12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баганова Татьяна Васильевна506
Как я пришла в профессию? Ответ прост:" Учитель - это не профессия, учитель - это призвание!" Адольф Дистервег сказал: "Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирождённый такт."
Россия, Московская обл., Кашира

Баганова Татьяна Васильевна

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок обобщения полученных знаний.

Технологическая карта изучения темы «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Тема

«Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Цели

Образовательные:

Обобщение правил написания мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

Развитие умения писать слова разных частей речи с шипящими на конце в соответствии с алгоритмом, графически объяснять написание слов с ь и без ь.

Способствовать развитию связной речи, оперативной и долговременной памяти, развитию произвольного внимания, вербального и наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: развивать умение высказывать предположение; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и классифицировать по признакам; делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в таблице, преобразовывать информацию из одной формы в другую; представлять информацию в виде схемы-алгоритма; составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Находить в словах орфограмму-букву Ь после шипящих на конце слов разных частей речи, графически объяснять написания с Ь и без Ь.

Грамотно записывать слова с шипящими на конце, используя схему- алгоритм, составленный на уроке.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, таблице; преобразовывать информацию из одной формы в другую: давать ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Шипящие согласные звуки, мягкий знак

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

- Русский язык учебник 4 класс часть 2. С.В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова, Вентана–Граф, 2015.

- раздаточный материал: карточки для создания схемы - алгоритма

- файл «GWB» с заданиями для интерактивной доски

- карточки с ключевыми словами урока, смайлики – для определения задач урока и планирования

- файлы с частями пословиц, карточки со словосочетаниями для самостоятельной работы

-персональные ноутбуки

- интернет, ЭОР http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/4-klass/myagkij-znak-v-slovax-posle-shipyashhix.html (ID 9180)

- лестница успеха, лист самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Ход урока с заданиями и вопросами для достижения планируемых результатов.

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин 30 сек)

Цели:

- актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проговаривают стихотворение, вспоминают главное правило урока.

Вспоминают гигиенические правила посадки, произносят стихотворные строки.

 

 

Записывают в тетрадях число, классная работа.

Организует эмоциональный настрой на урок и проговаривание главного правила любого урока.

Контролирует правильность посадки в соответствии с гигиеническими требованиями.

 

 

Предлагает записать число, классная работа.

- Вспоминаем основные правила успешного урока:

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Ответить хочешь – не шуми,

а только руку подними.

- Ручку правильно возьмём.

Сядем прямо, не согнёмся.

За работу мы возьмёмся!

- Запишите, пожалуйста, число, классная работа. Подчеркните удвоенную согласную.

II.Чистописание. Словарная работа.

Определение типа урока и формулирование темы, постановка задач.

(6 минут)

Цели:

- повторение изученного материала, необходимого для обобщения знаний и отработки умений

Готовят руку к письму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделяют звук [ч'] и характеризуют его.

Вспоминают все шипящие звуки.

 

 

 

 

Отрабатывают каллиграфические навыки.

Прописывают шипящие ж, ш, ч щ.

Ищут в словаре на форзаце учебника словарные слова с шипящими на конце и записывают их в тетрадь, графически обозначают непроверяемые написания.

Осуществляют самоконтроль и самооценку в листе достижений.

 

Осуществляют звуко-буквенный анализ.

 

 

 

 

Формулируют тему урока с опорой на ключевые слова.

Определяют цель урока, ставят задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отмечают свой уровень успешности.

Организует проведение

самомассажа ладоней шестигранным карандашом и пальчиковой гимнастики

 

 

 

Фиксирует внимание на девизе урока. Развивает фонематический слух, просит выделить звук, привлекающий внимание и дать его характеристику, назвать все шипящие звуки.

 

 

Называет ключевые слова урока, вывешивает на доске.

 

Организует работу по формированию каллиграфических навыков.

 

Организует словарную работу с последующей самопроверкой и самооцениванием.

 

 

 

 

 

 

 

Помогает выделить ключевые слова через звуко-буквенный анализ слов, вывешивает их на доске.

 

 

Предлагает сформулировать тему урока, свериться с учебником. Помогает сформулировать цель урока и поставить задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу по определению уровня усвоения знаний. Предлагает на лестнице достижений сделать отметку на ступеньке успеха.

- Подготовим свои пальчики к работе.

- Карандаш мы свой катаем, так мы руки разминаем.

Искры ими высекаем и довольно потираем.

- Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь, восемь.

Лень свою мы все отбросим.

