Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

0
0
Материал опубликован 16 November 2020
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык, 3 класс

Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи урока:

Образовательные: формирование орфографического умения правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме), расширение словарного запаса учащихся;

Развивающие: развитие орфографической зоркости, памяти, внимания и мышления; развитие речевой деятельности учащихся, творческих возможностей, повышение культуры речи детей;

Воспитательные: воспитание у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу; формировать навыки контроля и самоконтроля.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: развивать навыки сотрудничества в группах, парах.

Регулятивные: развивать умение аргументировать, доказывать; целеполагание, планирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, коррекция;

Познавательные: выбор способов решения проблемы, умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Предметные УУД: расширить представления детей о роли мягкого знака; умение писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих; выделять слова с мягким знаком на конце в потоке речи; выделять орфограмму; применять правило написания.

Межпредметные связи: окружающий мир

Организация пространства (формы работы): фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Оснащение урока: Материалы для учителя: Технологическая карта, учебник, презентация.

Материалы для учащихся: Учебник, тетрадь, раздаточный материал.

 


 


 


 


 

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

- Добрый день, ребята. Прозвенел звонок, прошу вас сесть за свои парты. (начинает звучать музыка)

- Ребята, пожалуйста, положите головы на парты, закройте глаза и представьте, что мы отправились в плавание по Берингову морю на красивейшем корабле. А я буду вашим помощником в путешествии, зовут меня Мария Николаевна. (музыка убавляется). Открываем глаза

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность

2.Актуализация знаний.

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила

 

Сегодня мы будем с вами юнгами на корабле под названием «Имя существительное» и отправимся в плавание по Берингову морю.

- Пока мы слушали звуки моря, нас прибило к Командорским островам. Посмотрите на карту. Отправной точкой нашего плавания будут Командорские острова.

- А на каком полуострове мы с вами живем?

- Вы видите, где расположена Камчатка?

- Нам обязательно нужно вернуться домой. На пути будут встречаться как любому кораблю разные препятствия.

- Готовы к испытаниям? За каждое правильно выполненное задание вы будете получать вознаграждение – это золотая монета на карте – маршруте. Нам нужно собрать все 5 золотых монет.

Как и на каждом корабле у нас будет главный бортовой журнал - учебник. А у каждого мореплавателя есть личный бортовой журнал – у вас это будут тетради. Открываем бортовые журналы, записываем число, классная работа .

- У моряков – бескозырки, а у нас – будут такие бескозырки

Так как мы с вами незнакомы, то предлагаю написать свои имена на своих бескозырках. Старайтесь написать свое имя красиво, без ошибок.

- А какое правило вы вспомнили, когда писали свое имя?

Организует диалог с учащимися, объясняет значение новых слов (юнга, бескозырка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулирует деятельность учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

Пишут свои имена на бескозырках красиво и правильно

 

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные:

Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Постановка учебной задачи

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока

Прежде, чем отправиться в далекое и интересное плавание нужно запустить двигатель корабля, для этого необходимо выполнить несколько простых заданий. Я предлагаю девиз нашего путешествия:

- прочитайте «Не унывать, всё пройти и всё узнать!»

- Теперь хором, как накатывает волна (сначала шепотом, постепенно повышая голос). А нашим командным жестом будет - жест «КЛАСС!»

А кто запомнил, как называется наш корабль?(«Имя существительное»)

- Что такое имя существительное?

- Как может изменяться имя существительное?

- Что еще вы знаете об имени существительном?

- Молодцы, своими знаниями мы запустили двигатель корабля и он поплыл.

- Плывем мы по Берингову морю. Ой, ребята, смотрите, впереди рифы. Нам нужно обязательно их обойти. Нужно выполнить задание 1.

- посмотрите на слова:

Вещь, нож, ёж, дочь, печь, плащ, речь, кирпич, мяч, мышь: и подумайте, что общего у этих слов

- Назовите шипящие согласные звуки?

Правильно, звуки – слышим, а буквы – пишем и видим.

- Давайте запишем в бортовой журнал буквы, обозначающие шипящие звуки.

Чистописание (ж ш ч щ) - КЛАСС

- На какие две группы можно разделить слова?

- Запишите слова в два столбика с Ь и без Ь.

- Почему в словах 1 столбика Ь есть, а во втором столбике – Ь нет?

- Подчеркните Ь в сущ. ж. р.

- Ребята, а как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.

-Молодцы! Мы прошли 1 испытание и получаете награду. Нам удалось обойти рифы, поздравляю! КЛАСС

- Скажите, когда в именах существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не нужно его писать?

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

 

 

 

 

 

 

Организует практическую работу по нахождению слов с мягким знаком. Создаёт условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке

 

 

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока

 

 

 

 

 

 

 

Работают с информацией, на слух определяют слова с шипящими звуками, дают характеристику звукам, называют орфограммы.

 

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать тему и цель урока.

4.Изучение нового материала

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного.

Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

- Проверим наше открытие в главном бортовом журнале-учебнике на с. 41,

- Прочитайте правило.

- Правильное открытие мы сделали?

