Дидактические материалы по теме «Простейшие животные» (Биология, 7 класс)

37
56
Материал опубликован 23 October 2021 в группе


a1637471748.jpg
c1635005600.jpg 

Конкурс

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей естественно-научного направления на лучший дидактический материал к уроку

Автор

Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии
МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край

Предмет

Биология

Класс

7 класс

Раздел

Беспозвоночные животные

Тема

Простейшие животные

УМК

Любой

Вид ресурса

Учебно-дидактические материалы

Форма организации работы обучающихся

Работа индивидуально или в парах в классе,  дома при дистанционном обучении.

Оборудование

Ноутбуки,  выход в интернет, листы бумаги для ответов учащихся, ручки, распечатанные головоломки и обучающие карточки.

Задействованные интернет-ресурсы для создания дидактических материалов

сайты  https://learningapps.org/

 https://vneuroka.ru/

https://onlinetestpad.com/

http://kvestodel.ru/generator-rebusov

Гиф-генератор 

Актуальность

Материал по данной теме входит в содержательную часть ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, поэтому важно усвоить основные понятия, владеть терминологией на уровне осознанного применения в контрольных, самостоятельных и практических работах.

Деятельность учителя

Учитель готовит необходимое оборудование (ноутбуки), обеспечивает выход в интернет, распечатывает необходимые материалы. 

Деятельность обучающихся

Учащиеся  работают на уроке индивидуально или в парах в зависимости от задания, дома – при выполнении домашнего задания или при дистанционном обучении.

Цель

Формирование понятий по теме «Простейшие»,  закрепление, обощение, систематизация материала по теме, контроль знаний.  

Задачи

Образовательные: проверить и закрепить знания учащихся по биологии  по теме «Простейшие», содействовать активизации интеллектуальной деятельности, прочному усвоению биологической терминологии по изученной теме, применению полученных знаний в жизни.  

Развивающие: 

развивать любознательность, внимание, интеллектуальные способности и логическое мышление обучающихся, способствовать развитию аналитических навыков при работе с различными источниками информации.

Воспитывающие: воспитание навыков работы с интернет-ресурсами, ответственности за самостоятельное принятие решений, навыков общения и сотрудничества при работе в командах. 

УУД

Познавательные УУД:
- построение логических размышлений, установление причинно-следственных связей;
- преобразование информации из одного вида в другой;
- активизация познавательной деятельности;
- анализ, сравнение, систематизация информации, представленной в задании.

Коммуникативные УУД:
- определять в диалоге цели деятельности в соответствии с познавательной задачей;
- сотрудничество с одноклассниками в команде, адекватное оценивание своей деятельности.   

Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;  
- оценивание правильности выполнения работы,
- развитие умения  контролировать свою деятельность;
составление плана работы;

- выдвижение предположений учащимися и их проверка;

- проведение рефлексии своей деятельности.

Личностные УУД:
- развивать память, речь, мышление, внимание;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Ожидаемые результаты

В ходе активной образовательной деятельности произойдёт систематизация и закрепление знаний, формирование навыков анализа и систематизации информации, преобразования информации из одного вида в другой,  развитие навыков работы с онлайн-ресурсами. 

Содержание

Дидактические материалы содержат основные содержательные элементы в соответствии с учебником и рабочей программой.

Основные понятия

Простейшие, одноклеточные - организмы, состоящие из одной клетки, строение простейших, систематика простейших, инфузории, саркодовые, жгутиконосцы, солнечники, радиолярии, споровики, колониальные формы, реакция одноклеточных на факторы внешней среды, наука о простейших - протозоология.

Типы занятий, на которых рекомендуется использовать данные дидактические материалы

Урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации материала, урок контроля знаний.

Требуемые для работы знания и умения

Учащиеся должны знать:

Основные систематические группы одноклеточных, признаки строения и жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека, многообразие одноклеточных.

Учащиеся должны уметь:

  • Анализировать информацию,
  • Переводить один вид информации в другой,
  • Классифицировать животных по систематическим группам,
  • Формулировать выводы,
  • Применять знания в практической ситуации.


Перечень дидактических материалов по теме "Простейшие"

1. Интерактивная игра "Признаки простейших животных".

2. Игра - тренажёр "Строение амёбы"

3. Кроссворд «Кто впервые описал Простейших».

4. Кроссворд «Простейшие животные».

5. Ребусы "Малярийный плазмодий".

6. Магический квадрат «Происхождение простейших».

7. Облако слов (тегов) по теме "Науки, изучающие простейших животных".

8. Таблица "Науки, изучающие простейших животных".

9. Филворд «Простейшие"  

10. Карточки для проверочной работы.

11. Обучающая ГИФ-анимация.   


Биология, 7 класс.

Простейшие - это животные, тело которых состоит из одной клетки. Они представляют собой самостоятельный организм или колониальные формы, состоящие из нескольких сходных клеток. Впервые было описаны А.В.Левенгуком около 350 лет назад. Впоследствии были открыты колониальные формы простейших. Поскольку постоянно учеными открываются новые виды простейших, в 1980 году Международный комитет биологов разных стран  предложил новую систематическую классификацию этих животных, в которой было выделено 7 самостоятельных типов. 

Простейшие – это первая группа животных, которую учащиеся изучают подробно в курсе биологии 7 класса.

Очень важно для последующего обучения, чтобы учащиеся поняли, что жизнь на Земле началась именно с одноклеточных живых существ, которые обладают всеми основными признаками живых организмов, и которые достаточно широко распространены на Земле до настоящего времени.

Актуальность изучения темы заключается в том, что данный материал является фундаментом в системе знаний о животных, постоянно входит в состав заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.  

Дидактические материалы направлены на закрепление, систематизацию, обобщение и контроль знаний по теме.  

1. Интерактивные дидактические материалы.

Для их создания использовала различные образовательные сайты. 

Учащиеся реализуют учебные задачи в онлайн-режиме. Универсальность подобных ресурсов зарекомендовала себя положительно, как при использовании в классе, так и при дистанционном обучении. Причём, подобные задания можно использовать в сочетании с другими интернет-ресурсами.

На сайте  https://learningapps.org/ создана интерактивная игра

"Признаки простейших животных".

Инструкция по использованию ресурса.

1. Открываем игру по ссылке:  https://learningapps.org/watch?v=p9581mzy521

a1635007246.jpg

2. Открываем элементы пазлов для каждого рисунка.  Если пазл открывается неверно, то на экране возникает предупреждение.

h1635007466.jpg

q1635008249.jpg

3. Карточка с неверным ответом выделяется розовым цветом. Её нужно будет открыть для соответствующего представителя простейших.

t1635008602.jpg

4. Постепенно открываем все пазлы.

b1635008313.jpg
5. После открытия всех пазлов появляется ссылка на видеоурок.
k1635008724.jpg



6. Учащимся рекомендовано посмотреть видеоурок для подготовки к контрольной работе.


Ресурс используется для повторения и систематизации материала, подготовки к контрольной работе, отметки не выставляются.

Игра - тренажёр "Строение амёбы"

Второй интерактивный ресурс на сайте   https://learningapps.org/ создан по теме "Строение амёбы". Используется в классе  для закрепления знаний по новой теме. Время выполнения - 6-7 минут.

Инструкция по использованию ресурса "Строение амёбы"

Задание.

1. Откройте страницу ресурса по ссылке:

 https://learningapps.org/watch?v=pddaqhuwn21

Рассмотрите на рисунке строение амёбы. 

d1637474793.jpg

2. Нажмите на красную метку. Выберите из списка название части тела амёбы. На рисунке появится соответствующее название. 

image-20211121110440-3.jpeg

3. Кликнув по галочке справа внизу, проверьте правильность выполнения задания. Если части тела амёбы отмечены верно, все названия окрашиваются в зелёный цвет. В случае неверных ответов ошибки можно исправить, выбрав другой ответ. Данный дидактический ресурс хорош тем, что позволяет учащемуся самому корректировать ошибки.

Данный ресурс можно выводить на экран, учащийся отвечает на отметку, работая за компьтером учителя.  "5" - за 6 правильных ответов, "4 "- за 5 правильных ответов с одной ошибкой, "3" - 4 правильных ответа с двумя ошибками. 

i1637475007.jpg

2. Головоломки (кроссворды, чайнворды, филворды, ребусы и др.)

