Интеллектуальная игра-викторина «В единстве наша сила!»

1
0
Материал опубликован 2 October в группе

Интеллектуальная игра-викторина «В единстве наша сила!»

Целевая аудитория: учащиеся 5-9 классов (можно адаптировать под возраст).
Форма проведения: командная игра (3-4 команды по 5-7 человек).
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки для музыкального сопровождения, бланки для ответов, ручки, сигнальные кнопки (или системы для голосования, если есть).

Цели и задачи:

Образовательная: актуализировать и углубить знания учащихся об исторических событиях Смутного времени, героях народного ополчения 1612 года и истории праздника Дня народного единства.

Развивающая: развивать критическое мышление, познавательный интерес, умение работать в команде и быстро принимать решения.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности и уважения к истории и культурному наследию России.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «В единстве наша сила!», посвященной одному из самых молодых и самых важных государственных праздников России — Дню народного единства.
Сегодня мы не просто вспомним события более чем 400-летней давности, но и попробуем понять, какой глубокий смысл заложен в этом празднике. Почему единство так важно для нашей страны? Кто те герои, кто сумел объединить народ в трудную минуту? На эти вопросы мы найдем ответы вместе.

Представление жюри и команд.

Раунд 1: «Историческая мозаика» (Разминка)

*Формат: блиц-опрос. Каждая команда по очереди отвечает на вопрос. За правильный ответ — 1 балл.*

В каком году отмечается День народного единства? (Ответ: 4 ноября)

С каким городом связаны ключевые события освобождения 1612 года? (Ответ: Москва)

Назовите фамилию купца, чье имущество пошло на снаряжение народного ополчения. (Ответ: Козьма Минин)

Кто был выбран военным руководителем второго народного ополчения? (Ответ: Князь Дмитрий Пожарский)

Какой памятник установлен на Красной площади в честь героев ополчения? (Ответ: Памятник Минину и Пожарскому)

Как называется икона, которая была главной святыней ополчения и считается покровительницей России? (Ответ: Казанская икона Божьей Матери)

Раунд 2: «Лица эпохи»

Формат: Командам показываются портреты или описания исторических личностей. Нужно назвать имя и его роль в событиях Смутного времени. За каждый правильный ответ — 2 балла.

Слайд 1: Изображение человека в монашеском одеянии.

Вопрос: Этот патриарх рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с интервентами, за что был заточен в темницу и умер от голода.

Ответ: Патриарх Гермоген.

Слайд 2: Изображение молодого человека в царских одеждах.

Вопрос: Его называли «тушинским вором». Он выдавал себя за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, и контролировал значительную часть России.

Ответ: Лжедмитрий II.

Слайд 3: Описание.

Вопрос: Этот национальный герой, крестьянин из Костромской губернии, по преданию, спас будущего царя Михаила Романова, заведя отряд поляков в глухой лес ценой собственной жизни.

Ответ: Иван Сусанин.

Раунд 3: «Верю — не верю»

Формат: Команды получают бланки с утверждениями. За 1 минуту они должны отметить, верно утверждение или ложно. За каждый правильный ответ — 1 балл.

Верите ли вы, что князь Дмитрий Пожарский был ранен в голову во время боев в Москве? (Ответ: Да, он получил серьезное ранение).

Верите ли вы, что после освобождения Москвы Минин и Пожарский сразу стали новыми царями? (Ответ: Нет, на Земском соборе 1613 года был избран Михаил Романов).

Верите ли вы, что в ополчении сражались представители разных народов Поволжья? (Ответ: Да, в ополчении были татары, марийцы, чуваши и др.).

Верите ли вы, что праздник День народного единства был учрежден в 2005 году? (Ответ: Да, именно так).

Раунд 4: «Память в камне и слове» (Творческий раунд)

Формат: Командам предлагаются задания, связанные с культурным наследием. Максимальная оценка — 3 балла.

Задание 1 (для команд 1 и 2):

Рассмотрите изображение памятника Минину и Пожарскому в Москве. Что символизирует жест Минина (протянутая рука)? А жест Пожарского (он берется за меч и опирается на щит)? (Ожидаемый ответ: Минин призывает к объединению и пожертвованию, а Пожарский готов встать на защиту Отечества, его жест показывает решимость и готовность к бою).

Задание 2 (для команд 3 и 4):

Прочитайте отрывок из стихотворения:

«Над Русью Смута, тьма и плен,
Но в сердце есть святое чувство.
Встает из пепла, как феникс, вновь,
Народная святая мощь – единство!»

Какие ключевые слова в этом стихотворении отражают главную идею Дня народного единства? (Ожидаемый ответ: "Святое чувство", "народная мощь", "единство").

Раунд 5: «Своя игра» (Финальный раунд)

Формат: Команды по очереди выбирают категорию и стоимость вопроса. Если команда не отвечает, право ответа переходит к соперникам. Рискованный раунд, где можно как оторваться, так и потерять баллы.


10 баллов

20 баллов

30 баллов

Даты

Назовите век, в котором произошли события Смутного времени и освобождения Москвы.
(XVII век)

В каком году был избран на царство Михаил Романов, положив начало новой династии?
(1613 г.)

Период с 1598 по 1613 годы в русской истории называют...
(Смутное время или Смута)

Символы

Какое растение изображено на гербе Нижнего Новгорода, откуда родом был Козьма Минин?
(Олень)

Какой собор на Красной площади был построен в честь взятия Казани и с которым связаны события 1612 года?
(Собор Василия Блаженного)

Что держит в руках женщина-воин на монументе «Тысячелетие России» в Новгороде, олицетворяя Россию?
(Щит и державу)

Искусство

Кто является автором известной оперы «Иван Сусанин»?
(М.И. Глинка)

Назовите художника, автора монументального полотна «Воззвание Минина».
(К.Е. Маковский)

Какое второе, неофициальное название носит опера Глинки «Иван Сусанин»?
(«Жизнь за царя»)



Подведение итогов и награждение

Пока жюри подсчитывает баллы, ведущий предлагает командам и зрителям ответить на заключительный, рефлексивный вопрос:

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему праздник, посвященный событиям 1612 года, так важен для нас сегодня, в XXI веке? Что для вас значит «народное единство»?

(Команды и зрители делятся мнениями).

Далее жюри объявляет результаты, награждает команды дипломами I, II, III степени и сладкими призами. Важно отметить всех участников.

Заключительное слово ведущего: Поздравляем всех участников! Сегодня вы не только показали блестящие знания, но и еще раз доказали, что сила — в сплоченности и командном духе. Пусть история нашей страны всегда будет для вас источником мудрости и гордости. Помните: только вместе, поддерживая друг друга, мы можем преодолеть любые трудности. С наступающим Днем народного единства!



Методические рекомендации для участника конкурса:

Адаптивность: Уровень сложности вопросов можно регулировать в зависимости от возраста учащихся.

Наглядность: Сделайте яркую и качественную презентацию с изображениями, портретами, картами.

Интерактивность: Используйте разные формы деятельности (блиц, работа с визуалом, творческое задание, риск-раунд), чтобы удержать внимание.

Рефлексия: Обязательный этап «Подведение итогов» с вопросами на осмысление показывает глубину вашего подхода и направлен на достижение воспитательных целей.

Тайминг: Четко регламентируйте время на каждый раунд (например, 1-2 минуты на обсуждение).

Профессиональная позиция: Будьте энергичным модератором, поддерживайте команды, создавайте доброжелательную атмосферу. Ваша роль — не просто задавать вопросы, а вести участников к открытиям.

Удачи на конкурсе! Эта игра обязательно покажет ваш профессионализм и творческий подход.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.