Занятие «Мои поступки – моя ответственность»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Юго-Восточный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне»
Учебный корпус «Арбатский»
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию в средней группе (возраст от 4 до 5 лет)
На тему:
«Мои поступки – моя ответственность»
Воспитатель
I квалификационной категории
Титкова Светлана Владимировна
Цель: нравственное развитие детей.
Задачи:
— совершенствовать самоконтроль и закрепить умения различать плохие и хорошие поступки;
— воспитывать культуру взаимодействия со сверстниками и взрослым в совместной деятельности
— обучать детей способам проявления заботы, доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.
Оборудование: интерактивная доска, фланелеграф, картинки с изображением хороших и плохих поступков, бутон и цветок из бумаги.
Участники: воспитатель, групповой папа и воспитанники группы (23 человека).
Ход НОД:
Сюрпризный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на презентацию, которая показана на интерактивной доске. На ней изображен грустный Незнайка.
Воспитатель. Ребята, мне Незнайка прислал письмо и рассказал в нем о том, что он очень хочет подружиться с ребятами из детского сада, которые умеют бережно обращаться с игрушками, быть дружными, приветливыми, внимательными друг к другу, но нигде не может найти таких детей. Я предложила Незнайке нашу помощь. Я думаю, что мы сможем с Вами рассказать о том, какие бывают поступки!
Воспитатель предлагает детям Игру «Хорошо - плохо».
Дети раскладывают на фланелеграфе картинки на две группы: слева — с изображением социально одобряемых поступков, справа — с изображением плохих поступков.
Воспитатель. Ребята, расскажите Незнайке о том, какие поступки считаются хорошими.
Дети. Хорошие поступки — помогать другим людям, называть их по имени, заботиться о них, говорить добрые слова, здороваться при встрече, прощаться при расставании, благодарить за помощь, бережно относиться к игрушкам, мебели.
Воспитатель. Почему нужно стремиться к тому, чтобы совершать хорошие поступки?
Дети. Они нравятся другим людям, радуют их.
Воспитатель. Ребята, а какие плохие поступки вы можете назвать?
Дети. Плохие поступки — обзывать, пугать, грубо разговаривать, жадничать, капризничать, быть неряшливым, неопрятным, неаккуратным.
Воспитатель. Почему нельзя совершать плохие поступки?
Дети. Они не нравятся другим, огорчают их.
Физкультминутка с Незнайкой – музыкальная, подготовленная с помощью интерактивной доски. (Проводит групповой папа)
Игровое упражнение «Зеркало».
Воспитатель. Я покажу вам три выражения лица.
А вы отгадайте, какое выражение лица я показываю? Какое выражение лица я пыталась вам показать?
Дети. Спокойное.
Воспитатель. Правильно, спокойное лицо. Давайте все покажем спокойное лицо.
Воспитатель. А теперь?
Дети. Печальное.
Воспитатель. Верно, печальное. А теперь все покажите печальное лицо
Воспитатель. Показываю третье лицо. Какое? Третье лицо – счастливое. Для этого нам нужно улыбнуться. Давайте попробуем еще раз: печальное, спокойное, счастливое. Какое лицо вам больше всего понравилось.
Дети. Счастливое.
Незнайка, который на интерактивной доске с грустным лицом меняет эмоцию на спокойную. Воспитатель на это обращает внимание детей.
Речевая игра «Самые хорошие поступки»
Дети встают в круг. Воспитатель предлагает каждому ребенку подумать о том, какой самый лучший поступок он совершил сегодня в группе и рассказать об этом. Дети поочередно рассказывают.
Воспитатель. Дети в группе живут дружно. Если обижать друг друга, у всех будет плохое настроение. Без человеческого тепла, улыбок приходят «великие холода», сердца у людей черствеют. Чтобы этого не произошло, нужно быть очень внимательными друг к другу: приветливыми, обращаться друг к другу по имени, играть дружно, не огорчать друг друга.
Игра «Цветок доброты»
Воспитатель говорит сидящему рядом ребенку доброе слово и дает ему в руки «бутон нераспустившегося цветка», сделанный своими руками, тот передает его следующему, произнося другое хорошее слово. Воспитатель положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на умение говорить доброе слово с улыбкой и, глядя в глаза, благодарить за него. В конце игры он показывает детям «цветок доброты», распустившийся из бутона.
Воспитатель предлагает детям подарить этот распустившийся от добрых слов детей «цветок доброты» Незнайке и предлагает ему остаться в группе.
Нейзнайка на интерактивной доске меняет лицо на счастливое.
Воспитатель. Ребята, вы заметили, как изменился Незнайка?
Дети. Незнайка обрадовался подарку, у него стало счастливое лицо.
Воспитатель. Незнайка принимает предложение детей остаться в группе, ему очень понравилось у нас, так как дети умеют поддерживать в ней чистоту и порядок, хорошее настроение и теплые отношения.
Воспитатель. Ребята, что сегодня нового вы узнали на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель. Вы хорошо сегодня справились с поставленной задачей! Рассказали Незнайке о хороших и плохих поступках. Теперь и Незнайка расскажет своим друзьям, что хорошие поступки радуют окружающих людей, а плохие не нравятся людям и огорчают их.
А сейчас я вам предлагаю оценить каждый сам себя. На столе стоят три шкатулки и три подноса с кружками (зелеными, синими и красными цветами). Зеленый цвет означает, что ты справился полностью с поставленной задачей, синий - что-то не получилось, а красный – полностью не справился.
Список литературы
Международный образовательный портал МААМ.RU, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/.
Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.» Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2003. — 48 с.
Холл, С. Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике / С. Холл. - М.: Либроком, 2013. - 450 c.