12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Кудасова Альбина Васильевна34
Россия, Новосибирская обл., поселок Садовый

Альбина Васильевна Кудасова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Пашинской средней общеобразовательной школы №70, пос. Садовый Новосибирского района Новосибирской области

 

Интеллектуальные занятия

УЧЕБНО-ЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ


 

Цель: Формирование навыков и умений логического и творческого мышления.
 

Занятие 1.

 

Тема: «Видим больше происходящего».
 

Цель: Развитие умений видеть проблему.

 

Введение понятия.

Проблема – древнегреческое слово, что в переводе означает – задача, преграда, трудность.

Работа учащихся с толковыми словарями.


 

Проблема – 1. Сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Например: проблема происхождения Земли.

Проблематика – совокупность проблем. Например: проблематика научной работы.
 

Проблема – 2. О том, что трудно разрешить, осуществить. Например: «Вернуться из госпиталя к боевым трудам для военного человека – дело обычное. Только для Алексея Маресьева представляло оно проблему». Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». (Словарь русского языка в четырех томах. – М.,1987, том 3)


 

Определяемся: мы работаем с первым значением. Чтобы начать поиск, исследование, мы должны видеть проблему (это нелегко), поэтому на занятиях будем выполнять следующие тренировочные упражнения:
 

внимательно оглядите классную комнату и найдите как можно больше предметов, содержащих окружность;

решите анаграммы и исключите лишнее слово:

ААЛТЕРК

КОЖАЛ

ДМОНЧЕА

ШКААЧ.

Создайте новые слова из перечисленных:

КАРЕТА, ТАБУН, ЗОЛА, КЛОП, БАЗУКА, РОПОТ, МЫШКА.

За установленное время напишите как можно больше слов выбранной длины, в которых сквозная буква занимает определенное место. Например: в пятизначных словах на втором месте «г» (игрок, ягуар, огонь, уголь).

Создайте мысленный образ, например, роскошного ужина… ( Один из учеников озвучивает, остальные – задают вопросы. Вопросами они должны помочь «увидеть мелочи». Потом учащиеся меняются ролями.

Предположите, что было бы, если бы автомобили до сих пор не были изобретены? (могут быть варианты задания: расческа, фен, плита и т.п.).

Подумайте и назовите пять изобретений, которые, на ваш взгляд, до сих пор не сделаны.

Опишите солнце, выразив чувства: человека, впервые вышедшего на улицу после долгой болезни;

крестьянина, измученного засухой;

человека, пережившего тяжелое потрясение;

любого другого героя, которого вообразите сами.

 

Развитие языковых умений

 

Акростих.

 

Понятие объясняет учитель.

Акростих – короткое стихотворение, где начальные буквы каждой строки при прочтении сверху вниз образуют слово или фразу.

 

Акростих – в переводе с греческого – краестишие. Разновидности: мезостих (средние значащие буквы); телестих (последние значащие буквы).
 

Примеры акростиха приводит учитель: И.Ф. Анненский «Зине»;

Н. Гумилев «Анна Ахматова»; Б. Пастернак «Марине Цветаевой».

Задание ученикам

Определите слово, скрытое в акростихах.

 

ильоны звезд, как блесточки, сияли,

месяц плыл на небе голубом,

учей журчал. Мы соловью внимали

много говорили обо всем…

о вот уж час, пора и расходиться,

мы сидим, нам все еще не спится. (Марина).


 

* * *

ще заката зарево горело.

есок от солнца долго золотился.

е я ждал, она придти хотела,

о не пришла. В волненье я томился,

милая в саду с другим сидела. (Елена).

 

Домашнее задание (по желанию): попытайтесь сочинить акростихи.

 

Занятие 2

 

Тема: ГИПОТЕЗА.

 

Цель. Развивать оригинальность и гибкость мышления, умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
 

Работа над понятием. Работа учащихся со словарем.

 

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.
 

Гипотеза – в переводе с греческого – основание, предположение.

 

Коллективное размышление на основе определения понятия «гипотеза».
 

Примерный ход размышления


 

Сердцевина гипотезы – предположение.

Вспомните, как вы узнаете предметы, явления.

Вы выдвигаете предположения, затем проверяете их правильность.
 

Например, следующие предположения – гипотезы:

 

Какая птица сидит на дереве?
 

Кто позвонил в дверь?


 

начинается поиск новых идей, закономерных связей

(если птица черного цвета и каркает, то…)

или причинных зависимостей

(варианты – почему кто-то позвонил в дверь…).

 

возникает проблематичность суждения, используются знания, требующие доказательств.

 

Вероятное знание, требующее проверки.

Учитель приводит к понятиям

Истинная и ложная гипотеза.
 

Подтверждение гипотезы, методы подтверждения: наблюдение, эксперимент.

Подтверждение не может быть полным и окончательным, всегда сохраняется возможность того, что предсказание гипотезы окажется ложным (пример: все лебеди белы).
 

Упражнения для тренировки способности вырабатывать гипотезы:
 

изобретите значение для следующих бессмысленных слов: вейник, шибарра, злокозия, библомышь, камнепресс, карцепция, клюмбок;
 

выдвините гипотезы для ответа на вопрос: почему мы так говорим
 

до-сви-дания а не до-сви-швеция, д-верь, а не д-сомневайся, вино-вата, а не пиво-хлопок
 

Игра «Бином» фантазии

 

Ученики выдвигают гипотезы – что общего… в словах… например: печь и учитель. Слова придумывают, как правило, совершенно разные и далекие друг от друга по значению (Игра подробно описана в книге Т.А.Ладыженской «Развитие речи» для 5 класса).