Кроссворды – это интеллектуальные ресурсы, которые позволяют проверить   уровень усвоения основных контролируемых понятий темы.  Грамотное и верное заполнение клеток кроссворда показывает уровень владения биологической терминологией.

На сайте https://vneuroka.ru/  создан интерактивный кроссворд, который может храниться 10 дней. Учащиеся по ссылке могут зайти на страницу кроссворда и решить его в онлайн-режиме. Время выполнения - 8-10 минут.

https://vneuroka.ru/ novyj-krossvord/18-163745663412736/

Можно сохранить данный кроссворд и использовать его на уроках, для этого надо обновить страницу с созданным кроссвордом («F5») и сохранить его как «Веб-страницу полностью» («Ctrl+S»).

Кроссворд

«Кто впервые описал Простейших»

Впишите правильно термины по горизонтали и вы узнаете, кто открыл простейших животных. 

Критерии оценки: число правильных ответов.

"5" - 8 правильных ответов, "4" - 7 правильных ответов с одной ошибкой, "3" - 6 правильных ответов с двумя шибками. Если правильных ответов меньше, то ученик получает другой кроссворд по этой теме.

t1637475453.jpg

Вопросы по горизонтали:

  1. Органы передвижения у амёбы
  2. Жгутиковое простейшее
  3. Колониальное простейшее
  4. Тело простейшего напоминает солнышко
  5. Комар - переносчик возбудителя малярии
  6. Светочувствительный орган у жгутиковых
  7. Туфелька
  8. Прибор для исследования простейших

Ответ: Левенгук.

Файл для скачивания   
Кроссворд для скачивания
DOCX / 70.85 Кб


Кроссворды в онлайн-формате можно создавать  и на других платформах. 


Кроссворд «Простейшие животные» создан на сайте: https://onlinetestpad.com/

Ценность данного ресурса в том, что учащиеся сразу видят свой результат в виде отметки. Критерий - процент выполненных заданий. Отметку учитель выставляет в журнал.
К интерактивному ресурсу учащимся даётся инструкция.

1. Откройте ресурс по ссылкеhttps://onlinetestpad.com/f4753vrnqjsy2

2. С помощью курсора впишите слова в клетки кроссворда.  

z1637513335.jpg

3. Правильные ответы выделяются зелёным цветом, неверные - красным цветом. Кроссворд с этого сайта можно скачать, распечатать и выдать в качестве домашнего задания.

Файл для скачивания - Кроссворд "Простейшие"
Кроссворд Простейшие
PDF / 54.55 Кб


Ребусы развивают аналитическое мышление, кругозор. Могут быть использованы в начале урока для мотивации учащихся и привлечения внимания к теме урока. На уроке обобщения материала использование ребусов позволяет закрепить знания обучающихся о многообразии простейших животных.

На сайте  http://kvestodel.ru/generator-rebusov  можно создать до 10 вариантов ребуса по одному термину, что позволяет организовать активную самостоятельную работу учащихся.

Ребусы "Малярийный плазмодий".

Задание. Расшифруйте ребус, назовите простейшее животное. Какое заболевание оно вызывает?  

Отметка за данные ребусы не выставляется.

Вариант 1

z1637476417.png

Вариант 2.

h1637476473.png

Вариант 3.

t1637476568.png

Ответ: Малярийный плазмодий.


Файл для скачивания "Ребусы"


Ребусы
ZIP / 257.55 Кб


 Магические  квадраты

Головоломки подобного типа прекрасно тренируют зрительную память учащихся, вырабатывают настойчивость для достижении цели, развивают аналитические способности. Результат всегда радует учащихся, позволяет им запомнить важный содержательный элемент изучаемой темы.

Магический квадрат «Происхождение простейших»

Задание. Внимательно рассмотрите головоломку. Здесь зашифрован ответ на вопрос: Какие простейшие являются самыми древними?

Для выполнения задания необходимо найти начало головоломки и по непрерывной непересекающейся линии прочитать зашифрованный текст.

k1637476996.jpg

Ответ: Самыми древними среди простейших считаются Жгутиковые.