- Предлагаю провести урок под девизом: «Кто ничего не изучает, тот только хнычет и скучает»

- Вслушайтесь ещё раз, какой звук привлёк ваше внимание? ([ч'])

- Охарактеризуйте его.

- Назовите какие шипящие вы ещё знаете?

[ж, ш, ч', щ']

- Шипящие – это первое из ключевых слов, которые помогут вам сформулировать тему урока.

- Посмотрите на эталон написания букв и пропишите их в своих тетрадях (Слайд )

 

 

- Найдите в своём словаре на форзаце учебника слова с шипящими на конце, выпишите их, подчеркните непроверяемые написания. (Камыш, матч, пейзаж, финиш, экипаж).

- Проверим, как справились с заданием. Посмотрите на доску (слайд ), проверьте правильность выполнения, оцените себя в листе достижений. (приложение к уроку). Если, есть ошибки, исправьте.

- Вернёмся к девизу нашего урока. В нём есть ещё одна подсказка ключевого слова. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

(Только – мягкий знак не обозначает звука).

- Мягкий знак – ещё одна пара ключевых слов.

- Опираясь на ключевые слова сформулируйте тему урока.

(Тема: Мягкий знак на конце слов после шипящих).

- Проверим себя по учебнику. (стр. 77)

- Новая ли это для вас тема? (Нет). Значит у нас сегодня урок закрепления.

- Какой будет цель нашего урока?

(Повторить правила написания мягкого знака в словах после шипящих)

- Обобщить и систематизировать наши знания.

- Какие задачи будем решать для достижения цели? Сформулируйте задачи. Вам помогут смайлики. (ВЫВЕШИВАЕМ НА ДОСКЕ)

(Повторять правила написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи. Отрабатывать умение писать слова с шипящими. Осуществлять самоконтроль своей работы.)

- Отогните верхнюю часть своего листа самооценки. Перед вами лестница успеха, выберете, на какой ступеньке успешности вы находитесь сейчас. В конце урока мы ещё раз вернёмся к этой лестнице успеха.

III. Систематизация знаний.

(7 мин 30 сек)

Цели:

- выявление необходимых знаний и умений для достижения цели,

- формирование умения схематично изображать знания;

Включаются в учебный диалог.

Называют необходимые умения.

Анализируют группу слов, определяют лишнее слово, обосновывают ответ, называют какой частью речи оно является.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют план действий для написания слов с шипящими.

 

 

 

 

 

 

 

Работают с таблицей в учебнике, вспоминают правила написания слов с шипящими разных частей речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют алгоритм, пользуясь таблицей в учебнике. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют проверку правильности выполнения, оценивают успешность.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, шеи и мышц туловища.

Организует учебный диалог, проводит игру «Четвёртый лишний»

 

 

Продолжает учебный диалог.

Организует работу по учебнику: проверку алгоритма и работу с правилами написания слов с шипящими по таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу по составлению алгоритма правописания слов разных частей речи с шипящими на конце.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует образец алгоритма для самопроверки. 

 

 

 

Предлагает оценить свою успешность в листе самооценки.

 

Организует проведение физкультминутки.

- Какие умения нам понадобятся на сегодняшнем уроке?

(Различать части речи. Умение применять изученные правила)

- Чтобы вспомнить в каких частях речи встречается шипящий на конце, предлагаю игру «Четвёртый лишний». (СЛАЙД)

Среди слов найдите лишнее:

1) Ночь, свеж, хорош, пахуч.

2) Беречь, дремуч, приедешь, посмотришь.

3) Лечь, стеречь, навзничь, испечь.

2) Малыш, карандаш, мышь, рисуешь.

ПРОВЕРКА: (Ночь – сущ, дремуч – краткое прилагательное, навзничь – нареч., рисуешь – глагол)

- На какие вопросы отвечает каждая часть речи?

- Вспомните, как будем действовать, чтобы определить, нужно ли писать букву ь в конце слова после букв шипящих?

1)Сначала определим части речи.

2)Вспомним правило.

-

Проверим себя по учебнику на стр. 77 верно ли мы определили алгоритм действий. (Чтение п.1 и 2.)

Рассмотрим все случаи правописания слов с шипящими по таблице стр. 78-79.

(Работа по учебнику)

- В словах какой части речи всегда пишется мягкий знак после шипящих? (Глагол).

- Назовите часть речи, в которой мягкий знака после шипящих не пишется? (Краткая форма имени прилагательного).