Чтобы не допускать ошибки при написании слов с данной орфограммой, предлагаю вам в помощь следующий алгоритм:

Алгоритм написания мягкого знака (на доске)

Сущ. (Ч, Щ, Ш, Ж)

Род

Ж.р. М.р.

Есть Ь нет Ь

 

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.

Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения

Выполняют работу, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах

 

 

 

 

 

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль.

5.Первичное закрепление

Цель: Закрепить знания, полученные на уроке

Мы подплываем к небольшому острову и нам нужно выполнить задание 2 (самостоятельно) «Пиши правильно» в бортовых журналах. На палубу парусника вышли товарищ(?) и его доч(?).

-Объясните, где нужно писать мягкий знак? Почему?

-Подчеркните грамматическую основу предложения и подчеркните ее.

- Теперь, поменяйтесь бортовыми журналами с соседом по парте. Проверьте правильность.

- Есть на борту юнги, которые выполнили данное задание без ошибок? - Молодцы, юнги. Так держать! КЛАСС!

- Внимание! Пришла телефонограмма! На нас надвигается шторм. И наш корабль заходит в бухту, где мы немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Я буду называть имена существительные с шипящими звуками на конце. Если я называю слова, в котором пишется мягкий знак на конце слова – вы приседаете. Если мягкий знак не пишется – хлопаете. Луч, сторож, речь, камыш, помощь, малыш, ночь, товарищ, глушь меч, карандаш, молодежь.

- Шторм закончился, можно продолжать плавание.

- Нам следует заняться работой по доказательству нашего открытия. А какое открытие мы сделали? (

- пришло время поработать с главным бортовым журналом.

Задание 3. Откройте его на стр.41 Упр. 451. (I вариант выписать существительные женского рода, II вариант – существительные мужского рода)

- Какие слова выписали?

- Молодцы! Покажем дружно – КЛАСС

- Продолжаем наше плавание. Опять на нашем пути встретилось препятствие.

- Готовы его пройти?

Задание 4 (разноуровневые задания).

- У вас на карточках 3 задания. Вы можете выполнить любое из заданий. Уровень сложностей разный – одна звездочка легкое задание, две звездочки – сложное задание, три звездочки – задание высокого уровня сложности.

*Задание: Прочитайте слова. Вставьте на месте пропусков, где это необходимо, мягкий знак.

 

**Задание: Образуйте от данных слов имена существительные с шипящим на конце, выделите орфограмму и укажите род.

***Задание: Составьте 7 слов на данную орфограмму и с тремя из них составьте предложения.

 

КЛЮЧ…

Мелочиться -

 

 

 

 

 

ТИШ…

Лучистый -

ВЕЩ…

Беспомощный -

КАМЫШ…

Ландышевый -

ПОМОЩ…

Вещевой -

- Ребята, мы и это препятствие преодолели и заработали еще одну золотую монету.

- Юнги, нам осталось совсем немного доплыть до дома, но посмотрите, нас догоняет какой - то корабль?

- Кто это? Пираты? Видимо пираты узнали, что у нас с вами много сокровищ на корабле. А сокровища наши знания и монеты. Давайте не будем сдаваться, и выполним все их условия

Задание 5 ИГРА с пиратами (работа в группах) Прежде чем сказать ответ, вам нужно посоветоваться в группе.

- Молодцы, мы справились с заданиями пиратов, покажите КЛАСС

- И благополучно приплыли к какому полуострову? А как называется село, в котором мы живем?

Проверяет понимание способа действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует отдых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует коллективную проверку задания

 

Проговаривают алгоритм работы с заданными словами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу в группах, доказывают свой ответ

 

Регулятивные

Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии.

 

 

 

 

Регулятивные:

Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Развивать операции мышления.

Коммуникативные:

Осуществлять самоконтроль.

 

 

 

 

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль

6.Итог урока, рефлексия

Цель: оценить результаты учебной деятельности

 

- Какое открытие сделали сегодня на уроке?

В заключение нашего плавания мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал дорогу к вашим открытиям, давайте воспользуемся волшебными морскими звездами, которые лежат в ваших конвертах.

- Закрепите соответствующую звезду на корабль.

Если было интересно и легко во время плавания- голубая звезда.

Были трудности во время плавания- желтая звезда.

Тему во время плавания не поняли- розовая звезда.

- Мы отлично потрудились. Любая работа должна быть оценена.

- Поднимите руки, кто выполнил задание на карточке с тремя звездочками – получает 5,

- Поднимите руки, кто выполнил задание на карточке с двумя звездочками – получает 4,

- Поднимите руки, кто выполнил задание на карточке с одной звездочкой – получает 3.

- Молодцы, мы закончили наше путешествие. Мне с вами было интересно работать

Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей

Дети подводят итог своей деятельности на уроке, оценивают свою работу на уроке, пользуясь волшебными морскими звездами

 

Личностные: Способность к самооценке.

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности

 

7.Домашнее задание

Разноуровневые задания:

«3» - выполняй упр. 453 стр. 41

«4» - выполняй упр. 452 стр. 41

«5» - составь текст на тему «Пришла весна», используя существительные с шипящим на конце

Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей

Подводят итог под руководством учителя

Личностные: Способность к самооценке.

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации