«Интерьерная картина в технике флюид арт»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИМЕНИ И.Е.РЕПИНА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Методическая разработка мастер-класса на тему:
«Интерьерная картина в технике флюид арт»
Предметная область «Живопись».
Автор: Ломовцева Мария Валерьевна
Должность: преподаватель
Содержание
1. | Введение. |
2. | Ход работы. |
3. | Заключение. |
4. | Используемые источники. |
Введение.
Мастер-класс представляет собой современную форму передачи и усвоения информации, которая находит широкое применение в различных сферах человеческой деятельности. Данный формат позволяет участникам освоить выполнение конкретных действий по заданной тематике, в частности, в области изобразительного искусства. Особую популярность приобрели мастер-классы, посвященные нетрадиционным техникам рисования, таким как абстрактная живопись.
Современные нетрадиционные техники в изобразительном искусстве способны привлечь и охватить широкую аудиторию — не только профессиональных художников и студентов художественных учебных заведений, но и лиц, не обладающих специальными навыками рисования. Эти методы зачастую отличаются простотой и визуальной эффектностью, что способствует их популярности среди широкой общественности.
Применение нетрадиционных техник в образовательных учреждениях искусств способствует разнообразию учебного процесса, позволяет выйти за пределы традиционного искусства, развивает воображение учащихся и способствует раскрытию их творческого потенциала. Более того, такие техники не требуют наличия специальных навыков рисования, что открывает возможности для вовлечения в творческую деятельность людей, не связанных с искусством.
Нетрадиционные техники рисования часто используются для создания произведений, призванных украшать как домашний интерьер, так и более формальные пространства, такие как выставочные галереи и офисы. Спектр применения подобных произведений достаточно широк, как и художественные материалы, используемые для их создания.
Акриловая краска является одним из наиболее подходящих материалов для живописи абстрактных интерьерных полотен. Одной из самых востребованных техник выполнения картин с использованием жидкого акрила является флюид арт. Флюид арт — это направление живописи, которое можно охарактеризовать как «жидкое, текучее и изменчивое искусство». При нанесении акриловых красок на холст происходит взаимодействие между ними, что приводит к созданию уникальных узоров. Благодаря различным методам нанесения красок на картинах можно создавать причудливые мотивы, достигая эффекта мраморного рисунка или образуя выразительные ячейки.
Флюид арт является относительно простой техникой рисования, для освоения которой не требуется специальных навыков или художественного образования. Благодаря разнообразию цветов и абстрактных форм такие картины могут стать отличным дополнением современного интерьера.
Мастер-класс «Интерьерная картина в технике флюид арт» предназначен для широкой аудитории возрастом от 10 лет. Он проводился в рамках цикла творческих мероприятий в детской художественной школе, осуществляемых в течение учебного года. Участие приняла небольшая группа из пяти человек, представляющих различные возрастные категории и профили. Участникам было предложено создать небольшую абстрактную живописную картину, которую можно использовать в качестве элемента декора интерьера. Преподаватель подробно изложил ход мастер-класса, наглядно продемонстрировав все этапы работы. В процессе выполнения задания участники активно задавали вопросы, внимательно следили за процессом и выражали свои мнения о полученных результатах.
Ход работы
Продолжительность мастер-класса: 2 – 3 часа с перерывом на 10-15 минут.
Возраст участников: от 10 лет.
Место и время проведения: Мастер-класс проводится на базе детской художественной школы в рамках цикла творческих мероприятий.
Цель: выполнение интерьерной картины в технике «флюид арт»; расширение охвата аудитории в направлении изобразительного искусства.
Задачи:
обучающие
знакомить с современными тенденциями в сфере абстрактной интерьерной живописи;
учить правильно организовывать рабочее пространство;
знакомить с различными видами акриловых красок, необходимых для техники флюид арт;
учить правильно работать в технике заливки жидкого акрила;
учить верно мыслить колористически;
учить осуществлять финишные этапы работы;
развивающие
развивать творческий потенциал участников;
развивать художественно-эстетический вкус;
развивать абстрактное мышление;
воспитательные
воспитать бережное отношение к окружающему миру, основанное на понимании красоты и умение видеть прекрасное;
формировать целеустремленность в достижении поставленных целей.
Тип мастер-класса: практическое занятие.
Методы обучения:
словесно – наглядный;
практический.
Используемые технологии:
рассказ, демонстрация;
взаимодействие педагога и участников мастер-класса.
Инструменты и материалы, необходимые для мастер-класса:
разведенные акриловые краски в тубах; акрил в тюбиках;
медиум (специально разведенный состав для разбавления акрила, либо вода+клей ПВА);
холст на подрамнике размером 30x40 см;
строительные пирамидки для покраски (или крышки от банок);
одноразовые стаканчики;
мастихины;
перчатки;
деревянные палочки/пластиковые ложки для размешивания акрила;
лак;
кисти для лака;
влажные салфетки;
методический материал в виде распечатанных цветовых выкрасок и пособие по теме цветового круга;
фартук.

