Интеллектуальная игра-викторина «В единстве наша сила!»
Интеллектуальная игра-викторина «В единстве наша сила!»
Целевая аудитория: учащиеся 5-9 классов (можно адаптировать под возраст).
Форма проведения: командная игра (3-4 команды по 5-7 человек).
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки для музыкального сопровождения, бланки для ответов, ручки, сигнальные кнопки (или системы для голосования, если есть).
Цели и задачи:
Образовательная: актуализировать и углубить знания учащихся об исторических событиях Смутного времени, героях народного ополчения 1612 года и истории праздника Дня народного единства.
Развивающая: развивать критическое мышление, познавательный интерес, умение работать в команде и быстро принимать решения.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности и уважения к истории и культурному наследию России.
Ход игры
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «В единстве наша сила!», посвященной одному из самых молодых и самых важных государственных праздников России — Дню народного единства.
Сегодня мы не просто вспомним события более чем 400-летней давности, но и попробуем понять, какой глубокий смысл заложен в этом празднике. Почему единство так важно для нашей страны? Кто те герои, кто сумел объединить народ в трудную минуту? На эти вопросы мы найдем ответы вместе.
Представление жюри и команд.
Раунд 1: «Историческая мозаика» (Разминка)
*Формат: блиц-опрос. Каждая команда по очереди отвечает на вопрос. За правильный ответ — 1 балл.*
В каком году отмечается День народного единства? (Ответ: 4 ноября)
С каким городом связаны ключевые события освобождения 1612 года? (Ответ: Москва)
Назовите фамилию купца, чье имущество пошло на снаряжение народного ополчения. (Ответ: Козьма Минин)
Кто был выбран военным руководителем второго народного ополчения? (Ответ: Князь Дмитрий Пожарский)
Какой памятник установлен на Красной площади в честь героев ополчения? (Ответ: Памятник Минину и Пожарскому)
Как называется икона, которая была главной святыней ополчения и считается покровительницей России? (Ответ: Казанская икона Божьей Матери)
Раунд 2: «Лица эпохи»
Формат: Командам показываются портреты или описания исторических личностей. Нужно назвать имя и его роль в событиях Смутного времени. За каждый правильный ответ — 2 балла.
Слайд 1: Изображение человека в монашеском одеянии.
Вопрос: Этот патриарх рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с интервентами, за что был заточен в темницу и умер от голода.
Ответ: Патриарх Гермоген.
Слайд 2: Изображение молодого человека в царских одеждах.
Вопрос: Его называли «тушинским вором». Он выдавал себя за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, и контролировал значительную часть России.
Ответ: Лжедмитрий II.
Слайд 3: Описание.
Вопрос: Этот национальный герой, крестьянин из Костромской губернии, по преданию, спас будущего царя Михаила Романова, заведя отряд поляков в глухой лес ценой собственной жизни.
Ответ: Иван Сусанин.
Раунд 3: «Верю — не верю»
Формат: Команды получают бланки с утверждениями. За 1 минуту они должны отметить, верно утверждение или ложно. За каждый правильный ответ — 1 балл.
Верите ли вы, что князь Дмитрий Пожарский был ранен в голову во время боев в Москве? (Ответ: Да, он получил серьезное ранение).
Верите ли вы, что после освобождения Москвы Минин и Пожарский сразу стали новыми царями? (Ответ: Нет, на Земском соборе 1613 года был избран Михаил Романов).
Верите ли вы, что в ополчении сражались представители разных народов Поволжья? (Ответ: Да, в ополчении были татары, марийцы, чуваши и др.).
Верите ли вы, что праздник День народного единства был учрежден в 2005 году? (Ответ: Да, именно так).
Раунд 4: «Память в камне и слове» (Творческий раунд)
Формат: Командам предлагаются задания, связанные с культурным наследием. Максимальная оценка — 3 балла.
Задание 1 (для команд 1 и 2):
Рассмотрите изображение памятника Минину и Пожарскому в Москве. Что символизирует жест Минина (протянутая рука)? А жест Пожарского (он берется за меч и опирается на щит)? (Ожидаемый ответ: Минин призывает к объединению и пожертвованию, а Пожарский готов встать на защиту Отечества, его жест показывает решимость и готовность к бою).
Задание 2 (для команд 3 и 4):
Прочитайте отрывок из стихотворения:
«Над Русью Смута, тьма и плен,
Но в сердце есть святое чувство.
Встает из пепла, как феникс, вновь,
Народная святая мощь – единство!»
Какие ключевые слова в этом стихотворении отражают главную идею Дня народного единства? (Ожидаемый ответ: "Святое чувство", "народная мощь", "единство").
Раунд 5: «Своя игра» (Финальный раунд)
Формат: Команды по очереди выбирают категорию и стоимость вопроса. Если команда не отвечает, право ответа переходит к соперникам. Рискованный раунд, где можно как оторваться, так и потерять баллы.
| 10 баллов | 20 баллов | 30 баллов |
Даты | Назовите век, в котором произошли события Смутного времени и освобождения Москвы. | В каком году был избран на царство Михаил Романов, положив начало новой династии? | Период с 1598 по 1613 годы в русской истории называют... |
Символы | Какое растение изображено на гербе Нижнего Новгорода, откуда родом был Козьма Минин? | Какой собор на Красной площади был построен в честь взятия Казани и с которым связаны события 1612 года? | Что держит в руках женщина-воин на монументе «Тысячелетие России» в Новгороде, олицетворяя Россию? |
Искусство | Кто является автором известной оперы «Иван Сусанин»? | Назовите художника, автора монументального полотна «Воззвание Минина». | Какое второе, неофициальное название носит опера Глинки «Иван Сусанин»? |
Подведение итогов и награждение
Пока жюри подсчитывает баллы, ведущий предлагает командам и зрителям ответить на заключительный, рефлексивный вопрос:
Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему праздник, посвященный событиям 1612 года, так важен для нас сегодня, в XXI веке? Что для вас значит «народное единство»?
(Команды и зрители делятся мнениями).
Далее жюри объявляет результаты, награждает команды дипломами I, II, III степени и сладкими призами. Важно отметить всех участников.
Заключительное слово ведущего: Поздравляем всех участников! Сегодня вы не только показали блестящие знания, но и еще раз доказали, что сила — в сплоченности и командном духе. Пусть история нашей страны всегда будет для вас источником мудрости и гордости. Помните: только вместе, поддерживая друг друга, мы можем преодолеть любые трудности. С наступающим Днем народного единства!
Методические рекомендации для участника конкурса:
Адаптивность: Уровень сложности вопросов можно регулировать в зависимости от возраста учащихся.
Наглядность: Сделайте яркую и качественную презентацию с изображениями, портретами, картами.
Интерактивность: Используйте разные формы деятельности (блиц, работа с визуалом, творческое задание, риск-раунд), чтобы удержать внимание.
Рефлексия: Обязательный этап «Подведение итогов» с вопросами на осмысление показывает глубину вашего подхода и направлен на достижение воспитательных целей.
Тайминг: Четко регламентируйте время на каждый раунд (например, 1-2 минуты на обсуждение).
Профессиональная позиция: Будьте энергичным модератором, поддерживайте команды, создавайте доброжелательную атмосферу. Ваша роль — не просто задавать вопросы, а вести участников к открытиям.
Удачи на конкурсе! Эта игра обязательно покажет ваш профессионализм и творческий подход.