>

Интегрированное занятие по литературе, посвященное Всероссийскому дню чтения

5
0
Материал опубликован 20 March

ИграPPTX / 4.2 Мб

/data/files/g1742426350.pptx (Игра)

https://disk.yandex.ru/i/t-epoKWCyMuSoA
Рабочий листDOC / 37.5 Кб

/data/files/b1742426370.doc (Рабочий лист)Интегрированное занятие по литературе, посвященное

Всероссийскому дню чтения


Цель: развить мотивацию к чтению через игровую деятельность

Задачи:

развитие фантазии, внимательности, коммуникабельности и находчивости у студентов.

формирование у студентов потребности в чтении.

воспитание любви к книге и привитие интереса к чтению, обогащение внутреннего мира и расширение кругозора

Предварительное задание: выучить биографию А.П. Чехова, прочитать рассказы «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника».


Ход занятия


Группа делится на 2 команды. Выбирается капитан. Название команды.

Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим является книга. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее... Книга остается главным источником, из которого мы черпаем знания.


1 слайд

Сегодня наш герой - знаменитый писатель А.П. Чехов и его произведения. Любой писатель связан напрямую с книгами и чтением вообще, но Антон Павлович известен тем, что открыл в своем родном городе общественную библиотеку и постоянно пополнял ее фонд, тратя на книги большие деньги.

А вы давно читали какую-нибудь книгу? Хорошо помните героев произведения?

Дома вы должны были перечитать 2 рассказа писателя. С ними мы сегодня, играя, и поработаем.


2 слайд

1 задание. Чья команда лучше произнесет скороговорку (максимум 3 балла).


Неслыханное нахальство -

Чихнуть на лысину начальства!

Чахну от отчаянья.

Чай, поймет, что нечаянно...


Кто догадался, о каком произведении Чехова этот стишок?

Правильно, рассказ называется «Смерть чиновника».


3 слайд

2 задание. Соедините слова из чеховского времени и его определение. (1 балл за каждый правильный ответ) Каждая команда получает набор разрезных карточек, которые нужно наклеивать на лист А4.

Блаженство – счастье, благополучие, благоденствие.

Ведомство – отрасль, часть государственного управления.

Апартаменты (фр.) – палаты, покои.

Персона (фр.) – человек, лицо, особа.

Млеть – цепенеть, обмирать, лишаться памяти, сознательности.

Экзекутор (лат.) – чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности.

Полицеймейстер (нем.) – начальник полиции города.


4 слайд (проверка)

3 задание. Ответьте на экспресс-вопросы. (1 балл за каждый правильный ответ)

Назовите фамилию главного героя. (Червяков)

Какой предмет использовал герой, чтобы рассмотреть сцену? (бинокль)

Как автор сначала ласково назвал генерала Бризжалова? (старичок)



аа



чч



4. Кому рассказал герой про неприятную историю в театре, придя домой? (жене)

5. В чем выражается чинопочитание героя перед генералом в следующих строках?

«...Не нарочно, сами изволите знать-с!», «...Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса». (буква С)

6. Чем закончился рассказ? (Червяков умер)


4 задание. Мы видим, что рассказ «Смерть чиновника» небольшой по объему, но мы можем еще его уменьшить. Предлагаю придумать ему альтернативную (другую) концовку. Вы можете прервать рассказ на любом месте и дописать 3-5 предложений так, чтобы получилось логичное завершение.







Физкультминутка

Все встают

Я сейчас зачитаю небольшой эпизод из рассказа, а вы покажете, что делают герои:

То́нкий вдру́г побледне́л, окамене́л, но ско́ро лицо́ его́ искриви́лось во все́ сто́роны широча́йшей улы́бкой; каза́лось, что от лица́ и гла́з его́ посы́пались и́скры. Са́м он съёжился, сго́рбился, су́зился…

Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо

Нафанаи́л вы́тянулся во фру́нт и застегну́л все́ пу́говки своего́ мунди́ра…

Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!!


5 слайд

Переходим к рассказу «Толстый и тонкий»

5 задание. Кто первый правильно ответит на вопрос, подняв руку.

Просмотр отрывка из произведения (мультфильм). (1 балл за правильный ответ)


Ответьте на вопрос, за что Тонкого в гимназии звали Эфиальтом? (за то, что любил ябедничать)


6 слайд

6 задание. Конкурс капитанов. Отвечают на вопросы поочереди, если отвечают сами – 2 балла за ответ, если помогает команда - 1 балл.

Где встретились два друга детства? (На вокзале)

Назовите жанр произведения Чехова «Толстый и тонкий». (Рассказ)

Как зовут Тонкого? (Порфирий)

Как зовут Толстого? (Михаил)

7 слайд

Назовите чин Тонкого. (коллежский асессор)

До какого чина дослужился Толстый? (тайный советник)

Чем подрабатывает Тонкий? (делает портсигары из дерева)

8 слайд

Почему Толстый быстро распрощался с Тонким? (из-за его чинопочитания)

Кто из персонажей рассказа только что отобедал? (Порфирий)

В каком образовательном учреждении когда-то учились приятели? (В гимназии)

9 слайд

По какой цене продавал «тонкий» портсигары собственного изготовления?

(Один рубль)

Сколько наградных звезд имел «толстый»? (Две)

Как обращался «тонкий» к «толстому», узнав, какое высокое положение тот занимает? (ваше превосходительство)

10 слайд

Как попрощались приятели? (пожали друг другу руку)


11 слайд

7 задание. Весь рассказ Чехова построен на приеме антитеза, т.е. противопоставление. Начиная с названия рассказа, ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ.

У каждой команды есть 5 минут, чтобы найти по тексту такие слова-противопоставления. А таблица вам в этом поможет, подскажет, в каком направлении нужно искать

Линии сравнения

«Толстый» в начале рассказа

«Толстый» во второй части рассказа

Глаголы внутреннего состояния героев

воскликнул,

глаза, полные слез,

ошеломлен,

восторженно глядя

стошнило


Мимика, жесты, поза.

облобызались,

поморщился

отвернулся

подал руку

Знаки препинания в конце предложений.

Восклицания,

Вопросы

Восклицания

Вопросы

Обращение героев друг к другу.

Порфирий,

Голубчик мой,

Друг

Милый мой

мы с тобой друзья детства


Линии сравнения

«Тонкий» в начале рассказа

«Тонкий» во второй части рассказа

Глаголы внутреннего состояния героев

изумился,

воскликнул,

глаза, полные слез,

ошеломлен

побледнел,

окаменел,

захихикал

приятно ошеломлен

Мимика, жесты, поза.

облобызались

искривилось лицо широчайшей улыбкой,

от лица и из глаз посыпались искры,

съежился,

сгорбился,

сузился

благоговение

сладость

почтительная кислота

Знаки препинания в конце предложений.

Восклицания, многоточия

Многоточия, восклицания

Обращение героев друг к другу.

Милый мой,

Миша,

друг детства

Ваше превосходительство,

вельможи,

что вы-с


Вы хорошо сегодня поработали, подведем итоги.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.