Подготовка рабочего пространства
В процессе создания картины возможно попадание краски на рабочую поверхность и окружающие предметы так как работа ведется жидким акрилом. Поэтому важно освободить достаточно обширное место на столе и застелить его пленкой. Чтобы краски раньше времени не растеклись и не испортили картину необходимо расположить холст на горизонтальной поверхности. Пространства должно быть достаточно для того, чтобы уместить на рабочей поверхности все рабочие инструменты и материалы, а также для свободных манипуляций с холстом, необходимых для создания узора. Перед манипуляциями с краской также нужно надеть фартук.
Подготовка холста
Перед нанесением жидкого акрила, холст требуется подготовить. Для этого нужно полностью закрасить холст неразбавленной акриловой краской, либо покрыть акриловым грунтом. Можно закрасить холст белой краской, или выбрать другой цвет, который станет фоном для картины. Целесообразно подождать, пока краска начнет засыхать - в это время можно заняться подготовкой других материалов для создания картины и начинать смешивать краски.

Следует подготовить рабочую поверхность, а именно, расположить по размеру холста четыре строительные пирамидки для покраски или крышки от баночек, создавая некоторую высоту для удобного стекания краски.
Колористическое решение
Для того, чтобы картина получилась визуально интересной, необходимо правильно подобрать цвета акриловых красок. Можно выбрать интересные цветовые сочетания по представленным выкраскам, либо подобрать индивидуальные, учитывая правила цветового круга, где идеально подходящие цвета располагаются друг напротив друга (комплиментарные цвета), либо сочетания цветов, которые на круге равноудалены друг от друга. Выбрать надлежит 3-4 цвета. Если суммарно в картине будет больше 4 цветов, то может получиться грязь.

Так как при выполнении данной картин требуются три цвета, возможно использование правила треугольника. Участники мастер-класса выбирают один цвет и проводят от него линии, чтобы получился треугольник с одинаковыми сторонами. Таким образом углы треугольника указывают на подходящие друг другу цвета.

Можно также произвести выбор родственных цветов, но намешать их разного тона, чтобы в произведении возник центр композиции, и картина выглядела более воздушной. Насыщенность того или иного цвета может быть различной при добавлении белой или темной/черной краски.
После подбора цветов, необходимо их намешать каждый в отдельном стаканчике (хватит половины объема стакана). Краску следует выливать на холст, поэтому надо, чтобы она обладала достаточной текучестью: не была сильно вязкая и чересчур жидкая. Если краска вязкая, нужно немного добавить медиум (или вода+клей ПВА) и тщательно размешать. Также требуется подумать о цвете фона и размешать для него полный стакан краски.

Техника разлива акриловой краски
После подготовки подходящего колорита надо разлить всю краску по двум стаканчикам в разной очередности. Один стакан будет с преобладанием светлых оттенков, другой, наоборот, с более темными цветами. Цвета следует чередовать больше интуитивно, результат при выливании краски на холст получится более неожиданный и интересный.

