Интеллектуальная игра «Шеренга» в 6 классе по теме «Лексика»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Интеллектуальная игра «Шеренга»
( 6 класс по теме «Лексика»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2018
Пояснительная записка
На уроках русского языка на этапе обобщения изученного по теме эффективно обращение к интеллектуальной игре «Шеренга», которая позволяет быстро проверить знания учащихся, закрепить пройденное, способствует формированию различных приемов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение).
Суть игры заключается в следующем. Выходят желающие играть учащиеся (их количество зависит от количества вопросов) и выстраиваются в шеренгу перед доской. Учитель читает вопросы, требующие короткого однозначного ответа. Начинает игру первый от учителя учащийся. Если он дает ответ на вопрос, то становится в конец шеренги, чтобы продолжить игру, когда до него дойдет очередь. Если ответа нет, то он выходит из игры, а продолжает отвечать следующий по очереди. Игра продолжается до последнего учащегося, последний, кто остался в шеренге, считается победителем.
1. Раньше это слово имело значение «добрый, сострадательный, милосердный», теперь это слово имеет помету «устар.» и имеет значение «проявляющий, выражающий благосклонность, доверие». Назовите это слово. (Милостивый)
2. В переводе с греческого это слово обозначает «перенос». (Метафора).
3. Самые древние слова русского языка: мать, брат, сестра… Продолжите ряд. (Сын, дочь).
4. Это слово произошло от существовавшего когда-то в языке другого слова, имевшего значение «годный», «годящийся» и первоначально обозначавшего человека, не годного к военной службе. Назовите это слово. (Негодяй. От «годяй», т.е «годный»).
5. Продолжите ряд: сердце страны, зеркало озера, лицо ученика (Любая метафора-серп луны, водопад звезд, хвост поезда, нос корабля).
6. Это слово пришло к нам из итальянского языка, в котором оно обозначало «быть острым». (Пицца).
7. Слова борщ, бубен и хлебороб пришли в русский из одного языка. Из какого? (Из украинского).
8. Примеры общеславянских слов, которые существовали до 6 века: борода, грудь, волосы. Продолжите ряд. (Зубы, нос, голова, рука, нога, лоб).
9. Назовите третью букву в слове троллейбус.
10. Историзм «челядь» имеет значение… (Слуги).
11. Слова булка, буханка, фуражка пришли в русский из одного языка. Из какого? (Из польского).
12. Подберите русский синоним заимствованному слову антракт. (Перерыв).
13. К этому древнему славянскому существительному восходят современные слова колесо, калач, колея, кольцо. Назовите это существительное. (Коло-«круг, колесо»).
14. Самые древние слова русского языка: волк, коза, овца. Продолжите ряд. (Кот, гусь).
15. Дайте толкование слова «помор». (Житель поморья, на Севере: житель местности, прилегающей к морю).
16. Назовите вторую букву в слове «горизонт».
17. Слова кровать, скамья и кукла пришли в русский из одного языка. Из какого? (Из греческого).
18. Этот язык существовал до 14 века, а потом разделился на русский, украинский и белорусский. Назовите этот язык. (Древнерусскй).
19. Архаизм «кушак» имеет значение… (Пояс).
20. Слова слесарь, командир, офицер пришли в русский из одного языка. Из какого? (Из немецкого).
21. Подберите русский синоним заимствованному слову консенсус. (Согласие).
22. Это слово пришло к нам из английского языка, в котором оно обозначало «представление, зрелище». (Шоу).
23. Слова гитара, серенада, карамель пришли в русский из одного языка. Из какого? (Из испанского).
24. Какое значение имеет фразеологизм «глас вопиющего в пустыне»? (Напрасный призыв к чему-нибудь?).
25. Чему равен аршин? (71, 12 см).
Использованная литература
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын ]. -7-е изд.-М.: Просвещение, 2017.-127 с.
Горбачёва Марина Юрьевна