Арт-терапевтический мастер-класс «Душа рисует красоту» в технике «Монотипия»
ГБДОУ № 41 детский сад комбинированного вида Колпинского района,
г. Санкт-Петербурга.
Тема работы:
Арт-терапевтический мастер-класс в технике «Монотипия»
«ДУША РИСУЕТ КРАСОТУ».
( в рамках районного фестиваля «Красота живет повсюду»)
Автор: Губанова Наталья Вячеславовна.
должность: педагог-психолог
г. Колпино
г. Санкт-Петербург
2018 г.
Данный мастер-класс предназначен для педагогов, родителей, детей от пяти лет
Цель: Снижение эмоционального напряжения, повышение психического тонуса. Активизация творческого потенциала.
Задачи:
· Создание положительного эмоционального климата, используя методы и приемы арт-терапии, создание “ситуации успеха”, как одной из форм организации мастер – класса.
· Систематизирование знаний участников о техниках арт-терапии.
· Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
· Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
· Развитие творческого воображения, фантазии.
· Самопознание, гармонизация личности.
Материалы:
· Теоретические: папка с материалами по теме мастер – класса, сопровождение выступления ведущего материалами в электронном виде в стиле “Презентация”.
· Практические: бумага для рисования, оргстекло, краски, кисти, тряпочки, баночки с водой, салфетки, пульверизатор, фен, музыкальная запись из цикла “Музыка для релаксации”.
ПАМЯТКА
участника мастер-класса:
· Получи удовольствие!
· Позволь себе быть свободным!
· Доброжелательность к себе и другим.
· Постарайся быть внимательным.
· Избегай оценок и суждений.
· Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!
Предназначение: композицию можно использовать для украшения интерьера, в качестве подарка.
План мастер-класса:
1. Введение.
2. разминка. «Ласковое имя».
3. Чтение сказки Л.Чарской «Сказка о красоте».
4. Упражнение «Сосуд».
5. Монотипия с дорисовыванием.
6. Рефлексия.
7. Завершение работы, прощание.
Ход мастер-класса:
1. Введение.
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Я предлагаю вам занятие, которое снимет усталость, поднимет настроение, самооценку и каждый из вас почувствует себя художником. Использовать будем метод арт - терапии.
Во время мастер-класса мы:
1. Рассмотрим все тонкости применения гуаши и акварели в монотипии по стеклу и в скетчбуке.
2. Научимся подбирать цвета для монотипии с помощью Цветового круга Иттена.
3. Выясним как нормализовать психическое и физическое состояние с помощью написания картин определенного цвета.
4. Научимся рисовать отдельные цветы и букеты с помощью акварельной и гуашевой монотипии.
5. Cоздадим несколько цветочных монотипий в заданной цветовой гамме.
Занятия арт-терапией — это художественное лечение творчеством. Оно в основном задействует невербальные способы общения и самовыражения, применяется во многих направлениях психотерапии, в бизнесе, социальной работе, в педагогике.
Рисование — самый популярный метод арт-терапии.
Произвольный, тематический, сюжетный, хаотический, раскраски... О мастерстве и таланте в арт-терапии речь не идет.
Главное—получить огромное удовольствие от самого процесса рисования.
Заниматься арт - терапией может любой желающий, потому что в каждом из нас есть творческое начало, которое порой мы так усердно губим и скрываем даже от самих себя, а уроки рисования помогут нам его открыть. В сочетании цветов, смешении красок и интуитивном создании образов Вы найдете алхимическую формулу удачи! А шедевры, написанные в процессе занятий, станут не только украшениями, но и талисманами вашего дома.
2.Разминка.
«Ласковое имя». Участники должны представиться – по кругу пропеть свое имя ласково.
3. Чтение сказки Л.Чарской «Сказка о красоте».
Лидия Алексеевна Чарская«Сказка о Красоте»
Обсуждение сказки с использованием техники «эмоционального рисования».
Участники получают лист А4, разграфленный на 6 зон. В каждой зоне предлагается нарисовать свое понимание красоты по сенсорному признаку:
1. Как вы видите цвет красоты.
2. Нарисуйте, пожалуйста, как вы видите форму красоты.
3. Нарисуйте красоту с помощью линии.