Используя оригинальный метод обучения сочинению Джанни Родари, составляем «бином фантазии» из двух слов, между которыми, на первый взгляд, нет ничего общего. Просим написать рассказ, непременно использовав оба слова (булочная и скворечник, яичница и прачечная, каталог и некролог, творог и мышление.
 

Занятие 3
 

Тема: Понятие.
 

Цель: Формировать у учащихся умения видеть предметы в их существенных и общих признаках.
 

Понятие – исходная форма мысли.

 

Работа над термином.

 

Понятие – мысль, отражающая общие и существенные признаки определенной совокупности предметов, процессов, моментов действительности.

 

К примеру. Понятие «яблоко» – существенные признаки всех яблок, именно существенные (не берем «красное» или «желтое», потому что может быть и зеленое, или «сладкое» – может быть и кислым).
 

Мысль отвлекается от несущественного и частного и переходит от конкретно-чувственного к абстрактному.

 

Проследим путь образования понятия..
 

Ощущение связано со зрением, осязанием, вкусом и пр.
 

Человек обладает способностью объединять отдельные ощущения в восприятие.
 

Восприятие – это целостный наглядно-чувственный образ предметов и процессов окружающего мира.

 

Представление – сохраненное в памяти восприятие, переходное звено между созерцающим и мыслящим сознанием.

 

Сохраненные в механизме памяти восприятия различных деревьев являются основанием понятия «дерево».

 

Содержание понятия, то есть система существенных признаков предмета, мыслимого в понятии (следует указать учащимся, что под одним и тем же словом разные люди могут подразумевать различные понятия, вкладывать разное содержание, поэтому перед началом работы необходимо определить понятия).

 

Объем понятия – совокупность предметов, мыслимых в понятии.

 

Важнейший принцип логики: чем больше содержание, тем меньше объем понятия, соответственно, чем больше объем понятия, тем меньше содержание.

 

Рассмотрим пример.

 

Понятие «цветок» -- «красивый цветок» – «красивый розовый цветок» – «красивый розовый цветок на моем столе».

 

Понятие «растение» -- «цветок».
 

Виды понятий.


 

По объему:
 

единичные (отражающее один предмет определенного класса): Россия, Луна, ученик Иванов, мое кресло и др;
 

частные (отражающие часть предметов данного класса): многие ученики, некоторые столы, определенные представители фауны;
 

общие (отражающие все предметы данного класса): река, звезда, человек, стол ученик;


 

По содержанию:
 

относительные (единство противоположностей) – добро и зло;

 

безотносительные (абсолютные, существуют без связи с чем-то внешним): школа, здание, звезда, нос;

 

положительные (наличие какого-либо свойства, отношения у отражаемого предмета): белый, добрый, неряха, мокрый;
 

отрицательные (отсутствие какого-либо свойства или отношения у предмета мысли): неприступный, бескорыстный, некрасивый, недостойный;
 

конкретные (стол, круг, ножницы, рис, извержение);
 

абстрактные (свободный, тождество, демократичный, равенство);

 

открытые (не имеют четких признаков пространственного, временного или количественного ограничения того класса предметов, который они отражают); человек, слово, жизнь, цветы;
 

закрытые (включают в свое содержание признаки пространственного, временного или количественного ограничения): азиаты. Пушкин, марсиане, мое пальто, декабристы, 2006 год;

 

собирательные (однородные предметы): правительство, коллекция, трио;

 

собирательные единичные: футбольная команда «Спартак», мой мебельный гарнитур;
 

несобирательные (существенно-общие характеристики предметов определенного класса): дерево, звезда, человек.


 

Совмещение видов:

 

Несобирательные Конкретные Абстрактные
 

ОБЩИЕ человек мудрость

 

ЕДИНИЧНЫЕ Аристотель его мудрость Собирательные

ОБЩИЕ созвездие множество ЕДИНИЧНЫЕ Орион это неполное множество


 

Занятие 4.

 

Тема: Определение понятия.

Цель. Развитие умения давать определения понятиям.

 

Определение понятия – нахождение существенно-общих признаков определенного класса предметов.
 

Правила определения понятий.


 

Определение должно включать существенные признаки класса предметов, мыслимого в определяемом понятии.

 

Например, если определить понятие «стол» как «предмет мебели», предназначенный для работы с книгой», признак «предназначенный для работы с книгой» не будет удовлетворять требованию существенности, определяемое понятие не будет распространяться на обеденные и прочие столы.
 

Определение должно быть соразмерным. Нарушение приводит к увеличению или уменьшению объема. «Студент – человек, изучающий логику» – в данном случае произошло уменьшение объема. «Студент – человек, обучающийся чему-то» – Определяющее понятие больше определяемого по объему.

Определение не должно делать круг (допускать замыкание н а самом себе): «Больной человек, который болен». В данном случае – тавтология.

Определение не должно быть отрицательным: «Человек – не зверь».

Определение должно быть ясным, отчетливым и не допускать двусмысленности, исключаются метафорические определения: «Человек – венец создания».

