Интеллектуальная "Своя игра" на тему "Литературные юбиляры - 2024"
ПрезентацияPPT / 8.47 Мб
/data/files/m1731823229.ppt (Презентация)
Оценочный листDOCX / 11.32 Кб
/data/files/c1731823253.docx (Оценочный лист)
ГрамотаDOCX / 760.81 Кб
/data/files/s1731823269.docx (Грамота)Пояснительная записка.
Мои ребята очень любят играть в подобные игры. Это не только интересно, но и познавательно. Игры я разрабатываю по разным предметам и темам. Одну игру можно посвятить одному предмету, а можно - разным. Литературных юбиляров в этом году много, я выбрала наиболее известных детям. Для данной игры я старалась брать вопросы посложнее, так как ребята у меня способные и любознательные, и на уроках, когда мы изучаем биографию какого-нибудь писателя, я даю детям задание, подобрать интересные факты о нем. Ребята с удовольствием ищут, приносят и рассказывают. У учеников всегда присутствует соревновательный фактор, и, чтобы победить в игре, им нужно прочитать произведения, а также знать биографию и интересные факты о писателях. В эту игру можно просто играть «Вопрос-ответ», а можно к ответам давать небольшой комментарий для большего понимания и развития обучающихся.
Тема: Интеллектуальная "Своя игра" на тему "Литературные юбиляры - 2024"
Цель: Развитие интеллектуальных способностей обучающихся, расширение кругозора в области литературного чтения.
Задачи:
1. Расширить и уточнить знания детей о жизни и творчестве писателей-юбиляров.
2. Формировать стремление детей к постоянному общению с книгой, желание стать активным читателем;
3. Мотивировать детей к получению новых знаний путём их участия в интеллектуальном игровом мероприятии;
4. Создать условия для самореализации обучающихся в интеллектуально-развивающей деятельности, развития эрудиции, познавательного интереса, памяти, внимания, любознательности, мышления, связной речи, расширение кругозора;
5. Развивать качества личности ребенка: целеустремленность, инициативность, умение работать в команде.
Формирование УУД:
Предметные: хорошо знать произведения и биографии А.С.Пушкина, Л.Н Толстого, А.П. Гайдара, В.В. Бианки, И.А. Крылова.
Метапредметные УУД:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению, проявляют интерес к произведениям писателей-юбиляров.
Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные - умеют принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками, учителем, умеют работать в группе, обосновывать собственное мнение.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, выставка книг А.С.Пушкина, Л.Н Толстого, А.П. Гайдара, В.В. Бианки, И.А. Крылова, портреты этих писателей.
Предварительная работа:
Знакомство с биографиями А.С.Пушкина, Л.Н Толстого, А.П. Гайдара, В.В. Бианки, И.А. Крылова на уроках литературного чтения, а также самостоятельно.
Класс делится на две команды; участники выбирают командира, придумывают название, эмблемы, готовят книги для выставки.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу и пожелайте хорошего рабочего настроения на нашей интеллектуальной игре.
Введение в тему занятия.
- Пожалуй, трудно найти человека, который бы не любил книги. У каждого из нас есть свои любимые книги и произведения. Но есть книги, которые не могут оставить равнодушным ни одного человека.
- 2024 год богат на литературные юбилеи. Это 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина (обращаем внимание на портреты на доске), 120 лет со дня рождения А.П. Гайдара, 200 лет со дня рождения Льва Толстого, 130 лет со дня рождения В.В. Бианки, а также 255 лет со дня рождения И.А. Крылова. Конечно, это далеко не полный список литературных юбиляров.
- А сегодня я предлагаю вам поиграть в интеллектуальную литературную игру. У нас есть две команды по 5 человек.
Правила игры: В начале игры объявляются темы и стоимость вопросов (количество баллов, которые можно получить при правильном ответе на вопрос). Команды по очереди выбирают категорию (писателя) и вопрос, ведущий читает вопрос. В течение 5-10 секунд отвечающая команда совещается и дает ответ, если ответ верный, то команда получает всю стоимость вопроса, если ответ частично верен, то количество баллов определяет ведущий или жюри (если оно имеется). Отвечающая команда может дать только один ответ. Если ответ не верен, то имеет право ответить команда-соперница и заработать баллы. Команду, которая начнёт первой отвечать на вопросы, выбираем по жребию. В конце игры подводим итоги – подсчитываем баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов, выбираем команду-победительницу и вручаем грамоту.
- Начинаем!