Для выполнения картины жидким акрилом в мастер-классе будут использоваться две техники заливки:
одноцветная заливка - поочередное нанесение разных цветов тонкой струйкой.
многоцветная заливка - краска наливается в один стаканчик (но не смешивается!) и затем переносится на холст.
После разлития краски на два стаканчика, необходимо взять стакан с преобладанием темных оттенков и аккуратно разлить на холсте из угла в угол (по диагонали), создавая центр композиции. Плавными движениями аккуратно вылить краску с одной стороны угла широким слоем, а к противоположному углу перейти в узкий слой, создавая динамику. Оставшуюся краску можно распределить по холсту небольшими порциями, соподчиняя небольшие объемы центру композиции. Между залитыми полосками, целесообразно оставить просветы для фоновой заливки. Просветы надо залить уже стаканом со светлыми оттенками, так же оставляя полосы для заливки фона. В последнюю очередь следует залить фоновый цвет и аккуратно его распределяем мастихином по холсту, где остались просветы. Наносить краску можно в несколько заходов, поэтому не стоит спешить и не выливать на холст слишком много краски, чтобы краски не смешались
С мастихином требуется работать аккуратно, протирать, чтобы не размазать краску и предотвратить появления грязи.

Далее следует приподнять холст и начать наклонять его в разные стороны с той целью, чтобы излишки краски стекали и создавали неповторимый динамичный узор в композиции. Нужно обратить внимание участников мастер-класса, что краска должна стекать и по краям холста. Если остались просветы, можно мастихином замазать боковые стороны холста. Количество краски должно быть достаточным, чтобы она свободна стекала по холсту и не "тормозила", а узор не был слишком тонким, но не чрезмерным, чтобы узор не был расплывшимся.
Если окончательный вариант не устраивает, можно добавить оставшуюся краску в те места, где необходимо, а потом вновь наклонить холст в нужном направлении.

Завершение работы
Холст надлежит выложить на ровную подготовленную поверхность с пирамидками (или крышками) и оставить до полного высыхания. По истечению срока высыхания картины, можно покрыть ее матовым или глянцевым лаком для большей сохранности изображения.
В среднем, роспись жидким акрилом высыхает за 24-72 часа и набирает полную прочность от 7 до 14 дней. Температура, влажность, воздушный поток, используемые компоненты, материал холста и другие факторы могут по-разному повлиять на время высыхания.
Во время сушки картина должна находиться в строго горизонтальном положении так как рисунок может значительно поменяться. Лучше всего картину оставить сохнуть в непыльном помещении и не подвергать перепадам температуры, не оставлять на сквозняке. Для защиты от пыли можно накрыть работу ящиком или коробкой.
Вот такие чудесные картины получились.

Заключение
В технике флюид арт нет повторяющихся картин - каждое произведение уникально по-своему. Этот факт можно увидеть в выполненных работах участников мастер-класса по интерьерной картине в данной технике. Экспериментирование — это ключ к раскрытию творческого потенциала рисующего человека. Помимо прочего, участники мастер-класса узнали много полезной информации по данной теме:
какие современные тенденции превалируют в сфере абстрактной интерьерной живописи;
какова правильная организация пространства для работы в технике флюид арт;
каким краскам лучше отдать предпочтение;
как правильно работать в технике заливки жидкого акрила;
как верно подобрать цветовые сочетания;
как необходимо осуществить финишные этапы работы.
Выполнение картины в технике «флюид арт» - быстрое, нестандартное и интересное современное решение для украшения интерьерного пространства, раскрывающее новые творческие стороны как профессионального, так и начинающего художника.
Используемые электронные ресурсы:
1. Что такое «интерьерная живопись» и чем «обычная» картина отличается от «интерьерной»? // Информационный сайт компании «Таир». — Блог. — Дата написания статьи: 25 ноября 2022 — URL https://tairtd.ru/blog/chto-takoe-interernaya-zhivopis-i-chem-obychnaya-kartina-otlichaetsya-ot-interernoy-/?ysclid=m34r12rjrz309084058
2. 5 основных техник Флюид Арт для начинающих: обзор + видео // Информационный сайт «EPOXY-SMOLA» Всё о работе с эпоксидной смолой. — Рубрика: Резин арт и Флюид арт. — Дата написания статьи: 17.05.2019 — URL
https://epoxy-smola.ru/rezin-art/5-osnovnyh-tehnik-flyuid-art-dlya-nachinayushhih-obzor-video/
3. Флюид Арт. Техника Рисования Жидким Акрилом // Информационный сайт студии «Draw up». — URL