 

Ученики дают определение следующих понятий: эпитет, окружность, революция, подлежащее, ромб, стул, стол, студент.
 

Обобщение и ограничение понятия.


 

Обобщение – исключая видовой признак, получаем родственное понятие, большее по объему. От конкретного к абстрактному.
 

 

Задание для учащихся.
 

Обобщи понятия: стол, репа, мебель, человек (мебель, овощи, интерьер, живое существо); мой письменный стол (стол – предмет мебели – вещь – объективная реальность – реальность).

 

Ограничение понятия – прибавляем к содержанию данного понятия новый признак. От абстрактного к конкретному: материя – вещество – железо – лопата; интерьер – мебель – стол – письменный стол – мой письменный стол.

 

Деление понятия.

 

Правила деления понятия.

 

Деление должно быть соразмерным: полученные понятия в сумме представляют объем делимого. Должно быть так: «лес – дерево», но не так «дерево – береза, ольха, ива» (результат деления уже делимого).

 

Деление нужно проводить по одному основанию, при том существенному, нельзя брать два и более признаков.

 

Пример правильного деления: волны делятся на продольные и поперечные. Неправильное деление: транспорт делится на наземный, водный, воздушный, транспорт общего пользования, транспорт личного пользования – деление произведено не по одному основанию.
 

Члены деления должны исключать друг друга, не иметь общих элементов, быть несовместимыми понятиями.

 

Вещества органические и неорганические. Ошибочное деление: треугольники бывают прямоугольными, тупоугольными, остроугольными, равнобедренными, подобными.

 

Деление должно быть непрерывным. Будет допущена ошибка при таком делении: «сказуемые делятся на простые, на составные глагольные и составные именные». Правильно так: «сказуемые простые и составные», составные глагольные и составные именные».

 

Упражнения.
 

*По описанию угадать предмет, человека (возможно, героя литературного произведения).

 

*По характеристике узнать животное, героя литературного произведения, одноклассника и пр. «Знакомые незнакомцы».

 

*«Я тебя знаю». Работа парами. Какие черты характера проявит одноклассник при самых неожиданных обстоятельствах: на необитаемом острове; в глухом лесу; в космосе. Каждый дает характеристику своему партнеру, рассказывая, как бы тот партнер проявил себя при разных необычных обстоятельствах. Тот, о ком рассказывают, имеет право согласиться или нет с тем, как его характеризуют. Можно приготовить самохарактеристику.


 

* Сгруппируйте слова по три на основе общего признака: красный, утка, красота, песня, ноты, гусь, платина, лимон, телевидение, сперебро, радио, газета, луна, леска, мандарин, молодость, колесо, гитара, белый, спутник, ложка, спица, яблоко, здоровье, нож, зеленый, пар, грузило, лед, золото, вода, апельсин, велосипед, слива, вилка, курица, крючок, солнце, груша.

 

*Кто быстрее? Подчеркните слова, имеющие общий признак: личность, лицо, личностный, лицей, лицензия, лицеист, обезличить, личинка, перелицевать, лицензионный.

 

Убеждать, убедить, беда, убеждение, бедность, убедительно, убежать.
 

Выразить, выразительный, выражать, вырождаться, поразить, выразитель, невыразимый, выражение, вырождение. (Вид подчеркивания выбирает выполняющий задание).

 

* Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие справа и слева.

 

Широкая улица программа, план

 

Часть речи местный говор

 

Молодая ветка самовольный уход

 

Бег лошади танец

 

Награда организация

 

Скамья магазин

 

Животное нежность

 

Рыба наклонная поверхность

 

Родник отмычка

 

(Проспект, наречие, побег, галоп, орден, лавка, ласка, скат, ключ).


 

Занятие 5

 

Тема: Классификация.

 

Цель: Развитие умения выделять в предметах и явлениях общие существенные признаки.

 

Работа с понятием.

 

Классификация – распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет постоянное , определенное место.


 

Цель классификации – систематизация знаний. Классификация представляет собой вид последовательного деления, она образует систему, где каждый ее член делится на подклассы. Важен выбор основания классификации (категориальное объединение, аналитическое объединение). Классификация осуществляется по следующему алгоритму:

 

Определите род объектов для классификации.

 

Определите признаки объектов.

 

Определите существенные признаки объектов

 

Определите основание для классификации рода, то есть общий существенный признак, по которому род будет делиться на виды.

 

Распределите объекты по видам.

 

Определите основание классификации вида на подвиды.

 

Распределите объекты на подвиды.

 

Упражнения.

 

*Произведите классификацию второстепенных членов предложения.

*Укажите ошибку:

«Лучи делятся на ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные».

 

*Найди основание и объедини предметы:

яблоко, банан, груша, апельсин, самолет, яхта, слон, мышь, дуб, сосна, собака, клен, автомобиль.


 

Занятие 6


 

Тема: Парадокс
 

Цель: Развивать нетрадиционный стиль мышления, стимулировать творчество.

 

Работа со словарем, введение понятия «Парадокс».
 

-- Мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу.
 

-- Формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений.
 

-- Неожиданное явление, несоответствующее обычным представлениям.

 

В переводе с греческого – неожиданный, странный.