- Командиры, представьте свои команды. (Представление команд)
- Командиры, подойдите ко мне, проведем жеребьёвку и определим, какая команда начнет игру первой.
- Повторим правила работы в группах:
1. Внимательно выслушайте задание.
2. Внимательно слушайте того, кто говорит.
3. Умейте спокойно договориться.
4. Примите общее решение.
5. Выберите того, кто будет отвечать.
6. Цените время.
7. Старайтесь не мешать работе другой команды.
3. Основная часть – игра.
- Желаю всем командам удачи!
Вопросы к разделу «А.С. Пушкин».
Кто обращался к Александру Пушкину такими словами «Сашенька, голубчик, спать пора». Как звали этого человека? (10 б) (няня Арина Родионовна)
Комментарий учителя. К своей няне Арине Родионовне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни услышал Александр много сказок, и некоторые из них легли в основу его произведений.
На каком языке А.С. Пушкин написал своё первое стихотворение, когда был маленьким? (20 б) (На французском)
Комментарий учителя. В 8-летнем возрасте Пушкин уже писал стихи на французском языке. Молодой Пушкин был очарован французским языком и французской поэзией, за что получил от своих сверстников прозвище «Француз».
В какой сказке А.С. Пушкина есть всего одно слово с буквой "Ф"? (30 б) (В "Сказке о царе Салтане…")
Комментарий учителя. В "Сказке о царе Салтане" А.С.Пушкин использовал только одно иностранное слово, начинающееся на эту букву - ФЛОТ. Оно в сказке употребляется трижды. Цитатное подтверждение: "Снарядить он флот велел", "Флот уж к острову подходит" и "Едет флот царя Салтана".
Почему А.С. Пушкин часто носил шляпу-цилиндр? (40 б) (Чтобы казаться выше)
Комментарий учителя. Пушкин был невысоким мужчиной (около 160 сантиметров) и очень этого стеснялся, поэтому во время балов и приемов он старался стоять подальше от высоких женщин. Кроме того, Пушкин пытался визуально казаться выше с помощью одежды и деталей туалета, поэтому часто надевал шляпу-цилиндр. На многих картинах он как раз изображен в этом головном уборе.
Какая дуэль по счету стала для А.С. Пушкина смертельной? (50 б) (21-ая)
Комментарий учителя. Пушкин пережил 20 дуэлей, но 21-ая стала для него роковой. Первая дуэль Пушкина состоялась ещё в годы его обучения в лицее. Пушкин был заядлым дуэлянтом, который на каждом шагу чувствовал пренебрежение к своей чести. Он тренировался для дуэлей, стреляя по 100 патронов в день. Однако поэт никогда не стрелял первым – только после своего неприятеля. Если литератору по жеребьевке выпадал первый выстрел, то он делал его в воздух.
Вопросы к разделу «В.В. Бианки».
Назовите самую знаменитую книгу Виталия Бианки. (10 б) («Лесная газета»)
Комментарий учителя. Другой подобной просто не было. Всё самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Она была и самой любимой из собственных книг для Бианки. По мотивам этой книги писатель создал радиопередачу «Вести из леса».
Кем по профессии был отец Виталия Бианки? (20) (Ученый-орнитолог)
Комментарий учителя. (Валентин Львович - ученый-орнитолог, хранитель отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича часто бывали в музее и хорошо его знали.
Какая традиция была у Виталия Бианки? (30 б) (Проводить лето на природе, в деревне)
Комментарий учителя. Отец постоянно брал в лес маленького Виталия, показывал ему каждую птицу и зверушку. На всю последующую жизнь Бианки и сохранил эту традицию.
Кем работал В.В. Бианки на Алтае после войны? (40 б) (Школьным учителем и сотрудником краеведческого музея)
Каким видом спорта увлекался Бианки в молодости? (50) (Футболом)
Комментарий учителя. Он в молодости увлекался футболом и участвовал в чемпионатах Санкт-Петербурга в 1911-1916 годов.
Вопросы к разделу «И.А. Крылов».
Выберите любимую тему И.А. Крылова (10 б):
«О детях»
«О человеческих недостатках»
«О волшебстве»
«Об истории»
«О забавных, необыкновенных происшествиях»
«О животных»
(«О человеческих недостатках»)
Комментарий учителя. Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками пороков, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.
Многие фразы из басен Крылова используются в повседневной речи как пословицы. Как называют такие выражения? (20 б) (Крылатыми)
Комментарий учителя. Приведите примеры крылатых выражений из басен Крылова и объясните их смысл.
