Интегрированный урок-сказка по русскому языку «Мягкий знак на конце слова» (9-11 лет)

6
0
Материал опубликован 27 March 2022

Интегрированный урок – сказка по русскому языку

Тема: Мягкий знак на конце слова.

Цель: обобщить умение детей обозначать на письме мягкость согласных звуков мягким знаком на конце слова.

Задачи:

Образовательные: формировать умение употреблять Ь для обозначения мягкости согласного звука.

Коррекционно-развивающие: пополнять словарный запас учащихся, развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание, кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитание познавательной активности и интереса к сказкам, трудолюбие, аккуратность в работе.

Средство наглядности и оборудование: плакат: Страна Сказок, слайды сказочных героев, ноутбук, мультимедийный проектор, запись тихой, ритмичной музыки, буквы, цветок ромашка, презентация физкультминутки для глаз, смайлики. Раздаточный материал для учащихся: буквы, индивидуальные карточки, клубок ниток, учебные принадлежности.

Тип урока: урок обобщения

Форма урока: урок- сказка

Методы урока: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, творческо-деятельный, предметно-практический

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная

Возрастная категория: 9-11 лет

Использование образовательных технологий: компьютерная презентация к уроку.

Ход урока:

1.Организационный момент. Активизация познавательной деятельности

Психолог: Психологический настрой.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.

Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыб­ку. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте сво­ей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка.

Психолог:

- А теперь выполним весёлую физкультминутку для глаз и поделимся друг с другом хорошим настроением, можно подпевать (презентация музыкальной физкультминутки для глаз). Молодцы ребята!

2. Введение в тему

Учитель: - Сегодня у нас урок необычный. Его провести предлагаю я в Стране Сказок. (плакат на доске читают хором)

В путешествие пойдём, в страну сказок попадём.

А вот перед нами и дорожка, пойдёмте по дорожке (выполним упражнение для пальцев рук наматываем нитки на клубок).

Слушай, думай, наблюдай, сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте, сказку в душу пропускайте.

(глаза закрыты звучит тихая музыка)

За горами, за лесами, за широкими морями,

В чудном домике своём живут гномы всемером.

С ними поселился кто-то. Ну-ка открывай глаза!

-Ребята, как зовут эту героиню? Из какой сказки она к нам пришла?

-Отгадали, вы правы, Это Белоснежка. (слайд Белоснежка)

Живёт у гномиков своих, а кто мне скажет. Сколько их? ( 7 )

Семь – это магическое число. А кто знает почему?

(число 7 часто употребляется в пословицах и поговорках: 7 пятниц на неделе, семеро одного не ждут, у семи нянек дитя без глаза)

-Ребята, а что особенного в слове–семь? Какая буква на конце слова? (смягчающий мягкий знак на конце).

-Сколько букв в слове «семь»? (4)

-Сколько звуков в слове «семь»? (3)

-Почему в слове букв больше, чем звуков? (мягкий знак не имеет звука)

- Что обозначает мягкий знак? (обозначает мягкость согласных звуков)

3. Сообщение темы и цели урока

-Сегодня тема урока правописание мягкого знака на конце слова.

-Посмотрите, а вот и ь-знак.

Стихотворение о Ь (читает ребёнок, на голове ь-знак)

Мягкий знак, хитрый знак, не сказать его никак.

Он не произносится, но в слово часто просится.

Почему у дома угол, превратился сразу в уголь.

Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак.

Игра «Спрашиваю-отвечаем» (ответы хором) назвать мягкую согласную на конце слова

Сколько пальцев на одной руке? Сколько дней в неделе? Сколько ушек у двух подушек? Сколько осликов у девяти осликов? Сколько яиц в одном десятке? Сколько лапок у жука? Молодцы!

4.Минутка чистописания. Путешествие продолжается идём по дорожке дальше (наматывают нитки на клубок)

Это кто нам встретился, отгадайте о ком идёт речь?

Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос? ( слайд Мальвина)

-Из какой сказки пришла Мальвина? (Золотой ключик или приключения Буратино).

- Мальвина просит выполнить задание

На доске ромашка, а на лепестках расположены буквы: е, ё, ю, ь, я, и.

- Вот ромашка непростая, а чудесная какая.

Букву лишнюю найдите. Всем нам чудо покажите.

-Найдите лишнюю букву. Почему? (ь знак не обозначает звука)

-Какое общее свойство есть у всех остальных букв, изображённых на лепестках? (обозначают мягкость согласного звука)

- Напишем на следующей строчке красиво букву Ь так, чтобы она понравилась Мальвине. (3-4 слайды)

- Буква «Р» перевернулась, мягким знаком обернулась.

-Вспомните, как нужно сидеть за партой при письме, положение тетради на парте.

Молодцы!

5.Словарная работа. 

- Путешествуем дальше (наматываем нитки на клубок)

Пирожки — в корзинке.
Мчалась по тропинке
Девочка бегом.
Тёмный лес кругом.
Встретилась там с волком.
И не знает толком,
Как же он её скорей
Оказался у дверей,
И в кровать улёгся, плут?
Девочку-то как зовут? (Красная Шапочка)

-Из какой она сказки? (слайд Красная Шапочка)
Задание от Красной Шапочки

-Запишите слова с буквой Ь, обозначающие: (кто отгадал, тот и пишет у доски слово.)

