Интегрированное занятие «Мои права» (4 класс)
Методическая разработка интегрированного занятия
«Мои права»
Цель занятия – формирование понимания обучающимися взаимосвязи правоспособности и правоответственности личности в современном мире через применение полученных знаний в практической внеучебной деятельности.
Задачи:
- выявить уровень правовых знаний учащихся в условиях личностного взаимодействия посредством деловой игры;
- проанализировать взаимовлияние права и ответственности личности в конкретной практической ситуации;
- создать атмосферу творческой и коммуникативной самореализации.
Интегрированное занятие проводится для учащихся 4-х классов в рамках учебной общеобразовательной программы «Окружающий мир» и дополнительной общеразвивающей программы «Все цвета, кроме черного».
Для проведения занятия используется технология деловой игры с включение игровых моментов. Данная форма занятия актуальна и эффективна для обучающихся, так как позволяет им находится в созидательной позиции и проявлять активность.
Занятие построено в соответствии со следующей логикой развития:
- разминка – создание положительного эмоционального настроя;
- мотивация – побуждение интереса к теме урока;
- основная часть – задания, раскрывающие суть урока;
- итоговая – подведение итогов урока с акцентированием на взаимовлияние права и ответственности.
Предполагаемый результат:
Предметные – умение классифицировать уровни воздействия законодательного акта.
Метапредметные - совершенствование знаний в области реализации прав в условиях города;
Личностные – развитие личностной ответственности за собственные слова, действия и поступки, умение работать в команде на достижение общей цели.
УМК к уроку:
Виды |
Для педагога |
Для детей |
Учебник |
Учебник «Окружающий мир» 4 класс |
Учебник «Окружающий мир» 4 класс |
Учебные пособия |
||
Учебно-информационные материалы |
Конвенция ООН о правах ребенка; |
|
Средства наглядности |
карточки с ролями для упражнения «Более равные, чем другие»; наглядные карточки для объяснения Теории или компьютерная презентация; конверты с карточками, на которых написаны права ребенка. условный макет города; магнитная доска с заголовком «РЕАЛИЗАЦИЯ НАШИХ ПРАВ» и магниты. |
План урока:
Упражнение «Мячики»
Инвентарь: 2-3 мячика.
Задание: участники встают в круг. Ваша первая задача: наметить путь мяча, таким образом, чтобы он побывал у каждого в руках (каждый имеет на это право) по одному разу (у всех равные права). Но есть ограничения рядом стоящему человеку мяч передавать и ронять мяч, а также подсказывать друг другу нельзя.
Ваша вторая задача: по намеченному пути дать возможность пройти нескольким мячам.
Обсуждение: что помогло справить с заданием?
Вывод: при ответственном отношении каждого общая цель будет достигнута, при равноправии.
Упражнение «Более равные, чем другие».
Инвентарь: карточки с ролями у каждого ученика.
Задание: представьте, что все вы – младенцы, которые только что родились (поэтому вы все находитесь на 1 линии). Сейчас вы пройдете «небольшой жизненный путь», исходя из ваших ролей, написанных на карточках:
Шаг вперед |
Шаг назад |
Остаться на месте |
Мальчик |
Девочка |
|
Имеет крепкое здоровье |
Имеет слабое здоровье |
Крепкое здоровье, но сейчас болеет Имеет слабое здоровье, но сейчас чувствует себя отлично |
Проявляет разносторонние способности |
Нет постоянных интересов |
|
Имеет много друзей |
Имеет 2-х друзей |
Замкнут и одинок |
Учится на «4» и «5» |
Учится на «2» и «3» |
Учится на «4» и «3» |
Занимается в спортивной секции или творчеством |
Не умеет распоряжаться свободным временем |
|
Ответственный |
Безответственный |
Безразличный |
Трудолюбивый |
Лентяй |
Тот, кто оказался ближе всех к ведущему, тот обладает наибольшим количеством прав и может сделать «здесь и сейчас» всё, что хочет.
Обсуждение: верен ли исход небольшого «жизненного пути»?
Вывод: у каждого человека равные права в независимости не от чего (Конвенция ООН по правам ребенка, Конституция РФ).
Право одного заканчивается тогда, когда появляется право другого.
Теория об иерархии правовых документов
Упражнение «Мои права».
Инвентарь: конверты с карточками, на которых написаны права ребенка.
Ваша задача: из всего набора карточек выбрать только те, которые относятся к правам ребенка.
Обсуждение. Почему такой выбор?
Вывод. Ребенок обладает такими же правами, как и взрослые, но для их реализации требуется помощь взрослых.
Упражнение «Точка, точка, запятая».
Инвентарь:
условный макет города;
клей;
ручка.
Ваша задача: на условном макете города закрепить за конкретным учреждением реализацию права (приклеив карточку с указанием права). Если право реализовывается с нескольких учреждениях, то можно дописать ручкой, а если используется во всех учреждениях, то приклеить на любое свободное место на макете. На каждом макете записываются имена участников группы.
Обсуждение. Каждая группа вывешивает макет на доске. Детям даётся время на знакомство с работами групп.
Поведение итогов занятия.
Заполнение мониторинговой карты ученика:
! – для меня было важно…
? – я нашел ответ на вопрос…
… - я задумался над…(я хочу разобраться)
- меня порадовало…
© - меня расстроило…
Перекрестный опрос с использование мяча:
Каждый имеет равные права.
Право одного заканчивается, когда начинается право другого.
Каждое право несет обязанность и ответственность.
Шестакова Айгуль Инсафовна
Марина