На каком музыкальном инструменте играл И.А.Крылов? (30 б) (На скрипке)
Комментарий учителя. И.А. Крылов хорошо играл на скрипке, но не любил выступать в одиночку. Он был готов часами играть трио и квартеты в компании лучших столичных музыкантов.
Кем были родители И.А. Крылова? (40 б) (Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной.
Комментарий учителя. Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела ни какой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, уделяла большое внимание самообразованию сына. Читать и писать научил отец, он же привил Ване любовь к чтению. Иван обучался дома грамоте, арифметике, молитвам.
Во сколько лет маленькому Крылову пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде? (50 б) (В 8 лет)
Комментарий учителя. Должность отца не приносила большого дохода, семья жила в бедности. Поэтому восьмилетний Иван начал работать в уездном суде. Ему позволили небольшое жалованье переписывать деловые бумаги. В 1778 году (Ивану было 10 лет) отец умер, финансовое состояние вдовы с детьми стало ещё более тяжёлым.
Вопросы к разделу «Л.Н. Толстой».
Где Л.Н. Толстой родился и провёл своё детство? (10 б) (В Ясной Поляне)
Комментарий учителя. Лев Николаевич Толстой прожил в Ясной Поляне более 60 лет, был свидетелем и участником многих исторических событий. В Ясной Поляне им были задуманы и написаны многие произведения.
Какой известный поэт является родственником Л. Толстого? (20 б) (А.С.Пушкин)
Комментарий учителя. Прабабушка Пушкина и прабабушка матери Толстого — родные сёстры.
Сколько языков в совершенстве знал Л.Н. Толстой? (30 б) (11)
Комментарий учителя. В совершенстве владел русским, французским, английским, немецким языками, свободно читал на греческом и латыни, испанском и итальянском, чешском и польском, болгарском.
Во сколько лет Лев Николаевич научился ездить на велосипеде? (40 б) (В 67 лет)
Комментарий учителя. Писатель в начале весны 1895 года купил велосипед английской марки «Старлей». На то время это была лучшая модель и стоила целых 210 рублей. Это были большие деньги, хорошую скаковую лошадь можно было на них купить. Тут произошёл небольшой конфуз. Московские велосипедисты в это же время решили сделать писателю подарок. И подарили ему точно такой же велосипед. От подарка отказываться негоже, пришлось принять, а купленный велосипед сдать обратно в магазин. Кстати, именно этот возвращённый велосипед находится сейчас в музейной экспозиции писателя в столице. Новый владелец того велосипеда знал, что он принадлежал Льву Николаевичу и позднее подарил его музею писателя. В девятнадцатом веке велосипедисты почти не появлялись на городских улицах — катались в основном на закрытых площадках и в парках. Дело в том, что для езды по городу нужно было иметь специальный Билет (что-то вроде водительского удостоверения). Чтобы его получить нужно было сдать экзамен в полицейском участке на уверенное управление двухколёсным транспортным средством. Кстати, писатель получил позже свой Билет, а также номерной знак №867 на своё транспортное средство. Сейчас они хранятся в музее писателя.
Что делал Лев Толстой в зрелом возрасте, чтобы подчеркнуть свою близость к простому народу? (50 б) (Часто ходил босиком).
Вопросы к разделу «А.П. Гайдар».
Кем по профессии были родители писателя Наталья Аркадьевна и Пётр Исидорович? (10 б) (Учителями)
Комментарий учителя. Отец, Петр Исидорович Голиков, - школьный учитель, родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна Салькова, дворянка не слишком знатного рода, (шестиюродная правнучатая племянница Лермонтова), работала сначала учительницей, позже фельдшером.
Какая была настоящая фамилия у Аркадия Гайдара? (20 б) (Голиков)
Комментарий учителя. Первые свои произведения Аркадий Голиков подписал подлинной фамилией. Псевдоним Гайдар впервые появился в ноябре 1925 года в пермской газете «Звезда» под рассказом «Угловой дом». Писатель никогда не рассказывал, как возникло это слово. Если приставали с вопросом, Гайдар отделывался шуткой. Тимур Аркадьевич (сын), называя отца большим выдумщиком, посчитал, что литературный псевдоним расшифровал школьный товарищ отца А. М. Гольдин: «Г» — первая буква фамилии Голиков, «АЙ» — первая и последняя буквы имени, «Д» — по-французски — «из» (Голиков изучал французский и очень полюбил этот язык), «АР» — первые буквы названия родного города. Г-АЙ-Д-АР — Голиков Аркадий из Арзамаса.
