Интеллектуальная программа «Что мы знаем о птицах?» (2–4 класс)
Интеллектуальная программа «Что мы знаем о птицах?»
(В рамках Акции «Птичья столовая», посвященная году журавля.)
Оргмомент.
–Союз охраны птиц России наступающий 2020 год объявил годом этой птицы. Сегодня вы познакомитесь с её внешним видом, средой обитания, чем она отличается от других птиц, как её прозвали.
Создание проблемной ситуации.
Что это за птица вы узнаете, когда выполните несколько заданий.
За каждое задание вы получите карточку с буквой, в конце, сложив карточки с буквами, вы прочтете название птицы.
На выполнение каждого задания дается определенное время. Следить за песочными часами будет «хранитель времени».
Конкурсная программа.
Конкурс №1. Разминка «Бей ответом прямо в цель».
А сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди, то есть «Бей ответом прямо в цель»!
– Какая птица выше всех летает. (орел.)
– Птица, которая варит кашу в детском стишке. (сорока.)
– Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)
– Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (снегирь.)
– Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (сова.)
– Какую птицу называют крылатым почтальоном? (голубя.)
– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец.)
– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
– Что птицам страшнее – голод или холод? (голод.)
– Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (куропатки, тетерева, рябчики, глухари.)
– Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля.)
Получают букву А
Конкурс №2«Узнай птицу по описанию».
Вот на эту кормушку сейчас будут прилетать зимующие птицы,
Узнать их по описанию.
● В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (воробьи.)
● Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали (синички).
● В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (снегири).
● В четверг на кормушке обедали большие птицы:
непоседы пестрые,
птицы длинохвостные,
птицы говорливые,
самые болтливые.
(сороки ).
● А в пятницу на кормушке побывало много птиц:
Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит –
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь: кружат 20 пар
И кричат: карр, карр, карр. (ворона.)
Получают вторую букву Л
Физкультминутка.
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.
За качественное выполнение буква Ь
Конкурс №3 Конкурс знатоков пословиц и поговорок.
Даны первые части пословиц, а вторую часть нужно будет подобрать по смыслу.
1. Слово не воробей... (вылетит – не поймаешь).
2. Лучше синица в руках, чем... (журавль в небе).
3. Сорока весть на хвосте... (принесла).
Буква В
Конкурс №4 «Приметы и птицы».
А сейчас надо будет назвать приметы, касающиеся наших зимующих птиц.
– Если запел снегирь, а сорока лезет под стреху, – знай, быть вьюге.
– Если же воробьи забираются в хворост и с утра пищат синицы, жди усиления мороза.
– Если вороны устраивают в небе хороводы – быть снегопаду, садятся на землю – жди оттепели.
– Если ворон на нижних ветвях деревьев – значит, скоро поднимется ветер.
– Каркают вороны всей стаей – к морозу.
– Воробьи дружно расчирикались – будет оттепель.
– Ворон летит – на ветер, каркает – к дождю.
– Мелкие птички собираются в кучу – к дождю.
– Сова кричит – на холод.
– Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
– Ворона кричит зимой – к метели.
– Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
– Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.
– Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороза.
– Снегирь зимою поет – на снег, вьюгу и слякоть.
Буква Р
Конкурс №5 – Правила обращения с птицами
● Не разорять гнезда.
● Не ловить и не убивать.
● Не трогать яйца и птенцов.
● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.
● Делать кормушки.
● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)
● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).
Буква Л
Конкурс №6 – Домашнее задание.
Подготовить небольшое творческое задание (песню, стих, сценку про птиц)
Буква Ж
Рассказ о журавлях.
Все буквы собраны, подумайте, о какой птице мы вам расскажем. (журавль)
Звучит “Танец журавлей” музыка из передачи “В мире животных”.
1.ЖУРАВЛИ - большие и красивые птицы заслуживают особого внимания и уважения. Да и вообще нет, пожалуй, человека, который не знал бы эту птицу.
2.Серый журавль – это как раз тот вид журавлей, чьё курлыканье мы слышим высоко в небе весной и осенью. Это крупная птица высотой около 125 см и весом 4-5 кг, размах крыльев больше 2 метров. Название своё получил по цвету перьев.
3.С зимовки журавли возвращаются на старые гнездовья. Обычно это болотистая местность. Гнездо журавли устраивают в глухих местах, но чтобы со всех сторон из гнезда хорошо просматривалась окружающая местность.
4.Гнездо – это плотно утрамбованная куча тростника и осоки. Гнезда расположены друг от друга довольно далеко: в километре и более. Насиживают яйца в течение месяца попеременно оба родителя. В гнезде бывает 2 яйца. Птенцы, как только обсыхают, уходят с родителями в заросли осоки.
5.Питаются журавли молодыми растениями, ягодами, семенами. Но также не брезгуют насекомыми. Улетают журавли в сентябре, октябре. Летят они в форме клина, курлыча свою прощальную песню.
6.В Красную Книгу России занесены белый журавль – стерх и красавки.
Стерх гнездится только на территории России. Окраска взрослых птиц чисто – белая и только первостепенные маховые крылья черные. Живут там, где много снега. Это тундра, Северная Якутия. На голове у стерхов нет перьев, кожа красная. Ноги такие же красные.
7.Гнездо стерха представляет собой утоптанную кучу стеблей и листьев осоки. В гнезде бывает по два яйца. Вылупившиеся птенцы агрессивны и ожесточенно дерутся друг с другом. В результате один птенец умирает.
Зимуют стерхи в Индии.
8.Красавка – самый мелкий журавль. Своё название этот вид журавля получил из-за особого украшения – пучков длинных белых перьев над глазами, которые развеваются на ветру. Питается в основном растительной пищей, зимовать улетает в Азию или Африку. Красавки живут в степях Калмыкии и Казахстана.
9.Союз охраны птиц России наступающий 2020 год объявил годом журавля. Именно этой птице мы посвятили этот квест, который ваш класс с успехом прошел.
10.А еще мы надеемся, что вы – друзья птиц и не оставите их в трудную зимнюю пору без помощи. Как и в прошлом году, мы продолжаем кормить пернатых, вы можете приносить корм нам в класс, а можете и сами подсыпать их в кормушку.
11.Памятка чем кормить птиц.
Ребята! Зима и ранняя весна – самый трудный период для птиц. Птицы могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Ваша кормушка поможет спасти жизнь многим десяткам птиц. Птицы быстро поймут, что рядом находится постоянная пища. Поэтому будут держаться поблизости от кормушки. Если вы будете заботиться о птицах, то они к вам привыкнут, их можно будет кормить прямо с руки. На аллее около школы висят несколько кормушек. Вы можете самостоятельно подсыпать в них корм или передавать пакетики с кормом в 1а класс (в 205 кабинет). | Что любят птички? Голубь - семечки, хлебные крошки, зерно, крупа. Синица - семечки, хлебные крошки, несолёное сало, крупа. Воробей - семечки, хлебные крошки, зерно, крупа. Снегири - семена растений, семечки. Из каждых десяти зимующих птиц 9 погибает от голода. А птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых. Поэтому наша задача – заботиться о наших пернатых друзьях. |