Интеллектуальная игра «Химическая елка»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании ЦМК зам. директора по УР
общеобразовательных дисциплин _____________Золотовская О.И.
естественнонаучного профиля «______»_________ 2022 г.
Протокол №____от__________
Председатель ЦМК
_______________
Методическая разработка
Интеллектуальная игра
"Химическая елка"
(внеаудиторное мероприятие)
Разработал: преподаватель высшей категории
Кондакова Галина Михайловна
г. Шахты
Интеллектуальная игра «Химическая елка».
Цели мероприятия:
Методическая цель: создание условий для развития коммуникативных и информационных компетенций.
Дата проведения: 25 декабря 2022 года Время проведения: 13 35 Аудитория: №1, корпус 2 Обучающиеся группы 1.14 и 1.12
Цели по содержанию: Образовательный аспект: закрепление теоретических и практических знаний и умений, полученных на уроках химии; выявление интеллектуальных возможностей студентов в области химических знаний. Развивающий аспект: развитие интеллектуально-творческих способностей, активизация познавательной деятельности, дать возможность студентам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру. Воспитывающий аспект: формирование определенных нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коммуникативности .
Материальное обеспечение мероприятия: презентации,средства мультимедиа; музыкальное сопровождение(новогодние песни) таблицы: “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”, “Растворимость кислот, солей, оснований”, “Электрохимический ряд активности металлов”; наборы реактивов, лабораторной посуды, приспособлений; таблица
Форма проведения: игра.
Этапы игры:
Этап подготовки
Этап введения в игру
Этап проведения
Этап анализа
Заключительный этап
План мероприятия
1.Приветствие. Знакомство с командами.
2.Стихотворения о химии.
3.1 тур: викторина «Что это?»
4. Игра со зрителями «А верите ли вы … »
5. 2 тур: игра «Эрудиты»
6.Конкурс капитанов.
7. Экспериментальная пауза.
8. Подведение итогов игры.
Участники:
1.Ведущие – преподаватель химии Кондакова Г.М. и студентка гр.1.12 Черных Наталья
2.Жюри – преподаватель Решетов В.П. и студенты: Щеткина Дарья гр.1.12 и Рубан Лиана гр. 1.14 (производят подсчет баллов каждой команды).
3.Участники – 2 команды по 6 человек
команда гр. 1.12: Беляева Карина, Борщева Екатерина, Жолнерчик Татьяна, Платонова Дарья, Иванова Кристина, Воронкова Елена
команда гр.1.14: Болдина Алена, Зайцева Екатерина, Кужелева Диана, Хамова Лариса, Табурчану Полина, Быкадорова Анжелика
1. Приветствие. Знакомство с командами.
Здравствуйте дорогие ребята, гости и участники нашей игры! Приветствуем вас на пороге Нового года. Скоро мы будем вместе встречать Новый 2018 год. (Звучит песня). Мы пригласили вас на нашу новогоднюю химическую елку и надеемся, что этот вечер станет для вас памятным и понравится вам. Главные действующие лица нашего мероприятия: 2 команды игроков, это студенты гр. 1.8 и гр.1.13. Победителем сегодня будет та команда, которая сможет набрать большее количество баллов. Мы надеемся, что вы сможете сегодня показать хорошие знания, эрудицию, проявить смекалку и заработать как можно больше баллов.
2.Домашнее задание Стихотворения о химии.
А сейчас прослушайте стихотворения о химии, которые подготовили студенты гр.1.8 и 1.13 (Приложение 2)
3.Разминка «А верите ли вы … » (Презентация)
4. Викторина «ЧТО ЭТО?»
Начинаем первый тур нашей игры, это викторина о веществах, которые вам хорошо знакомы.
Команды по очереди выбирают право выбора вопроса, обсуждение в течение 20 секунд, затем команда дает ответ на вопрос, если ответ неверный, то вторая команда может ответить на тот же самый вопрос и заработать баллы. ( Один балл за название вещества, второй за формулу).
Если команды затрудняются ответить, им могут помочь болельщики.
1.Это вещество белого цвета, которое раньше ценилось на вес золота.
Трудно представить, что в прошлом во многих странах оно служило источником пополнения казны, важным предметом торговли. Из-за него велись кровопролитные войны между соседними народами (Поваренная соль NaCl)
2. Это вещество обладает бактерицидными и кровеостанавливающими свойствами, является аптечным средством. Из него в лабораторных условиях получают кислород (Перекись водорода Н2О2)
3. Это вещество белого цвета является солью угольной кислоты, используется как разрыхлитель теста при выпечке. Реагирует с кислотами с выделением газа. (гидрокарбонат натрия NaHCO3)
4. Это природный минерал, широко распространенный в земной коре, в составе которого соединение железа. Цвет варьирует от стального черного до красно-бурого. Название у него от греческого слова «кровь» (Гематит Fe2O3)
5. Это вещество кристаллическое, цвет кристаллов фиолетовый. Оно есть в каждой домашней аптечке. Неконцентрированный раствор этого вещества применяется для промывания желудка при отравлении. ( Марганцовка – перманганат калия KMnO4)
6. Это газообразное вещество, имеет характерный запах, применяется для получения нашатырного спирта (Аммиак NH3)
7. Это тяжелый металл, оксид которого входит в состав хрустального стекла. Из него производят пули. А экраны из него защищают от рентгеновского и радиоактивного излучения (Свинец- Pb)
8. Это вещество, которое входит в состав яичной скорлупы, крабового и улиточных панцирей. Это мягкий белый камень, легко поддающийся обработке, используется в строительстве (Известняк, основа которого карбонат кальция - СаСО3)
9. Это легкий металл серебристо-белого цвета, мягкий и легкоплавкий. Его легкость позволяет его использовать для проводов и кабелей, для посуды, а самое главное - в самолетостроении и космической технике (Алюминий - Al)
10. Вещество, которое залегает в природе в виде самородков желтого цвета. Оно горит синеватым пламенем. Его используют при получении одной из самых сильных кислот.( Сера- S)
11. Тяжелый удушающий ядовитый газ желто-зеленого цвета. Его использовали в первой мировой войне в качестве химического отравляющего оружия (Хлор- Cl2)
12. Вещество- неметалл представляет собой темно-фиолетовые кристаллы, которые при нагревании переходят в фиолетовые пары. Спиртовой раствор этого вещества – бактерицидная настойка – распространенное аптечное средство (Иод- I2)
5. 2 тур: игра «Эрудиты»
Начинаем второй тур: игра «Эрудиты»
Вы видите игровое поле (слайд 2): Команда выбирает область из предложенных: биология, химия, география, а так же может выбрать общие вопросы, куда включены вопросы по другим предметам (история, литература, математика и т.д.) а так же цену этого вопроса. Команды по очереди выбирают право выбора вопроса, обсуждение в течение 1 мин, затем команда дает ответ на вопрос, если ответ неверный, то вторая команда может ответить на тот же самый вопрос и заработать эти баллы (очередность выбора вопроса в случае неправильного ответа сохраняется за командой) Успехов вам!
Вопросы для игры из разделов:
БИОЛОГИЯ
10 баллов Стоит он задумчивый, в желтом венце, Темнеют веснушки на круглом лице. (подсолнечник)
20 баллов Что изображено на рисунке? (внутреннее строение кости)
30 баллов Какое из этих животных (олень, гепард, дельфин) самое быстрое? (гепард)
40 баллов Зоошутка. Из частей каких птиц составлено это фантастическое животное?
Голова орла Шея лебедя Тело пингвина Ноги страуса
50 баллов Это сложный организм на основе симбиоза гриба и водоросли, которые в процессе эволюции приспособились к тесному сожительству и образовали новый организм, качественно отличающийся от всех компонентов (лишайники)
ХИМИЯ
10 баллов Это гениальный русский ученый 18 века, родился в д. Денисовке. Сделал много открытий в области химии. Открыл знаменитый закон, о котором образно писал в письме к Эйлеру: “…сколько я затрачиваю на сон, столько же отнимаю на бодрствование…”. Назовите фамилию этого ученого. (М.В.Ломоносов)
20 баллов Внимательно просмотрите опыт. О каком явлении физическом или химическом идет речь? (примечание: ответ на этот вопрос может дать только одна команда) Демонстрация опыта “Вулкан”: На железный противень насыпают речной песок, внутрь ставится тигель со смесью порошка магния и дихромата аммония, пропитывают её спиртом. Поджигают смесь при помощи лучинки. Наблюдается зрелищный вулкан с выбросом пепла и искр. (Это химическое явление)
30 баллов Прослушайте отрывок из произведения Артур Конан Дойля “Собака Баскервилей” “...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами…”. О каком веществе идет речь в этом произведении? (“…Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я”. Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Доза фосфора менее 1 г смертельна. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором.)
40 баллов Это сложное вещество без цвета, вкуса и запаха, оно в огне не горит, одно из агрегатных состояний этого вещества в воде не тонет. Лао-цзы утверждал, что оно… “самое мягкое и слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и нет ему на свете равного в этом”. О каком веществе идет речь? (Вода)
50 баллов В Италии есть знаменитая “Собачья пещера”, Человек может безопасно ходить под её сводами, но собака, вбежавшая в эту пещеру, погибает. Подумайте и объясните это явление. (В этой пещере большое количество углекислого газа, который тяжелее воздуха и скапливается у дна пещеры, углекислый газ непригоден для дыхания).
ГЕОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ
10 баллов Эта могучая природная стихия обладает большой разрушительной силой. Она возникает в результате смещений и разрывов в земной коре и зарождается глубоко в недрах земли. (землетрясения)
20 баллов Внимательно прослушайте отрывок. О каком историческом событии идет речь?
К.Симонов Подняв мечи из русской стали
Нагнув копейные древки
Из леса с криком вылетали
Новгородские полки
По льду летели с лязгом, громом
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Ледовое побоище)
30 баллов Для чего в древнем Китае и Персии здоровые люди наносили на царапину немного крови больных оспой людей (Зараженные таким образом люди переносили заболевание легче, это действовало как прививка.)
40 баллов Где находятся эти знаменитые сооружения? Собор Василия Блаженного, пирамиды, статуя Свободы, Колизей, Тадж Махал? (Собор Василия Блаженного – Россия, пирамиды – Египет, статуя Свободы – Соединенные Штаты Америки, Колизей – Италия, Тадж Махал – Индия)
50 баллов Прослушайте внимательно отрывок из романа Жюля Верна “Ченслер”
“…Где мы? В какую часть Атлантического океана занесло наш плот? Два раза я спрашивал об этом Роберта Картиса, но он не мог сказать ничего определенного… В гуще свалки кто-то толкает меня, и я падаю в море… Боже милостивый! Вода пресная! Я пью, пью! Жизнь входит в меня! Я кричу: “Вода пресная!” “Пресная?! – повторяет Роберт Картис. – Земля близко…” Все смотрят на него. С ума что ли сошел наш капитан? Никакого берега не видно, и плот по-прежнему находится в центре водной пустыни. “Да, земля невидима, но она здесь!” - говорит капитан, указывая на запад. “Какая земля?” - спрашивает боцман…”. Попробуйте за одну минуту найти ответ на вопрос, о какой земле идет речь в романе? (Пресная вода в Атлантическом океане – свидетельство того, что где-то недалеко в океан впадает большая река. Поскольку капитан указал рукой на запад, следовательно речь идет о Южной Америке, точнее о той её части, где расположено устье реки Амазонки. Она несет так много воды, что опресняет соленые воды океана на расстоянии в несколько десятков километров.)
ДРУГИЕ НАУКИ
10 баллов Легенды, дошедшие до наших дней, утверждают, что этого небесного тела раньше на небе не было. В древности это небесное тело ассоциировали с серебром и называли “Селена”. Хорошо видно на небе, но…только одной стороной (луна)
20 баллов Кто ты? Самые ранние, известные сведения о нем относятся к античным временам. О чем-то подобном есть упоминания в Библии и Коране, не говоря уже о мифах, сказках, монастырских летописях. Особенно много упоминаний о встрече с ним в газетах и журналах 20 века. Члены экспедиций, побывавших в Гималаях, на Тибете, на Кавказе, видели его следы. В качестве доказательства его существования имеется только одна видеозапись. “……” (Снежный человек)
30 баллов Посмотрите внимательно на экран, чьи это глаза? Кто из поэтов так внимательно, с любовью относился к русской природе в любое время года и прекрасно описывал её в своих стихах? Назовите этого поэта. (А.С.Пушкин)
40 баллов В какие четыре мишени нужно попасть, чтобы заработать 50 очков? (25, 6, 19)
50 баллов Человек научился использовать этот вид энергии очень давно. В настоящее время в некоторых местах используется для обогрева помещений, а так же вместо топлива для автомобилей. В 1981 г. легкий самолет “Солар челленджер” пересек Ла-Манш, используя только этот вид энергии. О каком виде энергии идет речь? (солнечная энергия)
6.Конкурс капитанов
Капитаны Платонова Дарья гр. 1.12 и Болдина Алена гр. 1.14 выполняют задание в течение 3 мин, а мы слушаем новогоднюю песню (Приложение 3)
8. Подведение итогов
Ведущий: наша игра подошла к концу. Пора подвести итоги.
Сегодня в упорной борьбе победила команда студентов _____________!
Награждение победителей .
В качестве призов можно предложить связки сушек капитанам команд, лучшим игрокам – символические химические реторты.
Спасибо всем! До свидания!
Для вас звучит новогодняя песня.
Приложение 1
Этапы игры | 1 команда гр.1.8 | 2 команда гр.1.13 | Болельщики 1 команды | Болельщики 2 команды |
1 тур «Химия и лирика» Домашнее задание До 15 баллов каждой команде | | | | |
2 тур «Новогодний колейдоскоп» «А верите ли вы … » 14 баллов | | | | |
3 тур викторина «ЧТО ЭТО?» 24 балла | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
4 тур игра «Эрудиты» 600 баллов | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
5 тур Конкурс капитанов До 12 баллов каждой команде | | | | |
Всего | | | | |
Приложение 2
Химия и лирика.
Живет всегда природа по своим законам,
Мы изучаем их, стремясь понять,
И очень важно знать и понимать основы,
Чтоб эти знанья в жизни применять.
Без физики не полетели б люди в космос,
Не укротили б атом никогда.
Хотим мы знать, что значат в мире нашем
Солнце, воздух, чем мы дышим, и вода,
А вот без химии промышленность застынет,
Ведь золотые руки у нее:
Лекарство создает с ней наша медицина
А с древесиной создаем жилье.
С ней металлурги работают на пару,
Волокна новые она же создает,
Красители, крема, духи ,помады, но эта часть, увы, не все.
А человек - явление самой природы-
Всегда стремился к ней, она его душа.
Энергия везде, энергия свободы
И до чего ж природа хороша!
***
Химические темы, как перроны
Проносятся, на каждом столько лиц!
На траектории не люди – электроны,
И жизнь почти невидимых частиц!
И как планеты в космосе частицы
Несутся, открывая мир идей.
Не химия ли открывает принцип
Валентных связей и среди людей?
Не знать законов?!
Что ж, сказать по чести,
Безграмотный, увы, убог и сир.
Все движется, мир не стоит на месте,
И ХИМИЯ – окно в огромный мир!
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах
Все от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых
Как формула, как график трудовой
Строй менделеевской системы строгий
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай
Есть просто газ легчайший – водород
Есть просто кислород, а вместе-
Это июльский дождь, от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома
И кажется Вселенная сама
Одной лабораторией огромной
Тут оптика едва ль поможет глазу
Тут мысль пытливая всего верней
Пылинку и увидишь – но не сразу
Глубины мироздания скрыты в ней
Будь то вода, что поле оросила
Будь то железо, медь или гранит
Все страшную космическую силу
Закованную в атомы хранит
Мы не отступим, мы пробьем туда дорогу
Где замкнут мирозданья круг,
И, что приписывалось раньше богу,
Все будет делом наших дружных рук. (С.Щипачев)
***
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это
А в сущности только вода
Безбрежная тишь океана
И тихая заводь пруда
Каскад водопада и брызги фонтана
А в сущности только вода.
В бирюзовой дали исчезая
Лебедями плывут облака
Вот туча идет грозовая
А в сущности только вода
Высокие гребни вздымая
Бушует морская вода
И гонит, как будто играя
Большие морские суда
Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля,
Но время придет, все растает
И будет пустая вода.
***
В нашей жизни сложной
Нельзя без химии прожить,
Науку эту, точно,
Нельзя не полюбить!
Мы ездим на трамвае
И мчимся на авто,
Но нам нельзя представить,
Как выжить без нее!
Без химии науки
Печален был бы свет,
Сидели б дома в скуке, не зная всех утех.
Не зная телевизора, и света, и тепла,
Что химия чудесная
Сегодня нам дала!
Нам сделала лекарства,
Игрушки создала,
Не верила в препятствия
И дальше шла и шла!
***
Что химия – волшебница, знают все на свете.
Ждут многого от химиков и взрослые, и дети.
Но, чтоб волшебниками стать,
Нужно очень много знать.
Как реакция пойдет
И что такое водород?
Что покажет индикатор
И для чего катализатор?
Как сделать из песка хрусталь,
А из руды – чугун и сталь?
Конечно, это не секрет.
На все вопросы мы ответ
В курсе химии найдем,
Учебник лишь перелистнем!
Сегодня знает стар и млад, что нитраты – это яд,
А жизнь поддерживает в нас,
Кислород, бесцветный газ.
Куда ни бросим взгляда мы,
Увидим химии плоды.
Жить без неё никак нельзя,
Так будьте с нею вы - друзья!
Приложение 3
Задание. 1.Зачеркни лишнее слово в каждой строке
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Задание. 1.Зачеркни лишнее слово в каждой строке
|