12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43957
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

 

Интеллектуальная игра «Шеренга»

( 6 класс по теме «Лексика»)


 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна


Брянск-2018

 

Пояснительная записка

На уроках русского языка на этапе обобщения изученного по теме эффективно обращение к интеллектуальной игре «Шеренга», которая позволяет быстро проверить знания учащихся, закрепить пройденное, способствует формированию различных приемов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение).

Суть игры заключается в следующем. Выходят желающие играть учащиеся (их количество зависит от количества вопросов) и выстраиваются в шеренгу перед доской. Учитель читает вопросы, требующие короткого однозначного ответа. Начинает игру первый от учителя учащийся. Если он дает ответ на вопрос, то становится в конец шеренги, чтобы продолжить игру, когда до него дойдет очередь. Если ответа нет, то он выходит из игры, а продолжает отвечать следующий по очереди. Игра продолжается до последнего учащегося, последний, кто остался в шеренге, считается победителем.

 

1. Раньше  это слово имело значение «добрый, сострадательный, милосердный»,  теперь это слово имеет помету «устар.» и имеет значение «проявляющий,  выражающий благосклонность, доверие». Назовите это слово. (Милостивый)

2. В переводе с греческого это слово обозначает «перенос». (Метафора).

3. Самые древние слова русского языка: мать, брат, сестра… Продолжите ряд. (Сын, дочь).

4. Это слово произошло от существовавшего когда-то в языке другого слова, имевшего значение  «годный», «годящийся»  и первоначально обозначавшего человека, не годного к военной службе. Назовите это слово.  (Негодяй. От «годяй», т.е «годный»).

5. Продолжите ряд: сердце страны,  зеркало озера, лицо ученика (Любая метафора-серп луны, водопад звезд, хвост поезда,  нос корабля).

6. Это слово пришло к нам из итальянского языка, в котором оно обозначало «быть острым». (Пицца).

7. Слова борщ, бубен и хлебороб пришли в русский из одного языка. Из какого? (Из украинского).

8. Примеры общеславянских слов, которые существовали до 6 века: борода, грудь, волосы. Продолжите  ряд. (Зубы, нос, голова, рука, нога, лоб).

9. Назовите третью букву в слове троллейбус.

10. Историзм «челядь» имеет значение… (Слуги).

11. Слова булка, буханка, фуражка   пришли в русский из одного языка. Из какого? (Из польского).

12. Подберите  русский синоним заимствованному слову антракт. (Перерыв).

13. К этому древнему славянскому существительному  восходят современные слова колесо, калач, колея, кольцо. Назовите  это существительное. (Коло-«круг, колесо»).

14. Самые древние слова русского языка: волк, коза, овца. Продолжите ряд. (Кот, гусь).

15. Дайте  толкование слова «помор». (Житель поморья, на Севере: житель местности, прилегающей к морю).

16. Назовите вторую букву в слове «горизонт».

17. Слова кровать, скамья и кукла  пришли в русский из одного языка. Из какого? (Из греческого).

18. Этот язык существовал до 14 века, а потом разделился на русский, украинский и белорусский. Назовите этот язык. (Древнерусскй).

19. Архаизм «кушак» имеет значение… (Пояс).

20. Слова слесарь, командир, офицер    пришли в русский из одного языка. Из какого? (Из немецкого).

21. Подберите  русский синоним заимствованному слову консенсус. (Согласие).

22. Это слово пришло к нам из английского языка, в котором оно обозначало «представление, зрелище». (Шоу).

23. Слова гитара, серенада, карамель  пришли в русский из одного языка. Из какого? (Из испанского).

24. Какое значение имеет фразеологизм «глас вопиющего в пустыне»? (Напрасный призыв к чему-нибудь?).

25. Чему равен аршин? (71, 12 см).

 

Использованная литература

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын ]. -7-е изд.-М.: Просвещение, 2017.-127 с.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 21.11.18 в 13:12 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Понравилась идея!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.