Интегрированное занятие по литературе, посвященное Всероссийскому дню чтения
ИграPPTX / 4.2 Мб
/data/files/g1742426350.pptx (Игра)
/data/files/b1742426370.doc (Рабочий лист)Интегрированное занятие по литературе, посвященное
Всероссийскому дню чтения
Цель: развить мотивацию к чтению через игровую деятельность
Задачи:
развитие фантазии, внимательности, коммуникабельности и находчивости у студентов.
формирование у студентов потребности в чтении.
воспитание любви к книге и привитие интереса к чтению, обогащение внутреннего мира и расширение кругозора
Предварительное задание: выучить биографию А.П. Чехова, прочитать рассказы «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника».
Ход занятия
Группа делится на 2 команды. Выбирается капитан. Название команды.
Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим является книга. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее... Книга остается главным источником, из которого мы черпаем знания.
1 слайд
Сегодня наш герой - знаменитый писатель А.П. Чехов и его произведения. Любой писатель связан напрямую с книгами и чтением вообще, но Антон Павлович известен тем, что открыл в своем родном городе общественную библиотеку и постоянно пополнял ее фонд, тратя на книги большие деньги.
А вы давно читали какую-нибудь книгу? Хорошо помните героев произведения?
Дома вы должны были перечитать 2 рассказа писателя. С ними мы сегодня, играя, и поработаем.
2 слайд
1 задание. Чья команда лучше произнесет скороговорку (максимум 3 балла).
Неслыханное нахальство -
Чихнуть на лысину начальства!
Чахну от отчаянья.
Чай, поймет, что нечаянно...
Кто догадался, о каком произведении Чехова этот стишок?
Правильно, рассказ называется «Смерть чиновника».
3 слайд
2 задание. Соедините слова из чеховского времени и его определение. (1 балл за каждый правильный ответ) Каждая команда получает набор разрезных карточек, которые нужно наклеивать на лист А4.
Блаженство – счастье, благополучие, благоденствие.
Ведомство – отрасль, часть государственного управления.
Апартаменты (фр.) – палаты, покои.
Персона (фр.) – человек, лицо, особа.
Млеть – цепенеть, обмирать, лишаться памяти, сознательности.
Экзекутор (лат.) – чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности.
Полицеймейстер (нем.) – начальник полиции города.
4 слайд (проверка)
3 задание. Ответьте на экспресс-вопросы. (1 балл за каждый правильный ответ)
Назовите фамилию главного героя. (Червяков)
Какой предмет использовал герой, чтобы рассмотреть сцену? (бинокль)
Как автор сначала ласково назвал генерала Бризжалова? (старичок)
| | аа | | | чч | | |
4. Кому рассказал герой про неприятную историю в театре, придя домой? (жене)
5. В чем выражается чинопочитание героя перед генералом в следующих строках?
«...Не нарочно, сами изволите знать-с!», «...Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса». (буква С)
6. Чем закончился рассказ? (Червяков умер)
4 задание. Мы видим, что рассказ «Смерть чиновника» небольшой по объему, но мы можем еще его уменьшить. Предлагаю придумать ему альтернативную (другую) концовку. Вы можете прервать рассказ на любом месте и дописать 3-5 предложений так, чтобы получилось логичное завершение.
Физкультминутка
Все встают
Я сейчас зачитаю небольшой эпизод из рассказа, а вы покажете, что делают герои:
То́нкий вдру́г побледне́л, окамене́л, но ско́ро лицо́ его́ искриви́лось во все́ сто́роны широча́йшей улы́бкой; каза́лось, что от лица́ и гла́з его́ посы́пались и́скры. Са́м он съёжился, сго́рбился, су́зился…
Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо
Нафанаи́л вы́тянулся во фру́нт и застегну́л все́ пу́говки своего́ мунди́ра…
Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!!
5 слайд
Переходим к рассказу «Толстый и тонкий»
5 задание. Кто первый правильно ответит на вопрос, подняв руку.
Просмотр отрывка из произведения (мультфильм). (1 балл за правильный ответ)
Ответьте на вопрос, за что Тонкого в гимназии звали Эфиальтом? (за то, что любил ябедничать)
6 слайд
6 задание. Конкурс капитанов. Отвечают на вопросы поочереди, если отвечают сами – 2 балла за ответ, если помогает команда - 1 балл.
Где встретились два друга детства? (На вокзале)
Назовите жанр произведения Чехова «Толстый и тонкий». (Рассказ)
Как зовут Тонкого? (Порфирий)
Как зовут Толстого? (Михаил)
7 слайд
Назовите чин Тонкого. (коллежский асессор)
До какого чина дослужился Толстый? (тайный советник)
Чем подрабатывает Тонкий? (делает портсигары из дерева)
8 слайд
Почему Толстый быстро распрощался с Тонким? (из-за его чинопочитания)
Кто из персонажей рассказа только что отобедал? (Порфирий)
В каком образовательном учреждении когда-то учились приятели? (В гимназии)
9 слайд
По какой цене продавал «тонкий» портсигары собственного изготовления?
(Один рубль)
Сколько наградных звезд имел «толстый»? (Две)
Как обращался «тонкий» к «толстому», узнав, какое высокое положение тот занимает? (ваше превосходительство)
10 слайд
Как попрощались приятели? (пожали друг другу руку)
11 слайд
7 задание. Весь рассказ Чехова построен на приеме антитеза, т.е. противопоставление. Начиная с названия рассказа, ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ.
У каждой команды есть 5 минут, чтобы найти по тексту такие слова-противопоставления. А таблица вам в этом поможет, подскажет, в каком направлении нужно искать
Линии сравнения | «Толстый» в начале рассказа | «Толстый» во второй части рассказа |
Глаголы внутреннего состояния героев | воскликнул, глаза, полные слез, ошеломлен, восторженно глядя | стошнило |
Мимика, жесты, поза. | облобызались, | поморщился отвернулся подал руку |
Знаки препинания в конце предложений. | Восклицания, Вопросы | Восклицания Вопросы |
Обращение героев друг к другу. | Порфирий, Голубчик мой, Друг Милый мой | мы с тобой друзья детства |
Линии сравнения | «Тонкий» в начале рассказа | «Тонкий» во второй части рассказа |
Глаголы внутреннего состояния героев | изумился, воскликнул, глаза, полные слез, ошеломлен | побледнел, окаменел, захихикал приятно ошеломлен |
Мимика, жесты, поза. | облобызались | искривилось лицо широчайшей улыбкой, от лица и из глаз посыпались искры, съежился, сгорбился, сузился благоговение сладость почтительная кислота |
Знаки препинания в конце предложений. | Восклицания, многоточия | Многоточия, восклицания |
Обращение героев друг к другу. | Милый мой, Миша, друг детства | Ваше превосходительство, вельможи, что вы-с |
Вы хорошо сегодня поработали, подведем итоги.