Использование народного искусства на уроках в детской школе искусств

2
0
Материал опубликован 24 November 2022



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ

В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ


Сегодня в российской системе образования особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, развитие ее духовного потенциала. Поведение человека будущего прямо зависит от образовательного уровня современного ребенка, от его эмоционально-ценностного отношения к миру, от уровня эстетического восприятия действительности, от его морально-нравственных качеств. Поэтому перед дополнительным образованием сегодня стоит задача воспитывать личность творческую, обладающую развитыми эстетическими и нравственными качествами, готовую к продуктивной созидательной деятельности в условиях социальных и экономических преобразований в обществе.

Современный ребенок постоянно находится в потоке самой разнообразной информации и впечатлений, в том числе и эстетического характера. Разобраться в этом потоке, представить себе явления жизни и искусства в порядке значимости помогает эстетическое воспитание.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное, декоративно-прикладное и изобразительное искусство.

Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

В дополнительном образовании современной российской системы образования глубокое изучение детьми народного искусства происходит на фольклорном, народном, художественном и театральных отделениях детских школ искусств. Каждое отделение уделяет внимание своему профилю: фольклористы – изучению музыкального фольклора, народной хореографии; народники – инструментальному материалу; театралы – устному народному творчеству. На занятиях с учащимися художественного отделения особое внимание уделяется предметам традиционных видов народного искусства - декоративно-прикладному искусству. Изделия, народных умельцев, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка, - это не только проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа, но и прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогающие воспитывать у детей уважение, гордость и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Не случайно в нашей стране стало традицией устраивать праздники народного искусства, участниками которых являются мастера-умельцы, исполнители фольклорных старинных песен, хороводов. С этой целью организуются ярмарки с самодельными товарами, народные гулянья.

Знакомство детей с народным искусством опирается на принципы общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении, наглядности. Тематический план уроков выстраивается так, чтобы учащиеся постепенно знакомились с народными образцами декоративно-прикладного искусства. Все многообразие декоративно - прикладного искусства традиционно делится на виды по технологиям обработки различных материалов.

материал

технология

промыслы

дерево

резьба по дереву

роспись по дереву

Борогодская игрушка

Хохлома, Городец, Мецень

глина

посуда

игрушка

Гжель, Дымково

Каргопольская

металл

ювелирное дело

финифть

роспись по металлу

с. Красное Костромской обл

Д. Мстёра В. Устюг

Жостово

ткань

вышивка

кружевоплетение

золотое шитьё

Владимирская

Вологодское, Елецкое, Михайловское и т. д.

Г. Торжок

кость

резьба по кости(ларцы, гребешки)

скульптуры из кости


Тобольская, Архангельская обл.

Хотьково, Московская обл.

бумага, картон

папье-маше (шкатулки, коробочки)

лаковая миниатюра

Федоскино, Палех, Холуй

Мстёра.


На занятиях происходит ознакомление учащихся с изделиями народных мастеров, даются представления о жизни и быте, промыслах народа, рассматриваются образцы народного декоративного искусства с целью ознакомления детей с народными орнаментами, народными узорами и сочетаниями элементов орнамента и композиции в целом; рассказывается о художественном наследии народа в традиционных изделиях народных умельцев.

Особенности образного языка народного искусства позволяют развивать эстетическую восприимчивость учащихся к явлениям и предметам окружающего мира. Лепка, резьба, вышивание, роспись и другие виды декоративно-прикладного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов. Народные художественные ремесла отвечают также естественной потребности детей в ярких цветах, красочных мотивах. Тематизм в оформлении предметов обихода чрезвычайно разнообразен по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, он поднимался на уровень искусства в художественной росписи Палеха, Мстеры, в хохломской, жостовской росписи, мастерстве вологодских кружевниц, в игрушечном мастерстве Дымково, Городца, Загорска. Именно в этих простых вещах, наполняющих и укрепляющих наш быт, заложено начало искусства. Народное искусство сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком.

Большое внимание в дополнительном образовании уделяется посещению учащимися выставок предметов народного искусства с целью закрепления знаний о многообразии видов и жанров искусства народа, развитие стремление к прекрасному, воспитание уважения к народным традициям, культурным ценностям.

Таким образом, можно сделать вывод, что в народном искусстве много воспитательных возможностей, которые позволяют приобщать детей к духовной культуре своего народа. Народное искусство наглядно демонстрирует жизненные идеалы, эстетические ценности художественных вкусов. Включение учащихся в различные виды творческой, познавательной деятельности, которые основаны на материалах народного искусства, являются одним из основных условий полноценного эстетического воспитания детей, развития их творческих способностей.

 

Список литературы:

1. Кошелева Л. Ю., Гаврюк О. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.// Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018.

2. Сафарова Г.М. Народное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(41).

3. Аристова У.В. Народное искусство как средство эстетического воспитания школьников // Дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 1999 230 c.






5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации