Интеллектуально-познавательная игра по этикету «Литературное кафе "Воспитанность в гранях комильфо. Этика и эстетика"» (5–8 класс)
2
Литературное кафе «Воспитанность в гранях комильфо. Этика и эстетика»
(интеллектуально-познавательная игра по этикету)
Дата проведения: 4 июня 2019 года.
Организаторы: Никитина Е.А.
Цели: 1. способствовать глубокому изучению вопросов этики обучающимися;
2.провести разъяснительную работу среди обучающихся по отдельным проблемам нравственного поведения;
3.задействовать школьный актив для дальнейшей разъяснительной работы среди обучающихся 5-8 классов.
Оборудование: оформление доски, таблицы, карточки с ситуациями, ноутбук с музыкальным сопровождением.
Ход мероприятия
«Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» (Сервантес).
1. Вступление. Как переводится французское слово «этикет»? (Ярлык, этикетка; церемониал.) Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV (1638–1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться. В России при Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».
2. Ход мероприятия.
1 тур. Викторина «Азы этикета» (по 1 б.)
1. Можно ли посещать магазин или библиотеку с собакой или кошечкой? (Нельзя)
2. Как правильно произнести слово «средства». (С ударением на «е».)
3. В какой период времени можно позвонить кому-либо по телефону? (С 9 до 22 часов.)
4. Что требуется сделать, если вы случайно с кем-нибудь столкнулись или наступили на ногу? (Извиниться.)
5. Кто должен перезвонить, если телефонный разговор случайно был прерван? (Тот, кто звонил.)
6. Где должен находиться мужчина, идущий с женщиной, – слева или справа от нее? (Слева).
7. Можно ли есть в зрительном зале театра, если проголодался? (Нет, только в буфете).
8. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? (Это некорректно).
9. Можно ли тихо говорить с товарищем во время спектакля? (Нет. Для этого есть иное время: во время антракта и после окончания спектакля).
10. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? (Младший)
11. Можно ли приходить в гости без предупреждения? (Нет).
Музыкальная пауза «Угадай мелодию»
2 тур. Игра «Практический этикет. Знаком ли ты с этикетом?» (по 1б.)
1. Ты – гость. Когда ты должен вытереть ноги — за порогом или в прихожей? (Ноги следует вытирать перед порогом).
2. Ты встретил знакомого, у которого непорядок в одежде. Как тебе поступить? (Корректно указать на неполадки в одежде).
3. Ты в гостях за столом, намечается чаепитие. Как правильно взять конфету? (Конфету берут рукой, кладут на свою тарелку, где её разворачивают).
4. Как правильно в гостях разрезать и съесть арбуз? (Арбуз подают нарезанный ломтями с кожурой. Ломоть кладут на тарелку кожурой вниз. Затем ножом подрезают мякоть выше корки и чайной ложечкой съедают её).
5. «Гостю радуются дважды». Объясните, как пословица связана с этикетом. (Каждый, кто приходит в гости, должен прийти по приглашению и уметь уйти вовремя).
3 тур. Театральное мастерство: «Этикетные ситуации» (по 5 б.)
Предлагаем ребятам разыграть несколько ситуаций:
1) Лида позвонила своему другу Ростиславу в 23:05. Трубку сняла бабушка.
– Алло! Позовите Ростислава! Он спит что ли? Тогда скажите ему, что ему звонили.
Лида бросила телефонную трубку.
Вопросы: Как вы думаете, правильно ли сделала Лида, позвонив в такое время? Вежливо ли девочка разговаривала с бабушкой друга? Постройте правильный вариант разговора (он также может быть разыгран).
2) Коля едет домой в автобусе. У него зазвонил телефон. Он берёт трубку и начинает очень громко разговаривать со своим другом.
– Алло! Кто говорит?
– Коля. Ну-у?– крикнул мальчик на весь автобус.
– Здоров!
– И че ты хочешь?– опять крикнул Коля.
– Знаешь, что я хочу сказать…
– Ну, говори быстрее…– не унимался Коля.
– Да так ничего.
– А чего тогда звонил?
Коля бросил трубку. А пассажиры в автобусе вздохнули с облегчением.
Вопросы: Как вы думаете, правильно ли вёл себя Коля в автобусе? Как он в данной ситуации должен был поступить? Постройте правильный вариант разговора (он также может быть разыгран).
3. Подведение итогов мероприятия.
Селиванова Галина Геннадьевна