12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Харитонова Лариса Владимировна65
1

Урок письма и развития речи в 3 классе «Мягкий знак на конце слова»




МОУ Ветлужская школа-интернат


 


 


 


 


 

КОНСПЕКТ УРОКА

ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 3 КЛАССЕ

Тема урока: «Мягкий знак на конце слова»

 


 

подготовила

Харитонова Л.В.

учитель начальных классов МОУ

Ветлужская школа-интернат

г. Ветлуга, Нижегородская обл., 2016г.

Цель урока: Учить писать слова с мягким знаком на конце.

Задачи урока:

Образовательная: формировать умение обозначать мягкость согласного на конце слова мягким знаком.

Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мышления, путём установления общего свойства ряда предметов, коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе упражнений для рук; развитие фонематического слуха, внимания, зрительного и слухового восприятия.

Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость, познавательную активность, уверенность в своих возможностях.


 

Оборудование: Э.В. Якубовская, А.К. Аксенова Русский язык 3 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, «Просвещение» 2013, компьютерная презентация, тетрадь, конверты со слогами, геометрические фигуры разного цвета, вырезанные из картона ладошки (красная, зелёная, жёлтая) для каждого обучающегося.

Тип урока. Комбинированный урок.


 


 


 


Ход урока.

Ход урока

Этапы Этапы урока.

ДД Деятельность учителя.

ДДД

Деятельность обучающихся.

1.Организационный и мобилизующий.

Слайд 2-3.

2.Сообщение темы и цели урока.

Слайды 4-6.

Прозвенел для всех звонок

Прозвенел для всех звонок!!!

Начинается урок!!!

Урок письма.

Тихо сядут девочки! Тихо садятся за парты мальчики.

Какая картинка вам больше нравится? Почему? Желаю вам, чтобы на протяжении всего урока у вас было хорошее настроение.

Посмотрите на слайд. Назовите звуки, которые, обозначаются данными буквами.

Почему молчим?

Зачем он тогда нужен?

Составьте слово из данных букв.

Что вы знаете о снегире?

Как произносится последний звук в слове?

Как обозначаем мягкость согласного на письме?

.Читает стихотворение о мягком знаке.

Назовите тему нашего урока

Чему будем учиться?

Деятельность

Стоят около парт.

Садятся за парты.

Отвечают на вопросы.

Дети по очереди называют звуки. [с],

[н], [ и], [е],[ г],[ р] .

Ь-звука не обозначает.

Обозначает мягкость согласного на письме.

СНЕГИРЬ.

Зимует в наших краях.

Мягко.

Написали после буквы Р мягкий знак.

Формулируют тему урока. Потом читают название темы на слайде.

Будем учиться писать слова с Ь на конце.

3.ппп Проверка домашнего задания

3. Проверка домашнего задания.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Чистописание.

6.Усвоение новых знаний.

Слайды 7-8.

Прочитать слова с твёрдыми согласными на конце.

Прочитать слова с мягкими согласными на конце.

Как обозначили мягкость согласного на письме?

Подготовим руки к письму.

Шевелились у цветка,

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Возьмите в каждую руку деревянную палочку.

Руки….

Ноги….

Локти….

Спина….

Запишем число, классная работа.

Пропишем Ь и его соединение с другими буквами.

В руки простые карандаши возьмите. Красиво написанные буквы подчеркните.

С какой буквой писали соединения?

Мягкий знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему Ь хитрый?

Для чего просится в слово?

Измените, слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Какое слово лишнее?

Почему?

Читают слова.

Читают слова.

Написали на конце слова, после мягкой согласной, мягкий знак.

Выполняют упражнения.

Крутят палочку большими и указательными пальцами, большими и средними, большими и безымянными, большими и мизинцами.

На месте.

На месте.

У края.

Прямая.

Ь

МЬ, ТЬ, ДЬ

Прописывают в тетрадях.

На доске мелом и кисточкой.

Подчёркивают красивые буквы.

Ь

Никак не произносится.

Для обозначения мягкости

согласной.

Записывают на доске и в тетради.

Лось, медведь, конь, рысь.

КОНЬ - это домашнее животное, остальные дикие.

с

ссс

7.Физкультминутка.

8. Первичная проверка усвоения знаний. Работа с учебником.

8. Упражнения для глаз.

Слайд 10.

Составьте предложение со словом КОНЬ, используя слова на слайде.

Для разминки из-за парт поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей!

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять.

Начинаем приседать.

