12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Еремеева Инна Владимировна216
Россия, Самарская обл., Отрадный

Конспект

урока русского языка

«Слова с – ь – на конце»

для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Автор: учитель начальных классов Еремеева И.В.

Цель: Учить письму слов с – ь – на конце.

Задачи:

Знакомить с написанием буквы – ь -.

Формировать навыки правильного каллиграфического письма изученных букв и слогов.

Учить дифференцировать слова с – ь - на конце и без него.

Развивать зрительное и слуховое осознанное восприятие и внимание.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Образец написания букв «ы», «ь»; город букв, наборное полотно; предметные картинки с изображением коня, лося, карася, окуня, линя, сома, акулы, саназа; зеленая и синяя корзинки; магнитофон, мр3 музыка для физминутки; карточки с индивидуальными заданиями; анкета к уроку; ПК, экран, мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Ждут нас книжки и тетрадки.

Вы, готовы?

Все в порядке!

Проверка готовности к уроку.

- Ребята, сядет тот, кто придумает слова с –ь- на конце (Гусь, конь, мать, пень, соль, день, тень, моль, лось, огонь, дождь, медведь…)

- Какое идет время года?

- Какой день недели?

- Какое сегодня число?

- Какой урок?

- Какой по счету урок?

- С какой буквой познакомились на прошлом уроке русского языка?

2. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с буквой – Ь -.

Слайд 1

3. Повторение

1. Работа с городом букв.

Слайд 2

- Назовите гласные звуки.

- Почему они гласные?

- Какие только твердые звуки вы знаете?

- Какие только мягкие звуки вы знаете?

4. Пальчиковая гимнастика

Слайд 3

Дети выполняют движения в соответствии со словами стихов.

На поляне

На поляне дом стоит.

Но вот к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

На прогулку

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

По грибы

Пальчик, пальчик, где ты был?

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук –

Всё твоё богатство, друг!

5. Повторение

1. Самостоятельное письмо бордюров из элементов буквы Ь.

2. Письмо буквы ь.

Слайд 4

- Ребята, на какую букву похож -Ь- ?

- Давайте превратим букву -Ы- с -Ь-.

- Посмотрите на букву ь. Из скольких элементов состоит эта буква?

Объяснение написания буквы ь.

- Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

3. Письмо букв и сочетаний букв с -Ь-.

- Прочитайте буквы: л, м, б, в, с, д, н, т.

- Какие это букву? (Согласные, могут быть твердыми и мягкими)

- Нарисуйте в тетради синий круг. Запишите буквы в тетради.

- Как превратить их в мягкие? (Подставить мягкий знак)

- Прочитаем, что у нас получилось: ль, мь, бь, вь, сь, дь, нь, ть.

- Нарисуйте в тетради зеленый круг. Запишите буквы в тетради.

- Что можно сказать про -Ь-?

- Ребята, есть стихотворение про букву –Ь-, вот послушайте:

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится,

Почему у дома «угол»

Превратился сразу в «уголь»

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

7. Изучение темы урока.

1. Звуко-буквенный анализ слов.

- Отгадайте загадку:

Он стройный и красивый,

У него густая грива. (конь)

Слайд 5

- Сосчитаем, сколько звуков в слове конь? (3)

- Нарисуем 3 клетки.

- Первый звук согласный, твердый – синяя клетка.

- Второй звук гласный – красная клетка.

- Третий звук – согласный, мягкий - зеленая клетка.

- Запишем слово – конь – в тетрадь.

- Сосчитаем, сколько букв в слове конь? (4)

- Такого у нас еще не было, чтобы звуков было меньше, чем букв. Как вы думаете, почему так получилось? (Буква –Ь- звука не имеет).

- Отгадайте еще одну загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

Слайд 6

Разбор слова по аналогии.

- Ребята, конь и лось – это кто?

- Каких животных вы еще знаете?

- На какие две группы можно разделить всех животных?

Физминутка

Дети выполняют движения за учителем под музыку.

2. Дифференциация слов с -Ь- и без него.

Игра «Рыбалка»

Слайд 7

- Ребята, посмотрите, на доске у нас появился водоем. Там плавают рыбки. Прочитаем их название. (Акула, карась, сазан, окунь, линь, сом).

- Ребята, давайте оставим с водоеме только тех рыб, в названии которых на конце есть –Ь-, а остальных в корзинки.

- Запишите названия рыб с –Ь- на конце в тетрадь, подчеркните согласный рядом с –Ь- зеленым карандашом.

- Прочитаем хором названия рыб.

- А каких рыб вы еще знаете? (Карп, селедка, камбала и другие).

3. Игра «Превращение слов» (игра с мячом)

- Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, буквари, угли, рыси, окуни.

4. Индивидуальная работа.

Дети получают карточки с заданием: выписать слова с –Ь- на конце с один столбик, а слова без мягкого знака в другой.

- Нарисуйте два кружка синего и зеленого цвета (жар, жарь, мыл, мыль, угол, уголь, кон, конь, хор, хорь).

Проверка.

5. Работа с предложением.

Слайд 8

Запись предложения под диктовки.

- Ребята, как начинаю писать предложение? (С большой буквы).

- Что ставим в конце? (Точку).

- Посчитайте, сколько слов в данном предложении (Хорь напал на кур.)

Хорь напал на кур.

- Самостоятельно составьте схему к данному предложению.

Проверка (У доски схему составляет ребенок).

8. Рефлексия

- О чем мы беседовали на уроке?

- Вспомните, какие задания вы выполняли.

- Заполните анкету:

Урок был интересным.

Задания были легкие.

Я активно работал на уроке.

Нужно стараться больше.

Я устал.

Красный цвет – да, синий – нет.

- Ребята, вычеркните в строке все –Ь- и вы узнаете, как вы работали на уроке:

Ь Х Ь О Ь Ь Р Ь О Ь Ь Ь Ш Ь О!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.