остается прежним, а показатели перемножаются.


При делении степеней с одинаковыми основаниями …




в эту степень возводят каждый множитель и результаты перемножают.


При возведении степени в степень …




основание остается прежним, а показатели складываются.



При возведении произведения

в степень …




в эту степень возводят числитель и знаменатель и результаты делят.


При возведении дроби

в степень …




основание остается прежним, а показатели вычитаются.






Соедините линиями выражения, соответствующие друг другу:


1 вариант


2 вариант



35 ∙ 32



32∙5


35 : 32



25 ∙ 35


(2 ∙ 3)5



25 : 35


( 32 )5



32 + 5

t1608285766ac.gif



35 - 2





117 ∙ 115



115∙7


117 : 115



57 ∙ 117


(5 ∙ 11)7



57 : 117


( 115 )7



115 + 7

t1608285766ad.gif



117 - 5



Учитель математики: Время истекло. А теперь поменялись листочками с соседом, взяли ручку красного цвета или другого и оцените ответы соседа, используя правильное решение на экране. Вернули задания владельцу. Поднимите руки те, кто выполнил задания без ошибок? Кто допустил одну ошибку? Кто - две ошибки?

Вывод: мы с вами повторили и закрепили знания о степени и ее свойствах.


Блицтурнир для эрудитов:


Учитель русского языка: Какая хорошая у нас Знайка: она напомнила нам правила написания Н и НН.

Следующий этап нашего урока – блицтурнир для эрудитов. Для чего? Для проверки ваших знаний по теме "причастие" (идет блицтурнир)

Учитель читает вопрос, а учащиеся отвечают быстро: да или нет.

А) Причастие – это особая форма глагола? (да - нет)

Б) Причастия бывают действительными и страдательными? (да – нет)

В) Страдательные причастия имеют суффиксы ЕМ, ОМ, ИМ, НН, ЕНН, Ш, ВШ. (да – нет)

Г) СЛУШАЮЩИЙ МУЗЫКУ – это С.П.П.В. (да – нет)

Д) РАСКОЛОТЫЙ ПОПОЛАМ - это Д.П.Н.В. (да – нет)

Е) Две НН в суффиксах С.П.П.В. пишутся, если есть причастный оборот или приставка (кроме НЕ)? (да – нет)

Ж) Одна Н в суффиксах С.П.П.В. пишется, если причастие образовано от глагола совершенного вида? (да - нет)


Учитель русского языка: Судя по вашим быстрым и четким ответам, мы поняли, что вы достаточно усвоили основные понятия.


Учитель русского языка: Вы успешно справились с блиц – опросом. А теперь мы проверим, как вы усвоили правило написания Н и НН в причастиях. Сформулируйте правило написания С.П.П.В. (Идет устный опрос правила)


Цифровой диктант «Собранный урожай»


Учитель русского языка: - А теперь следующий этап. У вас на столах лежит задание – цифровой диктант " Собери урожай". Подпишите листочки и на месте пропусков поставьте цифры 1 или 2. На задание дается 5 минут. Важно охватить как можно больше слов.

Цифровой диктант «Собранный урожай»:


собра…ный урожай

скоше…ая трава

подреза…ые деревья

вяза…ые варежки

рассея…ые семена

выжже…ая степь

прочита…ая книга

некоше…ый луг

краше…ые стены

застекле…ая веранда

выстрое…ая школа

зажже…ый костер

образова…ый мальчик

моче…ое яблоко

тка…ый золотом узор

просея…ая мука

несея…ые травы

замече…ый недостаток

варе…ое яйцо

получе…ое задание

невяза…ая кофта

коше…ые вчера

заверше…ый рассказ

лома…ые прутья



Учитель математики: - Вы хорошо поработали. Итак, внимание Математика!

Блицопрос. У вас на столах лежат листочки – подпишите их.

На экране будут появляться утверждения. Если вы считаете, что высказывание верное, то отвечаете «ДА»; если вы считаете, что высказывание неверное – отвечаете «НЕТ». (Учитель читает вопросы с экрана, а учащиеся отвечают.)


1. Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется произведение множителей, каждый из которых равен а.

2. Верно ли, что при умножении х5 на х8 получится х40?

3. Верно ли, что при возведении любого, отличного от нуля числа, в нулевую степень получится 1?

4. Верно ли, что при делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней делятся?

5. Верно ли, что при возведении числа (-3) в четную степень получится отрицательное число?

6. Верно ли, что при возведении числа (-2,7) в нечетную степень получится отрицательное число?

7. Верно ли, что при возведении числа (- t1608285766ae.gif) в четную степень получится положительное число?

8. Верно ли, что при возведении числа ( - 0,14) в нечетную степень получится положительное число?

