12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ДВА УДИВИТЕЛЬНЫХ ЦАРСТВА» ПО ТЕМЕ «БАКТЕРИИ И ГРИБЫ»

Цель деятельности учителя : организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по данной теме

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания об особенностях строения грибов и бактерий, их многообразии, значении их в жизни человека и в природе в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.

2. Личностные – развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности ( формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия).Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания

3. Метапредметные.

Регулятивные- умеют принимать ,сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях грибов и бактерий, их многообразии, значении для человека и в природе и обсуждают полученные сведения ;структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

                                                                   Ход игры.

       Сегодня мы с вами начинаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Растения». Эта игра первая в этом году, но вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

1. Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»

1.Бактерии могут разрушать целлюлозу (древесину)

2.Ферменты бактерий могут работать вне клетки

3.Плазмиды защищают бактериальную клетку от антибиотиков

4.Бактерии в нашем кишечнике создают витамины

5.Бактерии относят к эукариотам ( нет, к прокариотам)

6.После длительного принятия антибиотиков может развиться дисбактериоз

7.Бактерии могут вырабатывать антибиотики

8.Некоторые бактерии можно использовать для борьбы с другими бактериями

9.В клетках бактерий нет рибосом (есть)

10.Клубеньковые бактерии могут усваивать азот из воздуха

11.Мухомор вонючий, белая поганка - это два вида грибов (нет, это один вид)

12.Американцы и англичане любят собирать грибы ( никогда не собирают)

13.Бледная поганка, ядовитый гриб, имеет приятный вкус и аромат

14.Пеньки, пронизанные нитями осеннего опенка, ночью светятся

15.Сила давления растущего гриба на окружающее составляет 7 атмосфер, что соответствует давлению в шинах 10-тонного самосвала

2. Конкурс «Подсказка»

1.Они могут путешествовать из бактерии в бактерию

2. Помогают бактериям защищаться от неблагоприятных условий среды

3. Похожи на хромосому бактерий, но гораздо меньшего размера

                                                                    ( плазмиды)

1. Без них у нас не было бы ценных пищевых продуктов

2. Поселяясь на питательную среду, выделяют в нее молочную кислоту

3. А эта кислота и вызывает скисание молока и образование кисло-молочных про-

    дуктов

                                                                    (кисло-молочные бактерии)

1.Это главные могильщики планеты

2. Без них не происходила бы минерализация органического вещества

3. Питаются они органическими веществами мертвых тел, поэтому называются

                                                                    (сапрофиты)

1.У нас их много- 46, а у бактерий – одна

2. У нас они вытянутые, а у бактерий в форме кольца

3. У нас и у них состоят из ДНК

                                                                    (хромосомы)

1. Они делают то, что не могут растения

2. Живут на корнях бобовых растений, образуя наросты

3. Могут поглощать азот из воздуха, делая почву плодородной

                                                                   (клубеньковые бактерии)

3. Кроссворд "Важная отрасль производства"


Кроссворд "Важная отрасль производства"
DOCX / 15.02 Кб

4. Конкурс «Путаница, или Сбой компьютера»

Найдите ошибки, который появились после сбоя программы компьютера

Установите правильную роль грибов в жизни человека, соединив чертой вопрос и правильный ответ на него

1.Источник пластыря, дезинфицирующего материала             11. Груздь

2.Необходим в приготовлении вин                                          12. Навозник

3.Разрушает бревна и доски                                                   13. Чага

4.Используется только для засолки                                         14. Аспергилл

5.Вызывает галлюцинации                                                      15. Пеницилл

6.Нужен для приготовления соевого соуса                               16. Дождевик

7.Источник чернил                                                                   17. Спорынья

8.Заварка для чая в лесу                                                          18.Дрожжи

9.Вырабатывает лимонную кислоту                                           19. Мухомор

10.Паразитирует на ржи                                                            20.Домовой гриб

Правильные сочетания: 1-16, 2-18, 3-20, 4-11, 5-19, 6-14, 7- 12, 8 – 13, 9 – 14, 10 - 17

5. Конкурс «Биоаукцион»

 Вопрос о грибе, который дал название всей науке о грибах

       Древние греки называли его просто – «микос» , отсюда и название науки о грибах. Этот гриб – сапрофит, растет только там, где в почве много перепревшего навоза или перегноя. Поэтому его легко выращивать, что стали делать первыми французы. В России этот гриб и называют по-французски, что в переводе означает «гриб». Так что же это за известные всем грибы, которые при образовании плодового тела могут взламывать бетон и асфальт?

                                                                                       ( шампиньон)

Вопрос о грибах- шарах.

            Эти грибы можно встретить в лесу среди деревьев и на лесных полянах. Растет он и на лугах. Не все знают, что в молодом возрасте он съедобен и по вкусу похож на шампиньон. А его белая рыхлая мякоть может заменить пластырь. При полном созревании плодовое тело на вершине разрывается и пылит при малейшем сотрясении. Так как же называется этот гриб, название которого сходно с одним из средств защиты от дождя?

                                                                                       (дождевик)

Вопрос о грибе – рекордсмене по скорости роста и созревания

          Родовое название этого гриба - копринус - происходит от греческого слова «копрос», что означает «навоз»..Это не случайно, так их чаще всего можно встретить на навозе, хорошо удобренной почве. В молодом возрасте они съедобны, если их сразу же быстро готовят после сбора. Старые грибы ( в возрасте 2 дней) темнеют, шляпка их чернеет и расплывается в черную жидкую массу, состоящую из спор. Эта расплывшаяся масса – источник ценных чернил. Так как же называется гриб, который сам себя растворяет?

                                                                                       (навозник)

Вопрос о грибах, которые с давнего времени были неизменными спутниками человека

          Эти грибы на самом деле всегда рядом с человеком, дают нам много жизненно важных продуктов. Они одноклеточные, очень быстро размножаются почкованием. При своем дыхании разлагают сахар на спирт и углекислый газ. Это их свойство издавна используется человеком. Сейчас с их помощью получают кормовые добавки, витамины, перерабатывают отходы древесины в спирт. Так что же это за грибы, которые каждая хозяйка использует на кухне для приготовления мучных изделий?

                                                                                       (дрожжи)

Вопрос о грибах, распространятся которым помогает их аромат

           Для привлечения распространителей спор у этих грибов есть единственная приманка – аромат. Но не все пахнут аппетитно, в большинстве своем они источают зловонье, похожее на запах гудрона, протухшей селедки или гниющего лука. В 19 веке под Москвой для сбора этих грибов использовали ручных медведей. Можно вести и охоту на мух , образующих скопления над этими грибами. Но проще использовать свиней или специально обученных собак. Так что же это за дорогой гриб, растущий под землей ?

                                                                                       (трюфель)

6.Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

/data/files/h1554056535.docx (Кроссворд "Важная отрасль производства")

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (4)

Ватолина Светлана Анатольевна, 31.03.19 в 21:58 2Ответить Пожаловаться
Понравился конкурс «Путаница, или Сбой компьютера»! Спасибо за интеллектуальную игру, Евгений Алексеевич!!!
Евгений Алексеевич, 31.03.19 в 22:09 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна! Накал страстей бывает всегда на биоаукционе, он решает исход игры
Панагушина Елена Аркадьевна, 01.04.19 в 09:52 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Евгений Алексеевич! Материал яркий, насыщенный, полный.
Материал отличается логичностью, умелым выделением главного, существенного.
Евгений Алексеевич, 01.04.19 в 10:00 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, приятно получать такие отзывы от коллег-профессионалов. За такие игры получаю 6-7 баллов. Но главное не это. Главный критерий - такие мнения, как Ваше, Лариса Аркадьевна! Это гораздо приятней
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.