Урок русского языка в 1 классе «Слова с мягким знаком на конце»
Конспект
урока русского языка
«Слова с – ь – на конце»
для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Автор: учитель начальных классов Еремеева И.В.
Цель: Учить письму слов с – ь – на конце.
Задачи:
Знакомить с написанием буквы – ь -.
Формировать навыки правильного каллиграфического письма изученных букв и слогов.
Учить дифференцировать слова с – ь - на конце и без него.
Развивать зрительное и слуховое осознанное восприятие и внимание.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Образец написания букв «ы», «ь»; город букв, наборное полотно; предметные картинки с изображением коня, лося, карася, окуня, линя, сома, акулы, саназа; зеленая и синяя корзинки; магнитофон, мр3 музыка для физминутки; карточки с индивидуальными заданиями; анкета к уроку; ПК, экран, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Ждут нас книжки и тетрадки.
Вы, готовы?
Все в порядке!
Проверка готовности к уроку.
- Ребята, сядет тот, кто придумает слова с –ь- на конце (Гусь, конь, мать, пень, соль, день, тень, моль, лось, огонь, дождь, медведь…)
- Какое идет время года?
- Какой день недели?
- Какое сегодня число?
- Какой урок?
- Какой по счету урок?
- С какой буквой познакомились на прошлом уроке русского языка?
2. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с буквой – Ь -.
Слайд 1
3. Повторение
1. Работа с городом букв.
Слайд 2
- Назовите гласные звуки.
- Почему они гласные?
- Какие только твердые звуки вы знаете?
- Какие только мягкие звуки вы знаете?
4. Пальчиковая гимнастика
Слайд 3
Дети выполняют движения в соответствии со словами стихов.
На поляне
На поляне дом стоит.
Но вот к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
На прогулку
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
В домик спрятались опять.
По грибы
Пальчик, пальчик, где ты был?
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
Можешь пальцы сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять –
Десять пальцев, пара рук –
Всё твоё богатство, друг!
5. Повторение
1. Самостоятельное письмо бордюров из элементов буквы Ь.
2. Письмо буквы ь.
Слайд 4
- Ребята, на какую букву похож -Ь- ?
- Давайте превратим букву -Ы- с -Ь-.
- Посмотрите на букву ь. Из скольких элементов состоит эта буква?
Объяснение написания буквы ь.
- Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.
3. Письмо букв и сочетаний букв с -Ь-.
- Прочитайте буквы: л, м, б, в, с, д, н, т.
- Какие это букву? (Согласные, могут быть твердыми и мягкими)
- Нарисуйте в тетради синий круг. Запишите буквы в тетради.
- Как превратить их в мягкие? (Подставить мягкий знак)
- Прочитаем, что у нас получилось: ль, мь, бь, вь, сь, дь, нь, ть.
- Нарисуйте в тетради зеленый круг. Запишите буквы в тетради.
- Что можно сказать про -Ь-?
- Ребята, есть стихотворение про букву –Ь-, вот послушайте:
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится,
Почему у дома «угол»
Превратился сразу в «уголь»
Без пожара, просто так?
Это буква мягкий знак.
7. Изучение темы урока.
1. Звуко-буквенный анализ слов.
- Отгадайте загадку:
Он стройный и красивый,
У него густая грива. (конь)
Слайд 5
- Сосчитаем, сколько звуков в слове конь? (3)
- Нарисуем 3 клетки.
- Первый звук согласный, твердый – синяя клетка.
- Второй звук гласный – красная клетка.
- Третий звук – согласный, мягкий - зеленая клетка.
- Запишем слово – конь – в тетрадь.
- Сосчитаем, сколько букв в слове конь? (4)
- Такого у нас еще не было, чтобы звуков было меньше, чем букв. Как вы думаете, почему так получилось? (Буква –Ь- звука не имеет).
- Отгадайте еще одну загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)
Слайд 6
Разбор слова по аналогии.
- Ребята, конь и лось – это кто?
- Каких животных вы еще знаете?
- На какие две группы можно разделить всех животных?
Физминутка
Дети выполняют движения за учителем под музыку.
2. Дифференциация слов с -Ь- и без него.
Игра «Рыбалка»
Слайд 7
- Ребята, посмотрите, на доске у нас появился водоем. Там плавают рыбки. Прочитаем их название. (Акула, карась, сазан, окунь, линь, сом).
- Ребята, давайте оставим с водоеме только тех рыб, в названии которых на конце есть –Ь-, а остальных в корзинки.
- Запишите названия рыб с –Ь- на конце в тетрадь, подчеркните согласный рядом с –Ь- зеленым карандашом.
- Прочитаем хором названия рыб.
- А каких рыб вы еще знаете? (Карп, селедка, камбала и другие).
3. Игра «Превращение слов» (игра с мячом)
- Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, буквари, угли, рыси, окуни.
4. Индивидуальная работа.
Дети получают карточки с заданием: выписать слова с –Ь- на конце с один столбик, а слова без мягкого знака в другой.
- Нарисуйте два кружка синего и зеленого цвета (жар, жарь, мыл, мыль, угол, уголь, кон, конь, хор, хорь).
Проверка.
5. Работа с предложением.
Слайд 8
Запись предложения под диктовки.
- Ребята, как начинаю писать предложение? (С большой буквы).
- Что ставим в конце? (Точку).
- Посчитайте, сколько слов в данном предложении (Хорь напал на кур.)
Хорь напал на кур.
- Самостоятельно составьте схему к данному предложению.
Проверка (У доски схему составляет ребенок).
8. Рефлексия
- О чем мы беседовали на уроке?
- Вспомните, какие задания вы выполняли.
- Заполните анкету:
Урок был интересным. |
Задания были легкие. |
Я активно работал на уроке. |
Нужно стараться больше. |
Я устал. |
Красный цвет – да, синий – нет.
- Ребята, вычеркните в строке все –Ь- и вы узнаете, как вы работали на уроке:
Ь Х Ь О Ь Ь Р Ь О Ь Ь Ь Ш Ь О!