9. Верно ли, что при делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней вычитаются?

10. Верно ли, что при возведении степени в степень основание остается прежним, а показатели степеней перемножаются?



3.Тренировочные упражнения: Выполнить задания по карточкам.

1 вариант

Выполните вычисления карандашом. Заполните таблицы буквами, учитывая найденные ответы, и прочитайте текст:

   t1608285766af.gif

2,25

1,44

8

0,36

0,16

 

 

 

 

 



 

2,25

4/49

1

-0,001

0,16

 

 

 

 

 



2 вариант

Выполните вычисления карандашом. Заполните таблицы буквами, учитывая найденные ответы, и прочитайте текст:

t1608285766ag.gif

0,25

1

-0,008

1

 

 

 

 



 

4/9

1

49

1,21

0,25

0,09

 

 

 

 

 

 



(Учащиеся по вариантам выполняют вычисления карандашом на карточках, заполняют таблицы буквами, учитывая найденные ответы, и записывают текст; сдают работы на проверку учителю).

 Ответы

1 вариант: Симон Стевин. (Портреты ученых на доске.)

Нидерландский математик, который в конце 16 -  начале 17 века предпринял шаги к построению современной теории степеней. Он обозначал неизвестную величину кружком, а внутри его указывал показатели степени. Например, х2 он обозначал как

2 вариант: Рене Декарт.

Французский математик, ввел современное обозначение степеней.

Вывод: мы с вами повторили и закрепили знания о степени и ее свойствах и углубились в историю возникновения степеней.

Учитель русского языка: Вы славно поработали, И как обычно в заключительной части любого мероприятия подается десерт. Мы составим вкусное меню для гурманов. Я читаю словосочетания. А вы объясните количество -Н- в суффиксах. Мы еще раз закрепим наши знания.

а) Жаренные мамой пирожки

б) Пирожки пожарены

в) Продавали жареные пирожки

г) Маринованные грибы

д) Грибы маринованы

е) Лежали нежареные пирожки

ж) Печеная картошка


Математика.


Учитель математики: Мы прощаемся с математикой и видим ее последнюю головоломку. Она дана для того, чтобы мы еще раз увидели, насколько разнообразен ваш словарный запас и сколько в нем причастий. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН!

ПЕРЕД ВАМИ СЛОВО " СТЕПЕНЬ". А что же такое степень? Дайте, пожалуйста, определение степени.

Вам необходимо с выделенными буквами составить причастия, которые начинаются именно на эту букву.



Составьте причастия, используя данное слово (Ь - не считать буквой)

С


Т


Е


П


Е


Н


Ь



Слушаем: какие слова составили учащиеся.

Подведение итогов, выставление оценок.


Вывод: Учителя спрашивают у детей: Что же мы сегодня делали на уроке?

Дети отвечают (повторили правила написания Н и НН в суффиксах причастий, повторили свойства степеней с натуральным показателем и т.д.)

- Итак, мы закрепили правописание суффиксов причастий и повторили свойства степеней.

- Вы обратили внимание, что сегодня на уроке мы работали коллективно? А ведь это является залогом успешной работы.

4.Домашнее задание.


Русский язык: Написать сочинение с составленными словосочетаниями по теме «Гроза».

Математика: Выполнить тест:

А1. Найдите значение выражения: t1608285766ah.gif.

1) -64 2) 32 3) -32 4) 64

А2. Найдите значение выражения: t1608285766ai.gif.

1) 3 2) 1,5 3) 0,75 4) 0,375

А3. Найдите значение выражения: t1608285766aj.gif.

1) 121,5 2) 40,5 3) 243 4) 60,75

А4. Найдите значение выражения: t1608285766ak.gif.

1) 32 2) 64 3) 128 4) 8

А5. Найдите значение выражения: t1608285766al.gif.

1) 32 2) 64 3) 128 4) 8

А6. Найдите значение выражения: t1608285766am.gif.

1) 81 2) 27 3) 196 4) 243

А7. Представьте данное выражение в виде степени: t1608285766an.gif.

1) t1608285766ao.gif 2) t1608285766ap.gif 3) t1608285766aq.gif 4) t1608285766ar.gif



5.Рефлексия.

Ребята, у вас на столах лежат геометрические фигуры. Выходя из класса возьмите одну из них и прикрепите на лист ватмана.


t1608285766as.gifЕсли вы хорошо себя чувствовали на уроке, у вас все получилось, то прикрепите круг.




Если вы испытывали затруднения, волнение, то выберите квадрат.

t1608285766at.gif



Ну а если на уроке вам было неуютно, то прикрепите треугольник.


t1608285766au.gif










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.