Отметка выставляется двум-трём учащимся, первыми расшифровавшими головоломку и ответившими на дополнительные вопросы.

1. Какие животные относятся к Жгутиконосцам? 

2. Какие жгутиконосцы вызывают заболевания у человека?

3.Каково значение простейших в природе?

Файл для скачивания - Магический квадрат «Происхождение простейших»


Магический квадрат
DOCX / 70.12 Кб


Облако слов (тегов) по теме "Науки, изучающие простейших животных".

"Облако слов" - современный вид интеллектуальных ресурсов, создаваемые на платформах WEB2.0, например, на сайте: https://wordcloud.pro/ru

Задание: Внимательно рассмотрите облако слов (тегов). Заполните таблицу. 

Критерий оценки: число правильных ответов в таблице.

Отметка выставляется за таблицу: "5" - шесть правильных ответов, "4" - пять правильных ответов с одним неправильным ответом, "3" - четыре правильных ответа. Если получено меньше правильных ответов, ученик получает другую карточку. Время выполнения 8-10 минут.

l1637477469.jpg

Таблица "Науки, изучающие простейших животных"

В скобках даны ответы.

Науки

Краткое определение

Систематика

? (Наука о классификации простейших)

? (Протозоология)

Наука о простейших животных

Анатомия

? (Наука о строении организма простейших)

? (Физиология)

Наука о процессах жизнедеятельности простейших животных

Гигиена

? (Наука о сохранении здоровья человека)

Экология

?


Файл для скачивания - Облако слов + таблица для заполнения
Облако слов + таблица
DOCX / 94.1 Кб

Филворды "венгерский кроссворд". Это дидактические материалы, в которых среди множества букв надо найти найти определённые термины, названия.  

Филворд "Простейшие"  

Задание. Рассмотрите внимательно игровое поле с буквами. Найдите названия семи одноклеточных животных. 

h1637494667.jpg

"5" - 7 правильных ответов, "4" - 6 правильных ответов с одной ошибкой, "3" - 5 правильных ответов с двумя шибками. Если правильных ответов меньше, то ученик получает другой филворд по этой теме.

Ответы по горизонтали

1. Балантидий. 2. Бурсария. 3. Амеба. 4. Радиолярия. 5. Лямблия.  

По вертикали: 1. Инфузория, 2. Трубач

Файл для скачивания Филворд "Простейшие"  


Филворд Простейшие
DOCX / 102.44 Кб


4. Карточки для проверочной работы

Карточки - один из самых распространённых видов дидактических материалов. Это могут быть карточки с вопросами к рисункам, карточки с заданием сделать подписи частей организма простейших  и т.п. Карточки распечатываются  для учащихся в необходимом количестве на 4 варианта. Оценивается полнота и правильность ответа. 

"5" - верный и полный ответ.

"4" - верный ответ с небольшим недочётом, не указано одно отличие.

"3" - верный ответ, с двумя недочётами, не указаны два отличия или два признака.

"2" - ответ с тремя недочётами, не указано три отличия или признака.

При работе с карточками учащиеся должны показать умение анализировать текст, сопоставлять факты, сравнивать объекты, вычленять главное, удалять лишнее, классифицировать объекты.

Карточка 1


Сравните способы передвижения у инфузории и амёбы.
Какие черты усложнения в строении есть у инфузории в отличие от амёбы?
o1635011802.jpg
Ответы: Инфузория передвигается с помощью вращения жгутиками, амёба - с помощью ложноножек. У инфузории имеются два ядра с разными функциями, порошица для удаления непереваренных частиц пищи, разные способы передвижения.


Карточка 2
По каким признакам отличается образ жизни эвглены зелёной и вольвокса?
В чем сходство между этими организмами?
f1635011959.jpg

Ответы: Оба представителя относятся к Жгутиковым. Эвглена зелёная - одиночный организм. Вольвокс - колониальный.

Карточка  3. 