4. Нарисуйте, как вы представляете себе красивую музыку.
5. Нарисуйте запах красоты.
6. Нарисуйте красивый предмет или животное.
Рефлексия (представление и обсуждение результатов)
4. Упражнение «Сосуд».
Участники получают шаблоны сосуда – вазы.
А сейчас представьте, пожалуйста, что каждый из нас – сосуд, наполненный чувствами, мыслями и эмоциями. Этот сосуд перед вами. Заполните его, пожалуйста, цветом, линиями, узорами – каждый, как он сам себя видит, как представляете себе свой внутренний мир, свое состояние. Цель нашей работы: подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения. (Используется музыка для релаксации Энио Морриконе.)
По завершении работы – рефлексия.
5. Монотипия с дорисовыванием.
А сейчас мы с вами немножко поиграем с красками и вы убедитесь сами, что в каждом из вас живет художник, за 15 минут мы создадим 2 шедевра.
***
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
Валентин Берестов
***
Тема нашей встречи - знакомство с монотипией, создание «Букета-настроения» в технике «Монотипия».
Монотипия — один из удивительных видов изобразительного искусства. Mono означает «один», typos — «отпечаток». Единственный отпечаток, который может быть сделан любыми красками на любых основах.
Монотипия – это техника «уникального отпечатка», при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе.
Первооткрывательницей этого художественного метода была художница Елизавета Кругликова, которая сто лет назад делала офорты и в спешке сделала «кляксу» на печатной доске. Эффект отпечатанной «кляксы» ей понравился и она стала использовать его в своих работах.
Для работы нам потребуется:
Гуашь, кисть№1,№3
Четыре листа плотной белой бумаги формата А4
Монотипическая поверхность (обязательно идеально чистая поверхность)- «стекло»
Баночка с чистой водой
Ход работы
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития.
При действии кисточкой и красками работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.
Я стараюсь предоставлять каждому ребенку свободу для художественно-творческого решения общей задачи. В результате способность детей к целенаправленной творческой деятельности становится критерием их художественного развития. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища. Большое внимание на занятиях я уделяю на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, что способствует активизации внимания.
В своей работе я часто использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Это увлекательная, завораживающая деятельность. И мы не раз убедились в этом, рисуя с детьми.
- Сегодня мне хочется показать Вам что-то необычное, весёлое, оригинальное. Эту нестандартную технику творчества многие из вас знают, монотипия - это значит уникальный отпечаток в единственном экземпляре, оттиск в зеркальном отображении. Монотипию могут освоить дети дошкольного возраста, печатая осенний пейзаж, букет цветов в вазе, бабочек. Оставьте несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согните лист пополам и плотно сожмите. Разверните, и вы увидите необычные, причудливые узоры – кляксы. По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Задача педагога - пробудить фантазию ребенка, обратите занятие в игру. Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира.
- Уважаемые гости! Скоро наступит лето, природа украсила все вокруг разноцветными красками. И первыми признаками наступающего лета являются разнообразные цветы, которые окружают нас повсюду. Все мы мечтаем об отдыхе на природе. Я предлагаю вам расслабиться и отдохнуть.
Давайте подумаем, какие цветы представляете вы, глядя на тот или иной цвет?
Ответы:
синий – васильки, астры, анютины глазки и т. д.)
Красный – мак, роза, георгин и т. д.)
Желтый – лютик, мать-и-мачеха, мимоза и т. д)
– А вы знаете, что времена Екатерины II даже был разработан “Реестр о цветах”, где красный цвет означал любовь, зеленый – надежду, голубой – верность, черный – печаль, желтый – измену.
Иногда цветы присылались вместо писем. Например, гиацинт по числу бутонов “назначал” день встречи, а колокольчик по количеству цветков “уточнял” даже час свидания.
Именно цветы мы сегодня и будем рисовать. Цветы мы будем рисовать разноцветные, яркие, летние. Я хочу сказать вам, что рисовать мы сегодня будем, используя нетрадиционную технику – монотипию.
Ведущий показывает свою работу с монотипией «Цветы», детские работы и коллективную работу «весенний луг» и говорит:
- Рисование с ребятами проводим в несколько этапов. Сначала мы рисовали коллективную работу, затем мы рисовали цветы разноцветной гуащью. Посмотрите, пожалуйста, какие цветы я для вас нарисовала. Нравится? Хотите тоже попробовать? Тогда приступим.
