Использование народного искусства на уроках в детской школе искусств
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ
В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Сегодня в российской системе образования особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, развитие ее духовного потенциала. Поведение человека будущего прямо зависит от образовательного уровня современного ребенка, от его эмоционально-ценностного отношения к миру, от уровня эстетического восприятия действительности, от его морально-нравственных качеств. Поэтому перед дополнительным образованием сегодня стоит задача воспитывать личность творческую, обладающую развитыми эстетическими и нравственными качествами, готовую к продуктивной созидательной деятельности в условиях социальных и экономических преобразований в обществе.
Современный ребенок постоянно находится в потоке самой разнообразной информации и впечатлений, в том числе и эстетического характера. Разобраться в этом потоке, представить себе явления жизни и искусства в порядке значимости помогает эстетическое воспитание.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное, декоративно-прикладное и изобразительное искусство.
Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
В дополнительном образовании современной российской системы образования глубокое изучение детьми народного искусства происходит на фольклорном, народном, художественном и театральных отделениях детских школ искусств. Каждое отделение уделяет внимание своему профилю: фольклористы – изучению музыкального фольклора, народной хореографии; народники – инструментальному материалу; театралы – устному народному творчеству. На занятиях с учащимися художественного отделения особое внимание уделяется предметам традиционных видов народного искусства - декоративно-прикладному искусству. Изделия, народных умельцев, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка, - это не только проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа, но и прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогающие воспитывать у детей уважение, гордость и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Не случайно в нашей стране стало традицией устраивать праздники народного искусства, участниками которых являются мастера-умельцы, исполнители фольклорных старинных песен, хороводов. С этой целью организуются ярмарки с самодельными товарами, народные гулянья.
Знакомство детей с народным искусством опирается на принципы общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении, наглядности. Тематический план уроков выстраивается так, чтобы учащиеся постепенно знакомились с народными образцами декоративно-прикладного искусства. Все многообразие декоративно - прикладного искусства традиционно делится на виды по технологиям обработки различных материалов.
материал | технология | промыслы |
дерево | резьба по дереву роспись по дереву | Борогодская игрушка Хохлома, Городец, Мецень |
глина | посуда игрушка | Гжель, Дымково Каргопольская |
металл | ювелирное дело финифть роспись по металлу | с. Красное Костромской обл Д. Мстёра В. Устюг Жостово |
ткань | вышивка кружевоплетение золотое шитьё | Владимирская Вологодское, Елецкое, Михайловское и т. д. Г. Торжок |
кость | резьба по кости(ларцы, гребешки) скульптуры из кости | Тобольская, Архангельская обл. Хотьково, Московская обл. |
бумага, картон | папье-маше (шкатулки, коробочки) лаковая миниатюра | Федоскино, Палех, Холуй Мстёра. |
На занятиях происходит ознакомление учащихся с изделиями народных мастеров, даются представления о жизни и быте, промыслах народа, рассматриваются образцы народного декоративного искусства с целью ознакомления детей с народными орнаментами, народными узорами и сочетаниями элементов орнамента и композиции в целом; рассказывается о художественном наследии народа в традиционных изделиях народных умельцев.
Особенности образного языка народного искусства позволяют развивать эстетическую восприимчивость учащихся к явлениям и предметам окружающего мира. Лепка, резьба, вышивание, роспись и другие виды декоративно-прикладного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов. Народные художественные ремесла отвечают также естественной потребности детей в ярких цветах, красочных мотивах. Тематизм в оформлении предметов обихода чрезвычайно разнообразен по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, он поднимался на уровень искусства в художественной росписи Палеха, Мстеры, в хохломской, жостовской росписи, мастерстве вологодских кружевниц, в игрушечном мастерстве Дымково, Городца, Загорска. Именно в этих простых вещах, наполняющих и укрепляющих наш быт, заложено начало искусства. Народное искусство сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком.
Большое внимание в дополнительном образовании уделяется посещению учащимися выставок предметов народного искусства с целью закрепления знаний о многообразии видов и жанров искусства народа, развитие стремление к прекрасному, воспитание уважения к народным традициям, культурным ценностям.
Таким образом, можно сделать вывод, что в народном искусстве много воспитательных возможностей, которые позволяют приобщать детей к духовной культуре своего народа. Народное искусство наглядно демонстрирует жизненные идеалы, эстетические ценности художественных вкусов. Включение учащихся в различные виды творческой, познавательной деятельности, которые основаны на материалах народного искусства, являются одним из основных условий полноценного эстетического воспитания детей, развития их творческих способностей.
Список литературы:
1. Кошелева Л. Ю., Гаврюк О. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.// Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018.
2. Сафарова Г.М. Народное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(41).
3. Аристова У.В. Народное искусство как средство эстетического воспитания школьников // Дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 1999 230 c.
5