Сделайте подписи к частям тела эвглены зелёной. Ответьте на вопрос: какую роль играют хлоропласты и светочувствительный глазок в жизни эвглены?

y1637480820.jpg
Ответы: 1. Жгутик. 2. Жгутиковый карман. 3. Светочувствительный глазок. 4. Сократительная вакуоль. 5. Хлоропласт. 6. Ядро. 7. Запасные питательные вещества.
Хлоропласты участвуют в процессе фотосинтеза, светочувствительный глазок определяет уровень освещения.

Карточка 4.

Внимательно рассмотрите изображения животных. Среди простейших есть "лишняя" картинка. Кто на ней изображён? Почему это животное лишнее?

l1637487495.jpg
Ответы: 1- амёба, 2 - вольвокс, 3 - эвглена, 4- губка, 5 - малярийный плазмодий, 6 - инфузория туфелька. Лишняя среди простейших губка, т.к это многоклеточное животное. 


5. ОБУЧАЮЩАЯ ГИФ-АНИМАЦИЯ  на основе образовательных иллюстраций.

Используется для определения темы урока  или закрепления по теме "Многообразие простейших". 

Задание. Какие представители простейших представлены в гиф-анимации? Какую форму жизни имеет вольвокс? Какие органы передвижения имеются у амёбы и эвглены зелёной? Анимация не оценивается.

Ответ: Амёба, Плазмодий, Инфузория туфелька, Эвглена зелёная, Вольвокс. Вольвокс имеет колониальную форму жизни. Псевдоподии или ложноножки у амёбы, жгутики - у эвглены.

q1635010560.gif




Выводы: Без дидактических материалов урок биологии был бы скучен для учащихся, потерял бы мотивационную составляющую обучения. С первых дней изучения царства Животные необходимо применять на уроке традиционные и современные интерактивные дидактические материалы, чтобы успешно решить поставленные задачи и достичь положительных результатов обучения.


Источники    


ПРИЛОЖЕНИЕ - карточки для проверочной работы для распечатки учащимся
Карточка 1
DOCX / 92.01 Кб


Карточка 2
DOCX / 114.82 Кб
​​​​​​​


Карточка 3
DOCX / 113.82 Кб


Карточка 4
DOCX / 145.16 Кб



Комментарии

Супер помощь для коллег! Спасибо!!!

23 October 2021

Спасибо, Наталья Алексеевна, за Ваши позитивные комментарии! Надеюсь, кому-либо из коллег эти ресурсы пригодятся!

23 October 2021
Ответ для

Все материалы новые, ещё не публиковались.

22 November 2021
Ответ для

И это здОрово!

23 November 2021

Конечно, пригодятся!

23 October 2021

Большое спасибо за Ваш труд! Беру для работы! Как всегда, подробное объяснение и дополнительные материалы!!!

23 October 2021

Рада, что Вам полезен этот материал!

24 October 2021

Сколько полезного материала по теме!!! Спасибо большое, Раиса Поликарповна!

24 October 2021

Ольга Анатольевна, благодарю за добрые слова! Очень приятно Ваше внимание!

24 October 2021

Раиса Поликарповна, спасибо за качественную помощь коллегам! Уверена, что с использованием таких материалов, учащиеся успешно усвоят тему о простейших!

24 October 2021

Елена Владимировна, признательна Вам за добрые слова о моей работе!

24 October 2021

Согласен с коллегами, ресурс интересный и полезный! Спасибо, Раиса Поликарповна!

24 October 2021

Егор Игоревич, большое спасибо за оценку ресурса!

24 October 2021

Благодарю Вас, Раиса Поликарповна, за увлекательный игровой ресурс, видеоурок и полезные приложения! С таким качественным ресурсом тема будет усвоена на 5+!

24 October 2021

Благодарю за отзыв! Очень приятно узнать Ваше мнение!

24 October 2021

Раиса Поликарповна, спасибо за интересную игру и нужные приложения к ней!

24 October 2021

Татьяна Петровна, большое спасибо за внимание к работе и добрые слова!

24 October 2021

Отличная публикация, Раиса Поликарповна! Много разных разноуровневых заданий! На любой вкус!

21 November 2021

Спасибо, Ирина Васильевна, за добрые слова!

21 November 2021

Раиса Поликарповна, очень большая проведена работа по подбору развивающего дидактического материала. Спасибо!!!!

21 November 2021
Показать больше комментариев