- В каком случае пишется мягкий знак у имён существительных? (Если существительное ж. р.,

3 склонения).

- Что вы можете сказать о правописании Ь после шипящих у наречий? (У наречий после шипящих Ь знак не пишется в словах исключениях: уж, замуж, невтерпёж).

- Изобразим все правила в виде схемы-алгоритма удобной для запоминания.

Работать будем в парах. Рассмотрите листочки со схемами. Как вы думаете, что мы запишем в прямоугольниках верхнего ряда? (Название частей речи.) А в маленьких квадратиках? (Ь).

- Расположите их в той последовательности, как в таблице учебника.

- Сравните, так ли у вас получилось? (слайд 4). Сделайте отметку в листе самооценки.

Физкультминутка. «Тик так, тик-так, вот-так, вот-так»

IV. Практикум. Развитие умений.

(25 минут)

Цели:

- обеспечение осмысления учащимися способа действия;

- проверка осознанности применения знаний;

- отработка умений;

-развитие навыка самоконтроля, исправления ошибок, самооценивания.

 

 

 

 

Выполняют предложенное задание с опорой на схему-алгоритм.

Записывают слова объясняют правила написания Ь после шипящих.

 

 

Осуществляют проверку правильности выполнения и самооценку.

 

 

 

Выполняют предлагаемые учителем движения.

 

 

Выполняют предложенные задания, работая в паре, обсуждают смысл пословиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают пословицы. Применяют полученные знания. 

 

 

 

Осуществляют самоконтроль, исправляют ошибки и фиксируют результат своей работы при помощи смайликов в оценочном листе.

(1 группа) Работают с цифровым ресурсом образовательным, проверяют сформированность умений.

Осуществляют оценку своей успешности в листе достижений с помощью смайликов.

 

 

(2 группа) Решают орфографические задачи с опорой на схему-алгоритм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют проверку под руководством учителя.

 

 

Осуществляют оценку своей успешности в листе достижений с помощью смайликов.

 

Определяют автора строк и название литературного произведения.

 

Выписывают слова с Ь после шипящих в тетрадь, графически объясняя орфограмму.

Проверяют написанное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отмечают успешность в листе самооценке в строке Выборочный диктант

Предлагает сгруппировать слова в три столбика, вставить при необходимости Ь.

 

 

 

 

 

Организует проверку понимания правила.

 

 

 

 

 

Осуществляет предупреждение зрительной утомляемости. Проводит зарядку для глаз.

 

Организует работу в парах. Предлагает собрать пословицы и объяснить их смысл.

 

 

 

 

Организует проверку выполнения задания.

Проводит воспитательный момент: акцентирует внимание на правильном питании, бережном отношении к природе.

Объясняет значение непонятных слов.

 

 

 

 

 

Предлагает записать пословицы, обозначить графически написание слов с шипящими на конце.

 

 

Организует проверку осознанности применения знаний в написании слов с шипящими, и самооценивание.

 

 

 

Организуют дифференцированную работу по теме урока.

1 группе учащихся предлагает проверять уровень своей успешности в освоении умений написания слов с шипящими на конце с использованием персональных ноутбуков. Фиксирует результат работы, работающих на персональных ноутбуках.

2 группе учащихся предлагает задание на отработку умения писать Ь в словах после шипящих с опорой на схему-алгоритм.

 

 

 

 

 

 

 

Организует проверку правильности выполнения задания и работу над ошибками при необходимости.

Предлагает оценить себя в листе достижений.

 

 

 

При наличии резервного времени организует проведение викторины по литературным произведениям. Зачитывает строки из произведений, предлагает определить автора и записать слова с шипящими, графически обозначая написание Ь после шипящих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляет проведение взаимоконтроля и самооценивания.

(Работа на интерактивной доске) (СЛАЙД)

1.Запишите слова в три столбика (сущ., глаголы, нареч.), вставляя, если необходимо Ь. Проверь все ли слова попали в три столбика сущ., нареч.., глагол:

Проч…, полноч…молодёж…луч…, спряч…, вскач…, отреж…,свеж…, колюч.., сможеш…, настеж

- Проверим правильность выполнения упражнения.

- Слова какой части речи оказались не вписанными? (наречия).

- В каких словах вставили Ь после шипящих? Почему?

 

 

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

 

 

 

2. Вспомните девиз нашего урока.

(Каждый день прибавляет частичку мудрости).

- Сегодня мы будем черпать мудрость из пословиц. У вас на парте есть файлы с частями пословиц. Работая в паре, соберите пословицу, объясните, как вы понимаете её смысл.