- Но, для начала давайте запустим наш механизм воображения.
Упражнение на релаксацию «Рождение цветка». Фонограмма.
- Закройте глаза и представьте себя маленьким ростком цветка. Росточек только-только появился. Он еще совсем маленький. Солнышко согревает его и помогает ему расти. Лепесточки цветка раскрываются. Он поворачивает бутончик по направлению солнца. Лепестки раскрываются все шире и шире. Наши руки тянутся к солнцу, потянемся, встряхнули ладошками. Вдохнем глубоко, полной грудью цветочный запах. Представим улыбки людей, которые смотрят на цветы и вдыхают их ароматы. Пусть каждый из вас даст название своему цветку. Вот какая пестрая цветочная поляна у нас получилась. На счет «три» откроем глаза, улыбнемся друг другу и приступим к работе.
Для Монотипии нам понадобится:
1. Сначала нальём немного туши разного цвета в ячейки палитры.
2. Все готовы и заинтригованы. Берём в руки кисточки. Давайте вырастим необычные розы! Какого они могут быть цвета? (Ответы)
3. Нанесём цветную тушь в виде пятнышек. Берём цвета, какие больше нравятся. Сразу представим себе, что это будет — букет, клумба, куст?
4. Теперь берём шпажку (палочку) и тупым концом закручиваем на пятнышке спираль. Начинать надо не от центра цветка, а от края.
Слышатся первые удивлённые возгласы — как красиво получается!
5. Взяли зелёную тушь и поставили точки под цветами — основания.
6. Нарисуем стебли и листочки.
7. Теперь закручиваем листья. Начинаем сверху. Делаем спираль, но в форме капли. Захватывайте немного белого от краёв, чтобы получились мраморные разводы.
8. Немного расправим шпажкой стебель. Вытянем чашелистики и острым концом шпажки оттянем колючки на стебле и листьях.
9. И вот начинается сама монотипия. Это значит — уникальный отпечаток в единственном экземпляре. Берём уже хорошую плотную бумагу (для черчения, ватман, накладываем на наш рисунок. Прижимаем, но не выдавливаем краску. Слегка проглаживаем, чтобы рисунок отпечатался на бумаге. Снимает отпечаток, можно подсушить его феном, а пока он сушится, сделать еще один, если основа подсохла – освежаем ее, используя пульверизатор..
10. Полученные изображения можно доработать, используя пастель или краски. Тонкой кистью дорисовать необходимые детали.
11. В итоге, рисунок получается сухой. Его можно красиво обрезать фигурными ножницами и приклеить на картон или вставит в рамку.
Монотипная печать – отличный подмалевок для работы в смешанной технике. Плавные переходы тонов монотипии усиливают декоративный эффект.
Высохшие работы вставьте в рамки.
Вот так мы получаем удовольствие от рисования. А вы? Вам было интересно? Как и обещала за 15 минут -2 шедевра.
Полюбуйтесь на ваши работы, прочувствуйте в них ваше состояние, ваши эмоции. Понравились ли вам ваши результаты творчества.
6. Рефлексия. Обсуждение результатов, оценка внутренних изменений, произошедших с участниками. Отзывы о мастер-классе. Работа в кругу.
***
7. Завершение работы, прощание.
На этом мы завершаем нашу работу, очень рада была всех Вас видеть на моем мастер-классе. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Всем Вам желаю мира, спокойствия, гармонии, счастья и любви.
И на прощание – небольшое напутственное стихотворение.
Не ищи вокруг напрасно,
а в себе ты поищи
Расцветающие краски - монотипии души.
г. Пушкин.
г. Санкт-Петербург
8.09.2018 г.
Библиография.
1. Рогов Е.И. – Настольная книга практического психолога. Ч. 1, 2. – М. – 2000
2. Микляева Ю.В. – Работа педагога – психолога в ДОУ. - М. – 2005
3. Широкова Г.А. – Справочник дошкольного психолога. – Р. на Д. – 2004
4. http://www.psi-net.ru/ Информационная сеть российской психологии
5. http://www.art-therapy.ru/ Сайт по арт-терапии