 

Парадоксы были известны еще в древности. Например, парадокс «лгущий критянин» (сформулировал философ Эвбулид из Милета в 4 веке до Н.Э.). Суть парадокса : «Критянин Эпименид сказал: «Я сейчас лгу». Анализ этого высказывания дает ошеломляющий результат: критянин сказал правду тогда и только тогда, когда солгал, и наоборот.
 

Парадокс «куча» был обнаружен в Древней Греции. Суть такова: одно зерно кучи не составляет, прибавить еще одно зерно, кучи не получится, не создаст кучи и третье зерно, и четвертое, не создаст кучи каждое вновь прибавленное зерно. Аналогичен ход рассуждений в парадоксе «лысый»: у человека с пышной шевелюрой выпадает один волос – лысина не появится с выпадением второго, третьего, четвертого… С выпадением какого числа волос образуется лысина?
 

В дзэн-буддизме очень ценится все, что показывает несостоятельность логики и ограниченность рационального мышления. Одним из традиционных методов обучения по системе дзэна является коан – вопросы-загадки, которые наставники задают для того, чтобы привести ученика в особое состояние «всепонимания», или понимания без слов, нарушая движение мысли по инерции.

 

Например. Человек шел через поле и встретил голодного тигра. В испуге он побежал к обрыву, ухватился за лозу и повис так, чтобы тигр не смог его достать. Дрожа, он взглянул вниз и увидел второго тигра, который был готов сожрать его. Только лоза давала защиту. Тут две мыши – черная и белая – принялись мало-помалу перегрызать лозу. Глядя, как истончается ветвь, человек заметил крохотную земляничку. Одной рукой сжимая лозу, другой он сорвал земляничку и съел ее. Она оказалась такой сладкой...


 

Упражнения.


 

А что если (описание неожиданной ситуации)


 

небо всегда было бы темным?

потечет время вспять? Изменится ли наше восприятие плохого и хорошего?

люди будут жить по шестьсот лет?

 

Отчетливо представьте себя… и опишите ощущения:

голубем, устраивающемся в парке на ночлег;

ураганом;

последней фразой в великом романе.
 

На Среднем Востоке популярны истории про Ходжу Насреддина. Это короткие анекдоты о человеке, который поступает алогично.

 

Попробуйте уловить смысл, поддекст в следующем анекдоте:
 

Как-то Ходжа Насреддин нес домой только что купленный кусок печенки. В другой руке он держал рецепт пирога с печенкой, который дал ему приятель. Вдруг откуда ни возьмись налетел коршун и утащил печенку. «Ну и дурак, -- крикнул ему вслед Насреддин. – Мясо я всегда достану, а рецепт-то остался у меня!».

 

Развитие языковых умений.

 

Полиндром – перевертень, движущийся обратно, вид затеи, в которой слово или подтекст одинаково читается от начала к концу и от конца к началу.
 

Примеры.


 

Я разуму, уму заря,

Я иду с мечем судия;

С начала та ж я и с конца,

И всеми чтуся за отца.


Г.Р. Державин.

 

* * *
 

 

А роза упала на лапу Азора. А.А.Фет.
 

* * *

Ротатор, нежен, летел, ими, как, тут, дорога за город; тени нет.
 

Ученикам дано задание (три уровня):


 

Привести примеры слов-полиндромов, различных частей речи (прилагательное, существительное нарицательное и собственное, глагол, наречие, местоимение, предлог, междометие, частица);

 

придумать предложения-полиндромы;

 

создать текст, состоящий из предложений-полиндромов.


 

Занятие 7


 

Тема: Развитие воображения


 

Цель: Развитие способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы.


 

Упражнения:


 

отчетливо представьте себе пять предметов на букву «А», поделитесь мысленной картиной с одноклассниками (проделать то же самое можно с каждой буквой алфавита);

представьте как можно больше предметов меньше вашего мизинца (колпачок ручки, горошина, канцелярская кнопка и пр.);

задание то же самое, только представляемы предметы больше автобуса (поезд, голубой кит…);

мысленно нарисуйте бабочку, совершенную во всех деталях – с золотистыми узорами крылышек, с длинными мохнатыми усиками, с нежными пятнышками, но вообразите себе ее не прекрасной, а безобразной;

образные звуки; создайте образы следующих звуков:

звучащих в природе (дождь, ветер, водопад…), звучащих в автомобиле (закрывающаяся дверь, откидывание сиденья, включение зажигания…); производимых зверями (лай, хрюканье, рычание, мычание); производимых насекомыми (жужжание мухи, писк комара, стрекотание сверчка…);


 

вообразите стул в забавной ситуации;

этот же стул, участвующий в невероятно смешной сцене из какой-нибудь комедии;

поместите стул в трагическую ситуацию, пусть он окажется в центре душераздирающих событий.


 

Развитие языковых умений.


 

Пародия – литературно-художественная композиция, подражающая стилю отдельного произведения автора, шуточное подражание, воспроизводящее в преувеличенном виде характерные особенности оригиналы.


 

В переводе с греческого – пение наизнанку.


 

Пародия зародилась в античные времена, в России прославились пародиями М.В. ломоносов, А.П. Сумароков, А.С. Пушкин, И.А. Крылов, К. Прутков, Д.Д. Минаев и др.


 

По мотивам знакомого всем стихотворения «Жил-был у бабушки серенький козлик» (автор неизвестен) Э.С. Пареная, А.Г. Розенберг и А.М. Финкель создали серию пародий под разных авторов.