Сколько было сестёр у Аркадия и как их звали? (30 б) (Наталья, Ольга и Екатерина)
Комментарий учителя. Вслед за Аркадием в семье родились три дочери — Наталья (1905), Ольга (1908) и Екатерина (1910).
Какой город А.П. Гайдар считал своей малой Родиной? (40 б) (Арзамас)
Комментарий учителя. Именно Арзамас Аркадий Гайдар называл своей родиной, потому что здесь прошло его детство. Многие впечатления от «арзамасской жизни» потом нашли отражение в его произведениях. Аркадий Гайдар родился во Льгове, однако Арзамас считал своей второй родиной. Сюда семья Голиковых приехала из Н. Новгорода летом 1912 года. Они поселились в деревянном доме где и прожили более шести лет. В 1918 году был зачислен в отряд Красной армии, формировавшийся в Арзамасе. Отсюда он уехал на фронт. Демобилизовавшись в 1924 году вследствие контузии из армии, Аркадий Гайдар приехал к отцу в Арзамас и поселился в маленькой комнате, ставшей его рабочим кабинетом. В настоящее время в доме № 25, где провёл детство Аркадий Голиков, открыт мемориально-бытовой дом-музей.
Во сколько лет Гайдар был назначен командиром полка? (50 б) (в 17 лет)
Комментарий учителя. Аркадий Гайдар с малых лет приучался к самостоятельности. Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда началась гражданская война и в 1918 году он добровольцем уходит в Красную Армию. Был в то время Аркадий Гайдар широкоплечим, не по годам рослым. Когда его спросили, сколько ему лет, он ответил, что 16, хотя на самом деле ему было всего 14. Ситуация на фронте обострялась. Так как Голиков проявлял находчивость, смелость, его назначают командиром роты, а позднее и командиром полка. Ему тогда было 17 лет.
Итог занятия.
Ну вот и закончился наша игра.
Была и трудна и полезна она.
Мы многое сумели, мы многое узнали.
Интеллектуальная игра
Нам силу духа придала.
Вперед за наградами надо идти,
А новые конкурсы все впереди!
- Давайте посмотрим, какая команда стала победительницей?
(Подсчет голосов, вручение грамот)
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдём от страницы к странице,
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы,
И чем там закончится - тоже известно,
Хорошие книжки всегда интересны.
- Ребята, подойдите к выставке, рассмотрите внимательно книги. Выберите себе книгу, чтобы ее прочитать, составьте по ней отзыв. А на следующем занятии вы попробуете представить эту книгу так, чтобы ребятам из класса захотелось ее прочитать.
(Можно эти книги представить ребятам и из других классов, например, из 2 или 4 класса)
- Наше мероприятие подошло к завершению! Хочется отметить всех участников викторины. Вы все показали хорошие знания и умения. Особенно хотелось бы отметить ваше умение работать в командах, поддерживать товарищей и помогать друг другу.
Спасибо за игру! Молодцы!
Литература:
Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: 3 класс: Дидактический материал. – М.: 5 за знания, 2006. – 160 с. – (Методическая библиотека).
Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: 4 класс: Дидактический материал. – М.: 5 за знания, 2006. – 176 с. – (Методическая библиотека).
Олимпиадные задания. 3-4 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир / Автор-составитель Г.В. Раицкая. – 4-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 80 с.
Торгашова А.С. Открытые уроки в начальных классах/ А.С. Торгашова, С.Н. Березина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 442 с.
Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть I: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября». 2000. – 256 с.
Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть II: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября». 2000. – 256 с.
Интернет-ресурсы:
https://multiurok.ru/blog/20-interesnykh-faktov-o-pushkine-1.html
https://fishki.net/3431897-64-samyh-interesnyh-fakta-o-pushkine.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гайдар_Аркадий_Петрович
https://dzen.ru/a/ZEZtOliMqgwyepO6
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/виртуальное_путешествие_по_Арзамасу
https://infourok.ru/prezentaciya_na_temugaydar_v_arzamase-184874.htm
https://ast.ru/news/desyat-faktov-o-zhizni-vitaliya-bianki/
https://karo.spb.ru/news/lev-tolstoy-15-interesnykh-faktov-iz-zhizni-i-tvorchestva/
https://dzen.ru/a/ZFZkw3GGkHCvKKOr
Ирина Владимировна Казарцева
Литвиненко Ольга Анатольевна
Елена Алексеевна
Литвиненко Ольга Анатольевна
Юдина Валентина Петровна
Литвиненко Ольга Анатольевна