Диагностика нравственной воспитанности (5–8 класс)

4
3
Материал опубликован 26 January 2019 в группе

Диагностика нравственной воспитанности (5-8 классы)

Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А.И.Шемшуриной. 30 ноября 2001 года системе воспитания этической культуры присуждена премия Президента РФ В.В. Путина.

Мы предлагаем вам четыре методики диагностики нравственной воспитанности детей 5-7 классов, разработанные сотрудниками лаборатории.

Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;

если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;

если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.

Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Пример:

- 3;

- 4 и т.д.

Текст вопросов:

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

Мне приятно делать людям радость

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

в 3 балла - 2 единицы,

в 2 балла - 3 единицы,

в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения

Инструкция:

Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

Если кто-то надо мной смеется, то я…

Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

Когда меня постоянно перебивают, то я…

Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

Быть человеком, которого любят

Иметь много денег

Иметь самый современный компьютер

Иметь верного друга

Мне важно здоровье родителей

Иметь возможность многими командовать

Иметь много слуг и ими распоряжаться

Иметь доброе сердце

Уметь сочувствовать и помогать другим людям

Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

Если кто-то плачет, то я.

Пытаюсь ему помочь.

Думаю о том, что могло произойти.

Не обращаю внимания.

Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Отвечу, что не могу ему помочь.

Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

Я не обращу внимания.

Скажу, что он размазня.

Объясню, что нет ничего страшного.

Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Обижусь в ответ.

Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

4 бала - высокий уровень

2, 3 бала - средний уровень

0, 1 бал - низкий уровень

Фамилия Имя________________________________________

Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

2.Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

3.Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

4.Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

5.Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

6.Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

7.Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

8.Мне приятно делать людям радость

9.Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

10.Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

2: Диагностика этики поведения

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я___________________________________________________________________________________________________________

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…___________________________________________________ ______________________________________________________

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…_________________________________________________________________________________________________________

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…_________________________________________________________________________________________________________

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…__________________________________________________ ______________________________________________________

Фамилия Имя____________________________________________

Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

2.Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

3.Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

4.Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

5.Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

6.Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

7.Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

8.Мне приятно делать людям радость

9.Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

10.Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Методика №2: Диагностика этики поведения

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я___________________________________________________________________________________________________________

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…_________________________________________________________________________________________________________

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…_________________________________________________________________________________________________________

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…___________________________________________________ ______________________________________________________

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…__________________________________________________ ______________________________________________________

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят

2. Иметь много денег

3.Иметь самый современный компьютер

Иметь верного друга

5.Мне важно здоровье родителей

6.Иметь возможность многими командовать

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться

8.Иметь доброе сердце

9.Уметь сочувствовать и помогать другим людям

10.Иметь то, чего у других никогда не будет

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации

1. Если кто-то плачет, то я.

Пытаюсь ему помочь.

Думаю о том, что могло произойти.

Не обращаю внимания.

Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Отвечу, что не могу ему помочь.

Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

Я не обращу внимания.

Скажу, что он размазня.

Объясню, что нет ничего страшного.

Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Обижусь в ответ.

Докажу ему, что он не прав.

 

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят

2. Иметь много денег

3.Иметь самый современный компьютер

4.Иметь верного друга

5.Мне важно здоровье родителей

6.Иметь возможность многими командовать

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться

8.Иметь доброе сердце

9.Уметь сочувствовать и помогать другим людям

10.Иметь то, чего у других никогда не будет

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации

1. Если кто-то плачет, то я.

Пытаюсь ему помочь.

Думаю о том, что могло произойти.

Не обращаю внимания.

Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Отвечу, что не могу ему помочь.

Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

Я не обращу внимания.

Скажу, что он размазня.

Объясню, что нет ничего страшного.

Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Обижусь в ответ.

Докажу ему, что он не прав.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, возьму для своего мониторинга.

26 January 2019

Я использую при анализе уровня воспитанности, как классный руководитель.Жаль, что при загрузке материал идет сплошным текстом, а так там и готовые анкеты для распечатки.

28 January 2019

Спасибо, я разобралась, большое спасибо!!!!Анализ уровня воспитанности спрашивают всегда!

28 January 2019