 

По началам стихотворений определите, кто бы мог так написать:


 

У старой женщины, бездетной и убогой,

Жил козлик серенький, и сей четвероногий

В большом фаворе у старушки был.


 

* * *


 

Одна в глуши лесов сосновых

Старушка дряхлая жила

И другом дней своих суровых

Имела серого козла.


 

* * *


 

Рязанские лощины,

Коломенская грусть.

Одна теперь в долине

Живу я и томлюсь.

Козел мой златорогий

Гулять умчался в лес,

И свечкой четверговой

Горел окрай небес.


 

* * *


 

В стороне родной, Смоленской,

За околицей села,

В бедной хате деревенской

Бабка старая жила,

Да по старости, по женской,

Завела себе козла

И на серого любимца

Надышаться не могла.


 

* * *


 

Наша бабка горько плачет:

-- Где мой козлик? Где он скачет? --

Полно, бабка, плачь, не плачь –

В лес умчался твой рогач.


 

(И.А. Крылов, А.С. Пушкин, С.А. Есенин, А.Т. Твардовский, А.Л. Барто).


 

Занятие 8


 

Тема: Суждение


 

Цель: Развитие логического мышления.


 

Работа с понятием.


 

Суждение – это мысль, в которой на основании связи понятий выявляются свойство, отношение или признак, раскрывающие содержание одного из понятий. Суждение обязательно должно содержать утверждение или отрицание наличия свойств, отношений или других признаков у данного понятия.


 

Далеко не каждое предложение представляет суждение, не являются суждением вопросительные, в том числе риторические.


 

Упражнения.


 

Установите, являются ли суждениями следующие предложения:


 

И если я умру, то кто же

Мои стихи напишет вам,

Кто стать звенящими поможет

Еще не сказанным словам? (А.А. Ахматова «Покорно мне воображенье…»)


 

Пешеходы! Переходите улицу только по зеленому сигналу светофора!


 

«Каких цветов в саду весеннем нет!» (В. Шекспир)


 

«И дольше века длится день» (Ч. Айтматов).


 

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт.


 

Никто не хотел умирать.


 

Нет в жизни счастья!


 

На следующей неделе, вероятно, пойдут дожди.


 

Какие из приведенных ниже предложений выражают суждение, а какие не выражают и почему?


 

Был ли Наполеон французским императором?

Наполеон никогда не был французским императором.

Водители! Не нарушайте правил уличного движения!

«И какой же русский не любит быстрой езды!»

Возможно, что существуют внеземные цивилизации.

Я верю, что Сократ был учеником Платона.


 

(Высказывания 1, 3 не выражают суждения, так как не содержат в себе утверждения или отрицания, которые могут быть подвергнуты проверке на истинность).


 

Составьте суждения из следующих пар понятий:


 

Крестьянское восстание; восстание, закончившееся победой;

Крупный промышленный центр; город республиканского подчинения; (Пример решения: Ни одно крестьянское восстание не закончилось победой. Все крупные промышленные центры – города республиканского подчинения. Некоторые крупные промышленные центры – города республиканского подчинения).


 

Занятие 9


 

Тема: Умозаключение.


 

Цель: Развитие логического мышления.


 

Работа над понятием.


 

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение. Всякое умозаключение содержит посылки-суждения, из которых выводится заключение, и собственное заключение – выводимое суждение.


 

Для того, чтобы сделать вывод, необходимо, чтобы посылки были связаны общей мыслью. Умозаключение может быть получено двумя основными способами: непосредственно и опосредованно. Первый предполагает выведение нового суждения из одного непосредственно данного путем некоторых логических операций, второй – выведение заключения из двух или нескольких суждений-посылок.


 

Анализ примеров.


 

Поговорка «Я тебе про Фому, а ты мне про Ерему» – отсутствие связи между суждениями, которые могут выступать посылками умозаключения.


 

Все углероды горючи.


 

Алмаз – углерод.


 

Алмаз горюч.


 

Все цветы – растения.


 

Все гвоздики – цветы.


 

Все гвоздики – растения.


 

Движение вечно.


 

Хождение в школу – движение.


 

Хождение в школу вечно.


 

(Умозаключение ошибочно, «движение» трактуется в разном смысле – в философском и обыденном).


 

Некоторые растения ядовиты.


 

Белые грибы – растения.


 

Белые грибы – ядовиты.


 

(Средний термин «растение» не распределен ни в одной из посылок, поэтому заключение ложное).


 

Во всех городах за Полярным кругом бывают белые ночи.


 

Санкт­-Петербург не находится за Полярным кругом.


 

В Санкт-Петербурге не бывает белых ночей.


 

Заключение ложное, так термин, не распределенный в посылке, нге может быть распределен в заключении).


 

Опосредованные умозаключения.

 

Дедукция – умозаключение, в котором из более общего суждения выводится менее общее.


 

Примеры.


 

Люди должны быть честными.


 

Продавцы – люди.


 

Следовательно, продавцы должны быть честными.


 

Все люди смертны.


 

Сократ – человек.


 

Следовательно, Сократ смертен.


 

Индукция – рассуждение от менее общего в суждениях-посылках к более общему в суждениях- заключениях.

 

Пример.


 

Металлурги высказываются за укрепление экономического единства нашего общества.


