12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарычева Татьяна Анатольевна56
Россия, Пермский край, Губаха

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г.Губаха Пермский край.

Воспитатель 1 квалификационной категории

Кутушева О.В.

«Дидактическая игра как средство экологического развития дошкольников».

В своей работе при планировании по экологическому воспитанию я руководствуюсь требованиями ФГОС и программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. В соответствии с программой, ежедневно на прогулке провожу наблюдения, в зависимости от погодных условий осуществляется трудовая деятельность на участке и в уголке природы. Каждую неделю осуществляется организованная образовательная деятельность по формированию элементарных экологических представлений в рамках образовательной области «Познание», где дети решают проблемные ситуации. Самостоятельный поиск решения помогает развивать мышление, логику, творческие способности ребёнка. Знания, полученные таким способом, надолго остаются в памяти. Стимулировать познавательную активность позволяет и детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы, только такие фокусы, которые можно объяснить и понять. Разнообразная опытническая работа с детьми способствует умственному воспитанию, они учатся устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы. Но, в становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная деятельность позволяет добиться полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей среды. Проанализировав программу, я пришла к выводу, что недостаточно раскрыта игровая деятельность. В программе даны задачи развития игровой деятельности, задачи по ознакомлению с природой, конспекты занятий О.А.Соломенниковой, предложены ряд дидактических игр на усмотрение педагогов. Но д/игры не выстроены в определённой последовательности по уровню обучения, усложнения, развития, разнообразия.

Я работаю в группе для детей с ОНР. У детей наблюдаются позднее появление речи, недостаточен запас слов, дефекты произношения, отклонения в развитии таких процессов как внимание, память. Одна из основных задач коррекционного обучения-развитие лексико-грамматической стороны речи.

Перед нами стоит задача дать равные стартовые возможности ребёнку для успешного обучения его в школе. Для этого необходимо раннее выявление и коррекция нарушений уже у детей старшего дошкольного возраста. Именно на этапе дошкольного детства (с ранних лет) ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой. Среди множества педагогических технологий выделяется технология дидактической игры, как самая доступная для совместной деятельности взрослого (родителя, педагога) и детей.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она всегда имела место. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы, особую остроту и актуальность. С принятием законов «Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

В современных условиях, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическая грамотность находится на низком уровне, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.

Вопросы этического отношения к природе рассматривали философы, социологи, биологи, психологи. Именно в старшем дошкольном возрасте основным новообразованием является формирование внутренних этических инстанций, зарождение своеобразного «контролёра» действий, поступков, мыслей. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что дошкольники в большей мере осуществляют моральные действия не потому, что они понимают потребности других, а потому, что ребёнок придерживается общепринятых норм поведения, чтобы заслужить одобрения взрослого, сохранить с ним добрые отношения. А моральные нормы и правила поведения формируются именно в игровой деятельности. Правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Полнее всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактическая игра. Обучение, активизация познания в значительной форме происходит в игровой форме.

Концептуальной основой организации работы с детьми дошкольного возраста являются труды отечественных педагогов и психологов.

В отечественной дошкольной педагогике проблемы сущности, генезиса и руководства дидактическими играми нашли отражение в исследованиях:

А.И Сорокиной, З.М. Богуславской - об отношении дидактической игры к процессу обучения; об их содержательном наполнении и влиянии на становление детского самосознания Е.В.Удальцова о характерных особенностях построения дидактической игры; Н.Я.Михайленко - о месте и специфике руководства ими в педагогическом процессе; Е.В.Радина - о ее особом значении в процессе подготовки ребенка к школьной учебной деятельности; А.П. Усова – об усилении восприимчивости детей, разнообразии деятельности, занимательности

О проблемах экологического воспитания дошкольника - занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (по подготовке детей к школе). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. Обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов: Н.А.Рыжова, С.Николаева, Т.А. Копцева, Н.А. Авдеева, А Верисова, Е. Рылеева - понимание экологических проблем, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Исследования в области развития речи детей с ОНР

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи с разной степенью полноты представлены в работах Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, И. Ю. Левченко, О. Е. Грибовой.

Таким образом, в дидактической игре заложены большие возможности не только формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, но и активизации, обогащения, расширения словаря, развития грамматического строя речи и связной речи в целом; развитие интегративных качеств: активность, эмоциональность, овладение средствами общения и взаимодействия со взрослыми и детьми, способность управлять своим поведением, решать интеллектуальные задачи.

Учитывая специальную направленность группы, используем блочно-тематическое планирование.

При составлении перспективного плана я стараюсь включать дидактические игры во все виды деятельности: НОД, совместную, самостоятельную деятельность, в утренний и вечерний отрезок времени, индивидуально-коррекционную работу, обязательно на прогулке с учётом интеграции и усложнения задач. (слайд План). Игры экологического цикла, такие как «С какой ветки детки?», «Что сначала, что потом?», «Что где растёт, кто где живёт?» помогают активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, уточняются знания об экосистемах. «Кто летает, прыгает, плавает?» - умение классифицировать, «Сложи картинку», «Назови по порядку», «Что изменилось?» - развитие зрительного восприятия и памяти. «Назови лишний предмет»-развитие мышления. «Экологический светофор», «Хорошо-плохо», «Оцени поступок» учит детей оценивать поступки людей, жизненные ситуации.

На экскурсиях и прогулке я привлекаю детей к подбору различного материала для дидактических игр. Дети стараются найти камушки, листочки, шишки. Здесь же провожу индивидуальную работу по формированию элементарных математических представлений, которая предполагает знакомство с геометрическими фигурами и их разновидностями «Подбери такой же формы». Даётся треугольник и листья некоторые треугольной формы, но не идеальной, как модель треугольника, а приближённо моделирующие её, сравнение объектов по величине, счёт с применением природного материала. Составление описательного рассказа, работу со звуками, слоговым составом слова. Использую загадки. При рассматривании объектов, учу сравнивать, находить отличительные признаки. Например, рассмотрели берёзку и осинку, сравнили листья, ствол, отвечали на вопрос «Почему так думаешь?» В конце прогулки делимся на две команды: одна - берёзки, другая - осинки. Провожу игру «Беги к сестричке» (у каждого в руке листочек от своего дерева).

Дидактическая игра приобщает детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Дидактические игры-игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. Впервые разработаны для дошкольного возраста Ф.Фребелем, М.Монтессори. Специфическими признаками д.и. являются их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и задачи. Структура д.и. включает несколько компонентов.

1.Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент д.и., которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай птицу по голосу» обучающая задача: развитие слухового восприятия, учить соотносить звук с объектом. А детям предлагается игровая задача: послушать голоса птиц и по-порядку расставить цифры. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Разложи по-порядку», «Кто чем питается?»

2.Игровые действия -это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать предмет, описать его; увидеть и назвать изменения, которые произошли, подобрать правильно корм. Для детей старшего возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. В их играх преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать по тем или иным признакам.

То есть, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в д.игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации д.и.: её развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребёнком. Если педагог действует сам, а дети только наблюдают и иногда говорят что-то, её воспитательно-образовательная ценность пропадает.

3.Игровые правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной д.и. правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очерёдность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание (пропуск хода, фанты).

Таким образом, хочется подытожить: дидактическая игра поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 13.04.18 в 05:40 0Ответить Пожаловаться
Более 50% совпадений с этой статьей: https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-ekologicheskogo-razvitiya-doshkolnikov-2718203-page2.html По-моему даже, это одна и та же статья

Отредактировано 13-04-2018 05:41

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.