Интеллектуальная игра: Что? Где? Когда?
Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области
«Созвездие Орла»
И нтеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?»
Автор-разработчик: воспитатель
высшей категории Ровенская Л.Г.
2020г.
Пояснительная записка
Игра является ведущим видом воспитательной деятельности, благодаря, которой происходит развитие эмоциональной сферы обучающихся, социально-коммуникативных навыков, тем более если игра познавательная, то она даёт возможность детям развиваться и расти интеллектуально. Данное мероприятие приурочено к 75 Великой Отечественной Войны, потому что невозможно построить наше будущее без любви к нашей Родине, без знания истории своего государства, её героического прошлого. Это чувство патриотизма, которое закладывается с детства и растет вместе с человеком.
Память об исторических событиях неподвластна времени, она бережно хранится и передаётся из поколения в поколение, это та нить, которая связывает нас с прошлым, о котором мы должны помнить всегда, благодаря героям тех военных лет мы живём под мирным небом.
Цель: Способствовать развитию таких, качеств личности, как патриотизм, чувство долга, гражданственность.
Задачи:
Формировать у подрастающего поколения чувства уважения и любви к родному краю, уважительного отношения к людям старшего поколения;
Развивать интерес к военной истории нашей Родины;
Развивать интеллектуальные способности обучающихся;
Развивать коммуникативные умения работать в группе.
Возрастная группа: 8-11 классы.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Оборудование: Волчок, игровой стол, вопросы в конвертах, сопровождающая музыка, «чёрный ящик», ноутбук, презентация.
Правила игры: Участники игры заранее формируют команду знатоков из 8 человек, выбирают капитана, именно он должен решать, кем и какая версия ответа будет озвучена. Игровой стол разбит на 13 секторов, номера вопросов разложены по указательной стрелке в очередном порядке. На столе разложены вопросы в конвертах, также вопрос «чёрного ящика» и вопросы супер – блица, на которые должен будет отвечать один игрок из команды знатоков (3 вопроса на которые он должен ответить за одну минуту). Волчок указывает стрелкой номер вопроса, если стрелка остановилась на границе сектора, то дается вопрос по направлению стрелки. Вопрос выходит из игры после его розыгрыша. Команда знатоков имеет право просить повторить вопрос, дополнительную минуту и музыкальную паузу.
Из числа педагогов - воспитателей формируется жюри. Жюри оценивает ответы в баллах и в конце игры должны назвать имя лучшего игрока из команды знатоков.
Ход игры:
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости и участники интеллектуальной игры: «Что? Где? Когда?». Сегодня против сборной команды педагогов –воспитателей, выступает команда Знатоков. Поприветствуем их аплодисментами: ________________
(ведущий перечисляет имена участников игры).
Ведущий: Ну, что же уважаемые знатоки, сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Заводиться волчок, который, остановившись, укажет на один из лежащих конвертов. Ведущий озвучивает вопрос, на который вам даётся ровно одна минута, в течение которой вы должны обсудить и выбрать вариант ответа. Капитан команды определяет, кто из команды игроков будет на него отвечать. В случае правильного ответа команде знатоков присуждается 2 балла, в случае неверного ответа 2 балла присуждается команде педагогов. Игра состоит из 13 раундов. Только один раз в ходе нашей игры знатоки могут взять дополнительную минуту, музыкальную паузу. Если у капитана команды имеется досрочный ответ, в том случае, если он правильный, сохраняется дополнительная минута.
Итак, мы начинаем!
1 раунд.
Вопрос: Войска 2-й танковой группы Гудериана 3-4 октября 1941 года подошли к Орлу. Кто из первых оказал им сопротивление?
Ответ: Первыми оказали сопротивление зенитчики, батальон конвойного полка НКВД, чекисты и ополченцы. Затем в город десантировались части 201-й воздушно-десантной бригады и сразу же вступили в бой.
2 раунд.
Вопрос: 3-5 октября 1941 года началась оккупация города Орла. На момент оккупации в городе остался не успевший эвакуироваться военный госпиталь № 399. Раненые были выброшены гитлеровцами из помещения госпиталя. Благодаря местным жителям всех раненых удалось переправить в областную больницу. На общем собрании медицинских работников госпиталя и областной больницы 5 октября произошло объединение двух коллективов. Вновь созданное лечебное учреждение получило название «русская больница». Кто возглавил данное учреждение?
Ответ: Вениамин Александрович Смирнов возглавил «русскую больницу».
3 раунд.
Ведущий: Маршал Жуков перед взятием Берлина со своим штабом разработал план ночного штурма с применением «нового оружия». После необходимой подготовки в ночь на 17 апреля 1945 года войска стали штурмовать вторую половину обороны. Немцы не могли понять, что за «новое оружие» у русских.
Внимание вопрос: Чем воспользовались советские войска, чтобы шокировать фашистов и сломить их сопротивление?
Ответ: Наши войска воспользовались прожекторными установками, которые освещали путь советским войскам и слепили противника.
4 раунд.
Вопрос 2: За форсирование этой реки, за проявленный героизм, мужество и отвагу в сентябре 1943 года 2438 солдат, сержантов и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза. Что это за река?
Ответ: Днепр.
5 раунд.
Ведущий: Всем вам известно о жестокости гитлеровских войск, таким примером стала белорусская деревня Хатынь, сожжённая фашистами в 1943 году - это символ бессмысленного убийства мирных людей.
Такие примеры есть и в Орловской области - Орловская Хатынь. У деревни Колпаки короткая и трагичная судьба. Эта деревня стала первым селением в нашей области, которое исчезла, с лица земли. И стала как бы предвестником неисчислимых будущих потерь, орловских деревень, некоторое время спустя…. Теперь это мемориал «Убитая деревня», расположенная недалеко от Орла, в «Урицком районе». Его воздвигли в 1990 году. Тогда еще были живы свидетели той страшной трагедии, произошедшей здесь 3 февраля 1942 года. Из воспоминаний жителей деревни: «Фашисты подъехали к селу на четырех подводах, отобрав всё имущество, без предупреждения стали расстреливать жителей деревни из автоматов, после чего деревня была сожжена дотла. Уходя, в каждый погреб и подвал фашисты бросали гранаты».
Внимание, вопрос: За, что фашисты, таким образом, наказывали мирных жителей?
Ответ: За помощь партизанским отрядам.
6 раунд.
Вопрос 2: Немецко-фашистскими захватчиками, за время оккупации города Орла было убито 4243 мирных жителя. Оккупанты не щадили ни детей, ни стариков. На каторжные работы немецкими захватчиками было угнано 56490 человек. За годы войны в Орловской области потери составили более 620 тысяч жителей!
Когда был освобождён город орёл от немецко-фашистских захватчиков?
Ответ: 5 августа 1943 г. в результате Орловской наступательной операции "Кутузов" в период Курской битвы Орел был освобожден.
7 раунд.
«Чёрный ящик»
Ведущий: То, что находится в ящике, известно всему миру. В Египте на берегу Синайского полуострова, этому предмету установлен памятник.
Внимание- вопрос: Какое оружие стрелковой пехоты, стоящее сейчас на вооружении 106 стран мира, родилось в 1943 году в госпитальной палате?
Ответ: Разработка начата в 1943 году, сержантом Калашниковым в госпитальной палате, за это ему была присуждена Сталинская премия, принят автомат Калашникова на вооружение Советской армии в 1949 году.
8 раунд.
«Супер-блиц»
Вопрос 1: Этот предмет спас жизни многих солдат в годы войны. В переводе с испанского это означает «череп». Что это?
Ответ: Каска.
Вопрос 2: Под городом Оршей 4 июля 1941 года по наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных миномётов. Как называли установку реактивной артиллерии?
Ответ: Катюша.
Вопрос 3: Писатель Всеволод Азаров в цикле «Сердце Ленинграда» сравнивал этот предмет с пульсом, приводя, в том числе тот факт, что пульс учащается при опасности. Назовите этот предмет.
Ответ: Метроном.
Музыкальная пауза.
9 раунд.
Внимание вопрос: 308-я стрелковая дивизия принимала активное участие в Орловской наступательной операции «Кутузов», во время Курской битвы.
3 августа 1943 года, во время миномётного обстрела наблюдательного пункта в ходе боя у села Нижняя Калиновка, погиб знаменитый советский военачальник, он закрыл собой командующего 3-й армией генерал-лейтенанта А. В. Горбатова и получил смертельные ранения осколками мины. Назовите имя генерал-майора погибшего в бою за освобождение города Орла?
Ответ: Леонтий Николаевич Гуртьев.
Ведущий: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 года генерал-майору Гуртьеву Леонтию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
10 раунд.
Вопрос: На захват этого города в 1941-1942 году фашистские войска потратили 250 дней, а советские войска освободили его в 1944 году за 5 дней. Что это за город?
Ответ: Севастополь
11 раунд.
Вопрос: Военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки награждались орденом отечественной войны второй степени. А летчики получали орден автоматически – стоило только дважды сделать именно это.
Что должны были сделать лётчики?
Ответ: Лётчики должны были сбить в воздушном бою два самолёта
12 раунд.
Внимание вопрос: В 1942-1943 годах на этом невысоком холме, главной высоте России, развернулась битва, которая внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в войне, разгром фашизма. Как называется этот холм?
Ответ: Мамаев курган, это возвышенность находиться в городе Волгограде, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточенные бои, продолжительностью 200 дней.
13 раунд.
Вопрос: «…6 декабря 1941 года войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его фланговых группировок. В обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление, с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населённых пунктов».
Скажите, где происходили эти события? Какой план немецкого командования был сорван?
Ответ: Битва за Москву, операция «Тайфун».
Ведущий: Вот и подошла к завершению наша интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. И сейчас жюри подведёт итоги и определит лучшего игрока из команды знатоков. Подведение итогов игры, награждение.
Интернет – источники.
1. https://multiurok.ru/files/intellektualnaia-igra-po-stranitsam-istorii-posvia.html
2. http://супертинейджеры.рф/load/45-1-0-3393
3.http://mcbs.orl.muzkult.ru/media/2018/08/21/1229245692/2018_Pervyj_salyut.pd
Кузнецова Оксана Владимировна