 

Работники газовой промышленности высказываются за укрепление экономического единства нашего общества.


 

Шахтеры высказываются за укрепление экономического единства нашего общества… Следовательно, большинство работников производительной сферы -- за укрепление экономического единства нашего общества. (От общих суждений к общему выводу).


 

Альберт сказал:


 

-- У Фимстера больше тысячи книг.


 

-- Нет, -- возразил .Джордж, -- книг у него меньше.


 

-- Одна-то книга у него наверняка есть, -- сказала Генриетта.


 

Если истинно только одно из этих утверждений, то сколько же книг у Фимстера? (Для данных трех высказываний допустимы три комбинации типа «истина – ложь».


 

И – Л – Л,И – Л –И,И – И – Л. Единственной непротиворечивой комбинацией является в данном случае комбинация И – Л – И, означающая. Что у Фимстера вообще нет книг.


 

*Почему крышки уличных люков делают не квадратными, а круглыми? (Если квадратную крышку люка поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк и упасть на рабочего).


 

*Какая общеизвестная цитата может быть записана в виде следующего высказывания из математической логики:


 

2BV~ 2B =? (To be or not to be, that is the question).


 

*Какое знакомое английское слово начинается и кончается буквосочетанием und? (Undergraund).


 

*Как звали Генерального секретаря Организации Объединенных Наций 35 лет назад? (так же как и сейчас).


 

*Сделайте предположение «Пушкина звали Александром Сергеевичем и … звали Александром Сергеевичем» истинным, вставив вместо многоточия фамилию известного русского:

а) писателя; б) композитора (Грибоедов, Даргомыжский).


 

*В «Сказке о старушке» С.Я. Маршака сказано:


 

Пойду-ка домо й, если я – это я,

Меня укусит собака моя.

Она меня встретит визжа у ворот,

А если не я – на куски разорвет.


 

В окно постучалась старушка чуть свет,

Залаяла громко собака в ответ.

Старушка присела сама не своя.

И тихо сказала – «Ну, значит, не я».


 

Правильно ли рассуждала старушка? Почему ее заключение абсурдно?


 

*Полторы курицы несут полтора яйца в полтора дня. Как много нужно куриц, несущихся в полтора раза лучше, чтобы снесли полтора десятка яиц за полторы декады? (одна курица).


 

Традукция – тип умозаключения, в котором степень общности суждений-посылок и суждения –вывода одинакова.


 

Рассмотрим задачу:


 

«Мне позвонила по телефону женщина, -- рассказывает Мария, -- и удивилась, что я не узнала ее голоса: ведь теща ее отца – моя мать.

Тут я в свою очередь удивилась: ведь я единственный ребенок у своих родителей».


 

Кто позвонил Марии? Теща отца – бабушка позвонившей и мать Марии. Так как Мария – единственный ребенок в семье, ей звонила ее дочь.


 

Задачи для решения на занятии и дома.


 

* В одной сберкассе работают кассир, контролер и заведующий. Их фамилии Дмитриев, Комаров и Чигаров. Кассир не имеет ни братьев, ни сестер и меньше всех ростом. Чигаров женат на сестре Дмитриева и ростом выше контролера. Назовите фамилию кассира, контролера, заведующего.


 

* Три брата: Владимир, Александр, Андрей – преподают различные дисциплины в университетах Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода. Владимир работает не в Москве, Александр – не в Петербурге. Москвич преподает историю. Тот, кто работает в Петербурге, преподает философию. Александр преподает не биологию. Что и где преподает Андрей?


 

Решение.


 

* Чигаров не кассир, так как ростом выше контролера. Дмитриев не кассир, так как имеет сестру. Следовательно, кассир – Комаров, Дмитриев – контролер, а Чигаров – заведующий.


 

Занятие 10


 

Тема: Аналогия.


 

Цель: Развитие логического мышления.


 

Работа над понятием.


 

Аналогия – вероятностное умозаключение, в котором по установленному сходству одних признаков (свойств или отношений) сопоставляемых систем делают вывод о сходстве других признаков.


 

Принцип аналогии таков: если сравниваемые системы сходны в одном каком-либо свойстве или отношении, то они могут быть сходны и в другом каком-либо свойстве или отношении.


 

Древнейшая форма мировоззрения – религия – целиком основана на аналогии. Смертные считают, что боги рождаются, имеют телесный облик, одежду, пищу и пр. Первые орудия труда – продолжение тела человека, создавались по аналогии с функциональными особенностями частей тела: скребок напоминал когти, нож – зуб, топор – руку, сжатую в кулак.


 

В строгой аналогии умозаключение всегда основывается на знании закона. Вместе с тем ни один закон природы или общества не проявляется как абсолютная или однозначная связь. Дело в том, что любой процесс связан с множеством законов. Это и возвращает строгой аналогии статус вероятностного умозаключения.


 

Например.


 

Ученик Петров Александр прогуливает уроки, безответственно относится к учебе, не успевает по ряду предметов. Следовательно, можно быть уверенным, что ученик Петров останется на второй год.


 

Строгая аналогия широко применяется в научных исследованиях и в логико-математических доказательствах.


 

Нестрогая аналогия характеризуется вероятностной связью между сходными и переносимыми признаками.


 

Например.


 

Если в прошлом году было жаркое лето, а затем холодная зима, то жаркое лето этого года может быть основанием только для вероятностного прогноза холодной зимы.


 

Упражнения.


 

Определите, какие из следующих пословиц основаны на аналогии?


 

Кто изучает прошлое, знает настоящее.

Зажат между двумя бревнами.

Как цветок, цветет, и как цветок, облетает.

Тесно так, что сверло некуда вставить.

Это нужно как змее ноги.

Перейти – все равно, что не дойти.


 

Развитие языковых умений.


 

Попытайся сказать иначе, сохранив смысл:


 

Посредственные умы осуждают все, превышающее их понятие. (Ф. Ларошфуко).

Если ты проливаешь слезы о том, что нет солнца, -- ты в это время не увидишь звезд! (Р. Тагор).

Зная точно то, что хочешь сказать, скажешь хорошо. (Г.Флобер).

Долг состоит в защите слабого. (Ф. Купер).

Когда глупец делает что-нибудь, чего он стыдится, он всегда заявляет, что это его долг. (Б. Шоу).


 

Занятие 11


 

Тема: Анализ и синтез.


 

Цель: Развитие умения выделять главное и второстепенное, обобщать.


 

Работа над понятием.


 

Анализ – разделение большой идеи на мелкие, рассматриваем целое, разбивая его на составляющие. Синтез – боратная сторона анализа, это комбинация большого качества информации на основании определенного принципа.


 

Упражнения.


 

Взгляд на предмет с различных позиций.


 

Выберите в комнате объект и оцените его со следующих точек зрения: происхождение, материал, история, текущее использование, будущее.


 

Открой закономерности.


 

Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:

О Д Т Ч П Ш С (В, потому что последовательность представляет начальные буквы слов «один», «два» и т.д.).


 

Щ Ц Т П Л (И, буквы расположены в обратном алфавитном порядке поочередно через две на третью и через три на четвертую).


 

Подробно опиши шаги, которые необходимо предпринять, чтобы осуществить проекты: вложение денег в недвижимость, выпустить новую газету, открыть французский ресторан.


 

Рассмотрите утверждения и оцените (пять возможных последствий) – что в этом плохого и что хорошего:


 

Вы обожглись утюгом

Вы выиграли миллион долларов

Вы стали звездой.


 

Ваше предложение в той или иной ситуации:


 

Кто-то в офисе внезапно начинает проявлять к вам повышенный интерес.

Неестественно спокойно в округе этим утром.

Вы видели необыкновенно оптимистический сон.


 

Решение логических задач.


 

*Почему парикмахер в Женеве скорее предпочтет постричь двух французов, чем одного немца? (Заработает вдвое больше).


 

*Много лет назад, в одну июльскую душную полночь в Омахе пошел сильный дождь. Возможно ли, чтобы через 72 час в Омахе сияло солнце? (Невозможно, потому что через 72 часа в Омахе опять будет полночь).


 

*Полночь. Отключили электричество. В вашем комоде лежат двадцать два зеленых носка и тридцать пять фиолетовых. Сколько носков нужно взять, чтобы с гарантией получить совпадающую пару? (Три носка).


 

Занятие 12 (резервное).


 

Обсуждение решения задач.


 

Занятие


 

Тема Библиографическая работа


 

Цель: Развитие навыков и умений исследовательской, информационной, библиографической работы.


 

Занятия обычно проходят в библиотеке по расписанию, учащиеся выполняют конкретные задания под руководством библиотекаря, полученные знания проверяет учитель.


 

Примерная информация, получаемая учащимися в библиотеке.


 

Библиотечные каталоги, в них отражены все библиотечные фонды.


 

Каталог – перечень предметов (книг, рукописей, картин и т.п.) в определенном порядке, облегчающем их нахождение. К алфавитному каталогу обращаются, чтобы узнать, имеется ли в библиотеке книга, автор и заглавие которой вам известны.


 

Систематический каталог отражает фонды библиотеки по их содержанию. К нему следует обращаться для подбора литературы по определенной отрасли знаний или по теме, для разыскивания книги, точное заглавие которой неизвестно.


 

Систематическая картотека статей содержит сведения о газетных и журнальных публикациях.


 

Картотека персоналий поможет подобрать книги и статьи о жизни и деятельности знаменитых людей, материал расположен по алфавиту фамилий известных лиц.


 

В справочном аппарате библиотек имеются библиографические пособия – аннотированные списки литературы, указатели, обзоры на определенную тему в виде книг и брошюр.


 

Важным источником информации являются прикнижные и пристатейные списки литературы в энциклопедиях, сборниках, на страницах газет и журналов.


 

При написании работы следует делать ссылки на источники информации, правильно оформлять сноски.


 

Ссылки обязательны:


 

-- при цитировании;

-- при указании фактов, названий;

-- при формулировании определений.


 

Сноски оформляются следующим образом:


 

постраничный способ, все приводимые цифры и цитаты на каждой странице обозначаются цифрами, начиная с «1» и далее, или возрастающим количеством «звездочек2; постраничная сноска внизу текста отделяется от основной части чертой (3 – 3 см), под чертой указывается номер сноски и полные библиографические данные;


 

в конце работы. Список литературы дается в конце работы, а сноски имеют сплошную нумерацию с указанием страниц и приводятся в тексте в скобках после цитаты6 (10, С.7).


 

Схема полного библиографического описания на книгу одного автора.


 

Фамилия, инициалы автора. Точка. Название книги без кавычек. Двоеточие. Имеющиеся сведения, относящиеся к названию. Точка. Тире. Место издания. Двоеточие. Наименование издательства без кавычек. Запятая. Год издания без буквы «г2. Точка. Тире. Номер страницы или количество страниц в издании. Точка.


 

Например.


 

Огородников В.П.. Логика. – СПб.: Питер, 2004 . – 172 с.


 

Схема сноски на статью из сборника.


 

Фамилия, инициалы автора. Точка. Название статьи из сборника. Две косые черты. Название издательства. Запятая. Год издания. Точка. Тире. Номер страницы. Точка.


 

Например.


 

Бердяев Н.А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья. – СПб. : Наука, 1992, -- С.66 – 67.


 

Схема сноски на статьи из периодических изданий.


 

Фамилия, инициалы автора Точка Название статьи без кавычек Две косые черты Точка Название периодического издания Точка Тире год Точка Тире Номер журнала или дата выхода газеты Точка Тире номера страниц («С» заглавная) Точка.


 

Например.


 

Волков А. Между «певчим дроздом» и «лесным командиром». // Знание – сила. – 2001. -- №3. – С. 3 – 6.


 

Когда делается несколько сносок на одну работу, следует первый раз описать источник полностью, а в дальнейшем сокращать описание.


 

Пример полного описания.


 

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1988. – С. 21.


 

Сокращенное описание.


 

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы … -- С.45.


 

Если сноски идут подряд. То просто указывается – «Там же2, добавляя лишь номера страниц в случае их изменения.:


 

Северянин И. Лирика. – Л.: Детская литература, 1991. – С.37.

Там же. – С.56.


 

Если излагается лишь мысль автора без цитирования, то сноска начинается со слова «Смотри» (сокращенно – «см.»:


 

См. : Сухотин А. Ритмы и алгоритмы. – М. : Мол. Гвардия, 1983. – С. 154.


 

В конце работы оформляется список изученной литературы и источников в алфавитном порядке. В него включается вся литература, которая используется для написания работы, в том числе и литература, отмеченная в сносках.


 

Библиографическое описание каждого издания оформляется так же, как при оформлении сносок. Только когда описываются полностью книги, а не статьи, в конце библиографической записи указывается общее количество страниц.


 


 

Занятие


 

Тема: Виды научно-исследовательской деятельности учащихся и виды творческих работ.


 

Цель: Показать основные отличительные признаки собственно исследовательской деятельности.


 

Примерное содержание занятия.


 

Знакомство с основными видами научно-исследовательской деятельности.


 

Проблемно-реферативный:


 

аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения.


 

Аналитико-систематизирующий:


 

наблюдение. Фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений.


 

Диагностико-прогностический:


 

изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем (экономические, научно-технические, социальные).


 

Экспериментально-исследовательский:


 

проверка предположения о подтверждении или опровержении результата.


 

Проектно-поисковый:


 

поиск, разработка и защита проекта. (На занятии речь идет об исследовательском проекте).


 

Безусловно, если учащиеся выберут один из перечисленных видов деятельности, то их работа будет носить исследовательский характер.


 

Знакомясь с основными видами творческих работ, учащиеся научатся отличать исследовательскую деятельность от других видов деятельности.


 

Вспомним (на вводном занятии дано определение «исследовательская деятельность»), что под исследовательской деятельностью понимается форма работы, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.


 

Практическая методика исследования выбранного явления, эксперимент, анализ, собственных данных, выводы – отличительные черты исследовательской деятельности.


 

Виды творческих работ.


 

Информационно-реферативная работа написана на основе нескольких литературных источников с цель наиболее полного освещения какой-либо проблемы.


 

Проблемно-реферативная работа построена на основе нескольких литературных источников, предполагающих сопоставление и собственную трактовку поставленной проблемы.


 

Экспериментально-творческая написана на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат, имеет иллюстративных характер, возможна самостоятельная трактовка особенностей результата.


 

Натуралистическая и описательная работа направлена на наблюдение и описание какого-либо явления, например, работы общественно-экологической направленности.


 

Исследовательская работа выполнена с помощью корректной с научной точки зрения методики, получен экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления.


 

Структура исследовательских работ.


 

Доклад – публичное сообщение на определенную тему, состоящее, как правило. Из трех частей: краткое введение, где указана научно-практическая ценность темы; основная часть, раскрывающая сущность темы с помощью обоснованных научных предложений; выводы и предложения.


 

Тезисы доклада представляют собой основные положения доклада, основные выводы и предложения.


 

Научная статья – научное сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете, структура статьи: заголовок, вводные замечания, краткие данные о методике исследования, анализ собственных научных результатов и обобщение, выводы и предложения, ссылки на цитируемую литературу.


 

Научный отчет – официальное письменное или устное сообщение о своей работе, представляющее: краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; детальная характеристика применяющихся методов; существование новых результатов; заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; выводы и предложения.


 

Монография – научный труд, подробно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов. Структура монографии: введение; подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема; выводы по каждому разделу или главе; заключение.


 

Практическая работа


 

Задания учащимся:

сравнить структуры различных форм исследовательских работ, выявить общее;

прочитав предложенные учителем работы других учеников, определить наличие элементов исследования.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.