1)За ягодами пойдёшь, здоровье найдёшь. (Глаг.)

(Ягоды-источник витаминов, укрепляют наш иммунитет. Правильное питание).

2)Не беречь поросли, не видать и дерева. (глагол в неопред. форме) (СЛАЙД 6)

Молодые побеги растений, развивающиеся из придаточных или спящих почек на пнях или корнях лиственных деревьев.

3)День да ночь – сутки прочь. (сущ., нареч.)

4)Лицом хорош, да душою не пригож. (кр. прилаг.)

- Запишите любые две пословицы. Графически обозначьте написание слов с шипящими.

- Назовите слова, которые вы записали с мягким знаком после шипящих, объясните почему.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ (СЛАЙД 7)

- Оцените свою успешность в листе самооценки.

 

 

 

 

3.- Предлагаю одной группе учащихся, уверенных в своих умениях, проверить свою успешность с помощью теста. Работать будем на ноутбуках. Вспомним правила безопасности при работе.

Тест – ЭОР (http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/4-klass/myagkij-znak-v-slovax-posle-shipyashhix.html (ID 9180 опубликован на сайте образовательные тесты http://testedu.ru/ ) выполняется на персональных ноутбуках.

 

- Задания на отработку правописания слов с шипящими с Ь и без Ь будем выполнять по карточкам. Прочитайте задание. Где будем указывать часть речи? (Над словом).

(Вставить мягкий знак после шипящих там, где необходимо, объяснить свой выбор, указав часть речи).

Чёрный пла…, ветер свеж…, подстереч… у двора, много задач…, богатырь могуч…, уйти проч…, правильная реч…, ровно отреж…, упасть навзнич….

- Назовите слова, в которые вы вставили Ь, объясните свой выбор. Исправьте свои ошибки.

 

 

- Оцените, свою успешность в листе достижений с помощью соответсвующего смайлика.

 

 

РЕЗЕРВ. – Предлагаю вашему вниманию литературную викторину.

-Назовите автора литературного произведения и его название. Проведём выборочный диктант.

- Запишите слова с шипящими, которые встетились в прозвучавших строках.

«Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе…»

(А.С. Пушкин Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

«Тише Танечка не плачь, не утонет в речке мяч». (Агния Барто Мячик.)

«Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?» (С.Я Маршак Мяч.)

«Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Hет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!» (С. Я. Маршак Сказка о глупом мышонке)

"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь". (А.С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке)

«…Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь”. (А.С. Пушкин Сказка о попе и о работнике его Балде)

- Назовите записанные слова, объясните наличие или отсутствие Ь после шипящих.

V. Домашнее задание

(2 мин)

Цели:

-включение в сферу знаний и их самостоятельное применение

Определяются с выбором домашнего задания. Задают уточняющие вопросы. Записывают д/з в дневник.

Комментирует домашнее задание.

Откройте, пожалуйста, свои дневники, запишите домашнее задание по-своему выбору (Слайд ):

1)Упр. 1 или 2 стр. 79

2)Самостоятельно подобрать по 3 слова на орфограмму Ь после шипящих для каждой части речи.

3)Найти пословицы со словами на данную орфограмму.

 

VI. Итог урока

Рефлексия

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя.

 

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

По схеме рассказывают, что узнали, запомнили, смогли.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Делают самооценку в оценочном листе.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует самооценку учебной деятельности.

- Подведём итог сегодняшнего урока. Какая тема урока была?

-

 Какую цель ставили? Достигли цели?

 

 

Расскажите по схеме Я – узнал, запомнил, смог (слайд).

Посмотрите на лестницу успеха, оцените свои знания и умения по окончании урока.

Самая верхняя ступенька – я доволен своей работой на уроке, всё было понятно, трудностей при самостоятельной работе не испытывал.

Вторая ступенька – При самостоятельной работе возникали трудности, допускались незначительные ошибки.

Первая ступенька – тему усвоил плохо, допускал много ошибок.

Выберите внизу листа достижений отметку, которую вы поставите себе за урок. Обведите её в кружок.

Приложение к уроку.

Лестница успеха.

Лист самооценки.

Схема-алгоритм для индивидуальной работы.

Эталон написания букв шипящих согласных.

Задание на интерактивной доске

Лексическое значение слова поросль.

Рефлексия.

Опубликовано


Комментарии (1)

Печерская Екатерина, 27.11.17 в 18:14 0Ответить Пожаловаться
Интересно получилось.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.