-Ткань на праздничном столе (скатерть)

- В чём пишет ученик (тетрадь)

-Овощ растёт на огороде (картофель)

-Дикое животное, спит всю зиму в берлоге (медведь)

-Школьная сумка (портфель)

-Слова записать в тетрадь, разделить на слоги, поставить ударение.

(ска-терть, тет-радь, кар-то-фель, мед-ведь, порт-фель )

- Молодцы, справились прекрасно с заданием.

Психолог: Сейчас мы проверим какие вы внимательные, проведём шуточную физкультминутку «Будь внимательным» (звучит ритмичная музыка)

Мягкий знак в конце слова – хлопок.

Слово, без мягкого знака – стучим ногами.

День, зверь, окунь, лень, дом, пень, угол, уголь, шест, шесть, степь, гусь, гриб.

- Кто был самым внимательным получает смайлик

6. Работа над новым материалом.

-Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку ....(Ягой) (слайд Бабы Яги)

-У Бабы Яги иногда бывает хорошее настроение. Вот в такие моменты она бывает очень доброй и положительной героиней сказки. Сегодня у неё как раз такое настроение и она приготовила для вас сказку.

-В Азбуке было много жителей-букв, но один из них не умел говорить, молчал и никто не хотел с ним дружить. Жилось ему плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало:

Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапог.

-А вы отгадаете эту загадку? (гвоздь)

Стали буквы составлять слово. (дети составляют слово у доски). Встали на нужные места и вышло: ГВОЗД. Решили помочь гласные. Пришла И –получилось ГВОЗДИ, пришла Я – получилось ГВОЗДЯ. Решили позвать Ь получилось ГВОЗДЬ. С тех пор не обходятся буквы без Ь.

- Для чего нужен Ь? (для обозначения мягкости согласного звука).

-Понравилась сказка Бабы Яги? Что узнали из этой сказки?

7. Найди ошибку и исправь. Путешествуем дальше по дорожке, а кто нам встретился? (наматываем нитки на клубок)

Хоть твердит, что он — мастак,
Попадал не раз впросак,
Просто он — большой зазнайка,
И зовут его
 ...(Незнайка) (слайд Незнайка)

-Как называется мультфильм? (Приключения Незнайки и его друзей).

-Ребята, Незнайка написал диктант и принёс Вам на проверку. Познакомьтесь с диктантом. Читают текст диктанта на доске. Найдите и исправьте ошибки.

В лесу жил хор.

Лодка села на мел.

Угол сложили в уголь.

-Найдите ошибки и исправьте их.

-Прочитайте исправленный текст.

- Что произошло, после того, как мы с вами исправили ошибки? (поменялся смысл слов, изменился смысл предложений. Ь играет большую роль в смысле слова.)

8.Составить слова. 

Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он, «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ. (Карлсон)

-Из какого он мультфильма? (Карлсон, который живёт на крыше.)

-Что за ужас, что за хлам?

Везде буквы по углам.

Давайте в доме уберём.

Из букв мы слово соберём. (работа в парах)

1 вариант – ЬУСГ

2 вариант - НКЬО

-Какое слово вы составили?(гусь, конь)

-Где стоит Ь?( в конце слова)

-Для чего он нужен? (для обозначения мягкости согласного звука)

Угадайте слова Записать под ребусами (на доске ребусы) фасоль, лось, соль. (двое у доски, остальные в тетради)

- Хлопните в ладоши, у кого слово написано так же, как и на доске, топните – у кого не так.

9. Закрепление.

- Ребята кто ещё повстречался нам на дорожке?

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали? (Дюймовочка)

-А Дюймовочка предлагает выполнить задания по карточкам

- Вставьте букву мягкий знак после согласных.

Портфел…, кроват.., мебел…., сирен...., тетрад…

Молодцы ребята!
10. Игра «Рыбалка». (удочки, рыбки с магнитами, «прорубь»).

Стук в дверь (входит волк).

- Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас на рыбалку.

- Ребята из какой сказки волк? (Лиса и волк).

-Нужно поймать рыбку и отгадать загадки (отгадки записывают в тетрадь линь, карась, окунь) Что общего у этих слов? (мягкая согласная на конце слова)

11.Релаксация

Психолог: - Мы сегодня занимались, веселились, развивались, а сейчас уже пора отдохнуть нам детвора (звучит тихая музыка, дети выполняют упражнения на релаксацию)

12. Итог урока.

- Вот путешествие подошло к концу. Я вас всех благодарю. Мне очень понравилось, как вы работали, отвечали, писали. Вы хорошо знаете сказки. Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам герои сказок. Но чтобы вернуться, надо ответить на следующие вопросы.

-Как обозначить мягкость согласного звука на конце слов при их написании?

-Для чего в словах «семь», «пять» и других написан мягкий знак?

- Чем буква Ь необычна? Понравилось вам путешествие?

-Закрываем снова глазки, улетаем мы из сказки. Раз, два, три, четыре, пять- в класс вернёмся мы опять.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации