Интеллектуальная игра по теме «Органы вегетативные и генеративные» (6–7 класс)
ОРГАНЫ ВЕГЕТАТИВНЫЕ И ГЕНЕРАТИВНЫЕ …….
Цель деятельности учителя : организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по данной теме
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о вегетативных и генеративных органах в новой ситуации для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.
2. Личностные – развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности ( формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия).Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания
3. Метапредметные.
Регулятивные- умеют принимать ,сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) о строении и функциях вегетативных и генеративных органов и обсуждают полученные сведения ;структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры.
Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Растения». Эта игра вторая, поэтому вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
1. Конкурс капитанов «Верите ли вы, что
1.Плод грецкого ореха – орех (нет, это костянка)
2.Луб состоит только из механической ткани (нет, есть и проводящая)
3.Лист виктории регии может выдержать ребенка
4.Самый крупный цветок у раффлезии – растения-паразита ( до 91см)
5.Бамбук, как и пшеница, имеет стебель соломину
6.Плоды служат только для защиты семян (нет, помогают их расселению)
7.В Калифорнии растет сосна долговечная, которой сейчас 4600 лет
8.Плод орех может быть крупным, как у лещины, либо мелким, как у ольхи
9. Клон – это потомство одного растения в результате вегетативного размножения
10. Главная причина листопада - уменьшающийся световой день
11. Вельвичия удивительная, живущая не одну сотню лет, ни разу не сбрасывает листья
12. У некоторых болотных растений есть признаки растений засушливых мест
13.Опылять цветки могут и летучие мыши
14. Пушат только женские растения тополя
15. Бамбук цветет один раз и после этого погибает
2. Конкурс «Подсказка» по теме «Стебель»
1.Эта ткань стебля есть и в коре, и в древесине
2.Клетки ее мертвые или живые
3 Они проводят органические вещества, воду и минеральные соли
(проводящая ткань)
1.Эта часть стебля слабо развита у хвойных
2.Зато хорошо развита в клубне картофеля
3.В ней хранятся запасные питательные вещества
(сердцевина)
1.Это видоизмененный побег, от которого мы плачем
2.У него есть донце, почки, видоизмененные листья
3.Мы плачем, когда снимаем с него наружные сухие чешуи
(луковица)
1.Эта часть стебля образована тремя видами тканей.
2. Именно там находятся лубяные волокна и ситовидные трубки
3. Другие составляющие эту часть стебля выполняют защитную функцию
(кора)
1. Это очень важная ткань растения
2. Располагается она в двух местах стебля
3. За счет нее стебель растет в высоту и в толщину
(образовательная ткань)
3. Конкурс « С миру по нитке»
Отвечая правильно на вопросы, команды берут из конверта на столе буквы за каждый правильный ответ. Из этих букв надо составить слово – одно из видов соцветий
1.Это соцветия ландыша, черемухи, капусты (кисть)
2.Соцветие, в котором цветоножки различной длины, а цветки располагаются на одном уровне ( щиток)
3.Такое сложное соцветие может быть у кукурузы, риса, сирени (метелка)
4.Главная ось этого соцветия утолщена, а на ней – сидячие цветки (початок)
5.Может быть сложным, а может – простым, как у осоки (колос)
6.Может быть простым, а у моркови, петрушки – сложным (зонтик)
7.Соцветие клевера (головка)
8.Сверху у кукурузы – метелка, а в пазухах листьев - ………. (початок)
Загаданное соцветие - корзинка
4.Кроссворд по теме "Лист"
Кроссворд по теме "Лист"
DOCX / 12.48 Кб
1.Пространство между клетками (межклетники)
2.Лист клевера, земляники, кислицы (тройчатый)
3.То, что прикрепляет лист к стеблю (черешок)
4.Процесс, от которого зависит жизнь на Земле (фотосинтез)
5.Жилкование ландыша, аспидистры, амазонской лилии (дуговое)
6.Они могут быть бесцветными, красными, а эти – зеленые (хлоропласты)
7.Лист, состоящий нескольких листовых пластинок (сложный)
8.Листья длинные и тонкие, колются, потому и называются (иголки)…..
9.С помощью их регулируется испарение и газообмен (устьице)
10.У этого растения-хищника лист особого строения (росянка)
Ответив на все вопросы, по вертикали прочитаете название одной из биологических наук - морфология
5. Конкурс «Биоаукцион по теме «Плоды»
Вопрос о том, что у него нет, а у других есть
Эти плоды известны всем, они обычны у нас в любое время года. Чтобы съесть, мы очищаем их, но никогда не найдем в них семян. Есть еще одно удивительное свойство этого растения. Это многолетняя высокая трава, отмирающая после плодоношения. Так какое же растение отдает плодам все свои силы, а само погибает?
(банан)
Вопрос о плоде, который мы едим зрелым и незрелым
Эти плоды известны всем. Из наших северных варят кашу, а семечками их лакомятся . Плоды южных родственников этих растений неправильно считают самыми крупными ягодами, так как в их сочной мякоти много семян. И едим мы их только спелыми. А вот плоды обычных огородных растений мы всегда едим только недозрелыми, чем меньше они, тем лучше. Зрелые же остаются на грядке. Так о каком типе плода идет речь?
(тыквина)
Вопрос о плоде, упоминающемся в одной из сказок А.С. Пушкина
Эти плоды очень вкусны и питательны, содержат много полезных веществ. Но достать семена из этих плодов достаточно трудно без особых приспособлений, так у семян прочная и надежная защита. А вот животные расправляются с этой защитой быстро. Так какими же плодами питалось животное , распевающее песенки в одной из сказок Пушкина?
(орех)
Вопрос о растении, которое индейцы-ацтеки называли крупной ягодой
Испанцы называли его перуанским яблоком, французы – любовным, итальянцы – золотым яблоком. Ацтеки и инки, употреблявшие этот овощ, правильно называли его плоды ягодой. С ботанической точки зрения это действительно ягода желтого, красного, оранжевого цвета, с плотной кожурой, сочной мякотью и множеством семян внутри. Их употребляют в свежем, маринованном, соленом виде, получают сок красного цвета. Так у какого овоща, который имеет два названия, плод ягода?
(помидор, или томат)
Вопрос о таинствах образования этих плодов
Сначала у него все так, как у остальных цветковых растений. После опыления начинает развиваться плод. Плодоножка начинает расти, но не вверх, а вниз, зарываясь в землю, чтобы вдали от человеческих глаз завершить таинство образования плодов и семян. Эта особенность развития плода – а это боб, отображена в его двойном названии. Вам известны оба названия, в названии второго – первое слово отображает условия образования плода, а второе – неправильное, взято у другого плода с плотным околоплодником. Что же это за растение?
(Арахис, или земляной орех)
6.Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.
Ватолина Светлана Анатольевна
Евгений Алексеевич
Лещёва Светлана Николаевна
Буньков Андрей Владимирович
Евгений Алексеевич
Буньков Андрей Владимирович
Евгений Алексеевич