Раз, два, три. Четыре, пять.

А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем, руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

Упражнение 5 страница 89.

Что обозначает Ь?

Музыка продолжает играть.

«Дирижеры»

Записывают на доске и в тетрадях.

На лугу гуляет конь.

(обучающиеся слабого уровня списывают предложение с карточки).

Один ученик показывает движения у доски, остальные выполняют около своих парт.

Читают задание про себя, один ученик читает вслух.

Выбрать Н или НЬ и вставить в слова.

Запись на доске

(с объяснением) и в тетрадях.

(обучающиеся слабого уровня списывают слова с вставленными буквами с карточки и подчеркивают мягкий знак).

Мягкость согласного на конце слова.

Следят глазами за снежинками.

Берут деревянные палочки и дирижируют ими под музыку. Глазки смотрят на кончик карандаша.


 


 

9. Закрепление знаний.

9. Закрепление знаний.

Слайд 11.

Слайд 12.

10.Обобщение знаний.

Слайд 13.

11. Информация о домашнем задании.

12. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Слайд 14.

Слайд 15.

У вас на партах

У каждого на парте геометрическая фигура определённого цвета.

Найдите в классе конверт с такой же геометрической фигурой.

В конверте слоги. Составьте из них три слова.

Чем похожи слова?

Какое слово лишнее?

Почему?

Прочитать слова на слайде, подобрать к ним подходящие по смыслу из составленных слов.

Записать в тетрадь.

Проверить.

Игра «Кто самый внимательный?»

Я буду диктовать предложения, слушайте внимательно, если услышите слово, в котором пишется мягкий знак, запишите его в тетрадь. Затем мы проверим и определим, кто из вас самый внимательный.

УЧИТЕЛЬ ВЗЯЛ У КОЛИ ТЕТРАДЬ. ПО РЕКЕ ПЛЫВЁТ ГУСЬ. КОЛЯ СЕЛ НА ПЕНЬ.

ВЧЕРА БЫЛ ЯСНЫЙ ДЕНЬ.

Поменяйтесь тетрадями. Проверьте, все ли слова записал ваш товарищ.

Подвести итоги, назвать самого внимательного.

На подготовке выполнить упражнение 4, страница 88.

Задание к упражнению такое же, как делали в классе.

Как на письме обозначается мягкость согласного звука в конце слова?

Сделаем вывод…

На партах лежат ладошки красного, жёлтого, зелёного цвета.

Поднимите красную ладошку те, кому было трудно на уроке.

Жёлтую – незначительно трудно.

Зелёную – было легко.

Какое задание было самым трудным?

Какое самым лёгким?

Кто доволен своей работой? Похвалите себя. Погладьте рукой по голове.

Отметки за урок.

Молодцы!!!

Урок окончен.

Выходят из-за парт, берут каждый свой конверт.

КРО - ВАТЬ, ТЕТ-РАДЬ,

ПОРТ - ФЕЛЬ.

(обучающиеся слабого уровня получают в конверте целые слова)

Два слога. На конце пишется мягкий знак.

Кровать.

Это мебель, а тетрадь и портфель - школьные принадлежности.

Самостоятельно записывают сочетания слов в тетрадь.

(обучающиеся слабого уровня списывают задание с карточки).

Самопроверка.

Записывают слова: учитель, тетрадь, гусь, пень, день.

(обучающиеся слабого уровня списывают с карточки одно предложение, подчёркивают в слове Ь)

Взаимопроверка..

Читают задание.

Выбери Т или ТЬ и вставь в слова.

(обучающиеся слабого уровня получают карточку со словами без пропущенных букв. Слова списать и подчеркнуть Ь).

Пишется Ь.

Я сегодня узнал, что после мягкого согласного на конце слова пишется мягкий знак.

Я сегодня учился писать слова с мягким знаком на конце.

Поднимают ладошки, вырезанные из картона.

Отвечают на вопросы.

Выполняют действия.

Встают около парт.


 


 

Использованная литература:

Павлова Н.В. Уроки русского языка, чтения и развития речи в начальных классах коррекционной школы: Учебно-методическое пособие. – Саратов, 2003.

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя. – 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1991.

Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы / авт.-сост. Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 1, 2. – Волгоград: Учитель, 2009.

Русский язык. 3 класс: занятия по развитию речи / авт.-сост. В.П. Трушина. - Волгоград: Учитель, 2008.


Презентация к уроку письма и развития речи
PPT / 3.16 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.