Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
Предмет: русский язык, 3 класс
Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи урока:
Образовательные: формирование орфографического умения правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме), расширение словарного запаса учащихся;
Развивающие: развитие орфографической зоркости, памяти, внимания и мышления; развитие речевой деятельности учащихся, творческих возможностей, повышение культуры речи детей;
Воспитательные: воспитание у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу; формировать навыки контроля и самоконтроля.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: развивать навыки сотрудничества в группах, парах.
Регулятивные: развивать умение аргументировать, доказывать; целеполагание, планирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, коррекция;
Познавательные: выбор способов решения проблемы, умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Предметные УУД: расширить представления детей о роли мягкого знака; умение писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих; выделять слова с мягким знаком на конце в потоке речи; выделять орфограмму; применять правило написания.
Межпредметные связи: окружающий мир
Организация пространства (формы работы): фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.
Оснащение урока: Материалы для учителя: Технологическая карта, учебник, презентация.
Материалы для учащихся: Учебник, тетрадь, раздаточный материал.
Этап урока |
Содержание учебного процесса |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||
1.Самоопределение к деятельности (орг. момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
- Добрый день, ребята. Прозвенел звонок, прошу вас сесть за свои парты. (начинает звучать музыка) - Ребята, пожалуйста, положите головы на парты, закройте глаза и представьте, что мы отправились в плавание по Берингову морю на красивейшем корабле. А я буду вашим помощником в путешествии, зовут меня Мария Николаевна. (музыка убавляется). Открываем глаза |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
||||||||||||||
2.Актуализация знаний. Цель: Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила
|
Сегодня мы будем с вами юнгами на корабле под названием «Имя существительное» и отправимся в плавание по Берингову морю. - Пока мы слушали звуки моря, нас прибило к Командорским островам. Посмотрите на карту. Отправной точкой нашего плавания будут Командорские острова. - А на каком полуострове мы с вами живем? - Вы видите, где расположена Камчатка? - Нам обязательно нужно вернуться домой. На пути будут встречаться как любому кораблю разные препятствия. - Готовы к испытаниям? За каждое правильно выполненное задание вы будете получать вознаграждение – это золотая монета на карте – маршруте. Нам нужно собрать все 5 золотых монет. Как и на каждом корабле у нас будет главный бортовой журнал - учебник. А у каждого мореплавателя есть личный бортовой журнал – у вас это будут тетради. Открываем бортовые журналы, записываем число, классная работа . - У моряков – бескозырки, а у нас – будут такие бескозырки Так как мы с вами незнакомы, то предлагаю написать свои имена на своих бескозырках. Старайтесь написать свое имя красиво, без ошибок. - А какое правило вы вспомнили, когда писали свое имя? |
Организует диалог с учащимися, объясняет значение новых слов (юнга, бескозырка)
Регулирует деятельность учащихся
|
Отвечают на вопросы учителя
Пишут свои имена на бескозырках красиво и правильно
|
Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Коммуникативные: Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.
|
||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока |
Прежде, чем отправиться в далекое и интересное плавание нужно запустить двигатель корабля, для этого необходимо выполнить несколько простых заданий. Я предлагаю девиз нашего путешествия: - прочитайте «Не унывать, всё пройти и всё узнать!» - Теперь хором, как накатывает волна (сначала шепотом, постепенно повышая голос). А нашим командным жестом будет - жест «КЛАСС!» А кто запомнил, как называется наш корабль?(«Имя существительное») - Что такое имя существительное? - Как может изменяться имя существительное? - Что еще вы знаете об имени существительном? - Молодцы, своими знаниями мы запустили двигатель корабля и он поплыл. - Плывем мы по Берингову морю. Ой, ребята, смотрите, впереди рифы. Нам нужно обязательно их обойти. Нужно выполнить задание 1. - посмотрите на слова: Вещь, нож, ёж, дочь, печь, плащ, речь, кирпич, мяч, мышь: и подумайте, что общего у этих слов - Назовите шипящие согласные звуки? Правильно, звуки – слышим, а буквы – пишем и видим. - Давайте запишем в бортовой журнал буквы, обозначающие шипящие звуки. Чистописание (ж ш ч щ) - КЛАСС - На какие две группы можно разделить слова? - Запишите слова в два столбика с Ь и без Ь. - Почему в словах 1 столбика Ь есть, а во втором столбике – Ь нет? - Подчеркните Ь в сущ. ж. р. - Ребята, а как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? - Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок. -Молодцы! Мы прошли 1 испытание и получаете награду. Нам удалось обойти рифы, поздравляю! КЛАСС - Скажите, когда в именах существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не нужно его писать? |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.
Организует практическую работу по нахождению слов с мягким знаком. Создаёт условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке
|
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока
Работают с информацией, на слух определяют слова с шипящими звуками, дают характеристику звукам, называют орфограммы.
|
Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать тему и цель урока. |
||||||||||||||
4.Изучение нового материала Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного. Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных |
- Проверим наше открытие в главном бортовом журнале-учебнике на с. 41, - Прочитайте правило. - Правильное открытие мы сделали? Чтобы не допускать ошибки при написании слов с данной орфограммой, предлагаю вам в помощь следующий алгоритм: Алгоритм написания мягкого знака (на доске) Сущ. (Ч, Щ, Ш, Ж) Род Ж.р. М.р. Есть Ь нет Ь
|
Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило. Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения |
Выполняют работу, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах
|
Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль. |
||||||||||||||
5.Первичное закрепление Цель: Закрепить знания, полученные на уроке |
Мы подплываем к небольшому острову и нам нужно выполнить задание 2 (самостоятельно) «Пиши правильно» в бортовых журналах. На палубу парусника вышли товарищ(?) и его доч(?). -Объясните, где нужно писать мягкий знак? Почему? -Подчеркните грамматическую основу предложения и подчеркните ее. - Теперь, поменяйтесь бортовыми журналами с соседом по парте. Проверьте правильность. - Есть на борту юнги, которые выполнили данное задание без ошибок? - Молодцы, юнги. Так держать! КЛАСС! - Внимание! Пришла телефонограмма! На нас надвигается шторм. И наш корабль заходит в бухту, где мы немного отдохнем. ФИЗМИНУТКА Я буду называть имена существительные с шипящими звуками на конце. Если я называю слова, в котором пишется мягкий знак на конце слова – вы приседаете. Если мягкий знак не пишется – хлопаете. Луч, сторож, речь, камыш, помощь, малыш, ночь, товарищ, глушь меч, карандаш, молодежь. - Шторм закончился, можно продолжать плавание. - Нам следует заняться работой по доказательству нашего открытия. А какое открытие мы сделали? ( - пришло время поработать с главным бортовым журналом. Задание 3. Откройте его на стр.41 Упр. 451. (I вариант выписать существительные женского рода, II вариант – существительные мужского рода) - Какие слова выписали? - Молодцы! Покажем дружно – КЛАСС - Продолжаем наше плавание. Опять на нашем пути встретилось препятствие. - Готовы его пройти? Задание 4 (разноуровневые задания). - У вас на карточках 3 задания. Вы можете выполнить любое из заданий. Уровень сложностей разный – одна звездочка легкое задание, две звездочки – сложное задание, три звездочки – задание высокого уровня сложности.
- Ребята, мы и это препятствие преодолели и заработали еще одну золотую монету. - Юнги, нам осталось совсем немного доплыть до дома, но посмотрите, нас догоняет какой - то корабль? - Кто это? Пираты? Видимо пираты узнали, что у нас с вами много сокровищ на корабле. А сокровища наши знания и монеты. Давайте не будем сдаваться, и выполним все их условия Задание 5 ИГРА с пиратами (работа в группах) Прежде чем сказать ответ, вам нужно посоветоваться в группе. - Молодцы, мы справились с заданиями пиратов, покажите КЛАСС - И благополучно приплыли к какому полуострову? А как называется село, в котором мы живем? |
Проверяет понимание способа действия
Организует отдых
Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся.
Организует коллективную проверку задания
|
Проговаривают алгоритм работы с заданными словами
Выполняют упражнения
Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания
Выполняют работу в группах, доказывают свой ответ
|
Регулятивные Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии.
Регулятивные: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Развивать операции мышления. Коммуникативные: Осуществлять самоконтроль.
Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль |
||||||||||||||
6.Итог урока, рефлексия Цель: оценить результаты учебной деятельности
|
- Какое открытие сделали сегодня на уроке? В заключение нашего плавания мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал дорогу к вашим открытиям, давайте воспользуемся волшебными морскими звездами, которые лежат в ваших конвертах. - Закрепите соответствующую звезду на корабль. Если было интересно и легко во время плавания- голубая звезда. Были трудности во время плавания- желтая звезда. Тему во время плавания не поняли- розовая звезда. - Мы отлично потрудились. Любая работа должна быть оценена. - Поднимите руки, кто выполнил задание на карточке с тремя звездочками – получает 5, - Поднимите руки, кто выполнил задание на карточке с двумя звездочками – получает 4, - Поднимите руки, кто выполнил задание на карточке с одной звездочкой – получает 3. - Молодцы, мы закончили наше путешествие. Мне с вами было интересно работать |
Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей |
Дети подводят итог своей деятельности на уроке, оценивают свою работу на уроке, пользуясь волшебными морскими звездами
|
Личностные: Способность к самооценке. Регулятивные: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности
|
||||||||||||||
7.Домашнее задание |
Разноуровневые задания: «3» - выполняй упр. 453 стр. 41 «4» - выполняй упр. 452 стр. 41 «5» - составь текст на тему «Пришла весна», используя существительные с шипящим на конце |
Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей |
Подводят итог под руководством учителя |
Личностные: Способность к самооценке. Регулятивные: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку |